ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428/20 от 05.06.2020 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело №2-428/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2020 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.А.,

при секретаре Погодиной Е.В.,

с участием истца Михайловой О.Д.,

представителя ответчика ГУ УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцной О.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой О.Д. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлова О.Д. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии №….. от 01.07.2019 года в части исключения из специального стажа периодов: 10.06.2006 по 31.12.2008 – в должности учителя на 0,67-0,78 ставки и в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», обязать УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) включить в специальный стаж период работы с 10.06.2006 по 31.12.2008 – в должности учителя на 0,67-0,78 ставки и в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскать уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.

Заявленные требования обоснованы тем, что истец работает директором МОУ «Основная общеобразовательная школа №10». В учреждениях образования она проработала более 25 лет. 06.05.2019 г. она обратилась в Управление УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, в установлении которой было отказано (решение об отказе в установлении пенсии №…. от 01.07.2019 г.). Продолжительность специального стажа согласно решению составляет 23 года 07 месяцев 00 дней (при требуемом 25 лет). Не были включены в специальный стаж, в частности, периоды работы с 10.06.2006 по 31.12.2008 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в Неполной средней школе №10 (МОУ «Основная общеобразовательная школа №10»). Также не включен в специальный стаж период работы с 10.06.2006 по 31.12.2008 - ведение педагогической нагрузки без занятия штатной должности учителя в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10». Отказ УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) она считает не обоснованным и незаконным по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных указанными Правилами. Таким образом, если заместитель директора по учебно-воспитательной работе, выполняющий работу на 0,5 ставки, одновременно работает учителем не менее чем на 0,5 ставки, то не имеется оснований для отказа во включении периода работы на таких условиях в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в разных должностях, включенных в Список, - на основании отдельно заключенных трудовых договоров по каждой из должностей или путем внесения в основной трудовой договор (например, по должности заместителя директора) дополнения о выполнении преподавательской работы в необходимом объеме. В спорный период (с 10.06.2006 по 31.12.2008) истец работала в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» учителем на 0,67 - 0,78 ставки, а также на должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, а в суммарном выражении более, чем на полную ставку. Доводы Ответчика относительно недопустимости суммирования нормы рабочего времени работы учителем и работы по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе основаны на неправильном толковании норм российского права. На основании вышеизложенного полагает, что решение ….. от 01.07.2019 года УПФ РФ в г.о. Шуе Ивановской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии ограничивает конституционные права истца на социальное (пенсионное) обеспечение. Считает, что периоды её работы с 10.06.2006 по 31.12.2008 - в должности учителя на 0,67 - 0,78 ставки и в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» (при суммировании более ставки) подлежат зачету в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. С учетом вышеуказанных периодов, необоснованно исключенных Ответчиком при расчете, продолжительность специального стажа истца составляет более 25 лет, что является основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Михайлова О.Д. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила суд заявленные исковые требования удовлетворить, указав, что работала учителем физики.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Моцная О.Н. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что на момент обращения, специальный стаж истца составляет 23 года 7 месяцев 00 дней (при требуемом специальном стаже 25 лет). На основании представленных документов в специальный стаж в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не были включены следующие периоды: с 10.06.2006 по 31.12.2008 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в Неполной средней школе № 10 (МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10), т. к. на основании пункта 8 (подпункт «б») Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, засчитывается работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе при условии выполнения нормы рабочего времени (продолжительности, предусмотренной трудовым законодательством), установленной за должностной оклад, и с 10.06.2006 по 31.12.2008 - ведение педагогической нагрузки без занятия штатной должности учителя в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10, т.к. на основании «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа в должностях, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Правилами № 781 определены различные критерии включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в должностях, предусмотренных в Списке № 781: для отдельных категорий работников (например, учителей) - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (пункт 4 Правил № 781), а для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (подпункт «б» пункт 8 Правил № 781). Это подтверждается и положениями приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», в соответствии с которым педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности устанавливается продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы), продолжительность рабочего времени заместителей руководителей образовательных учреждений, предусмотренных в подпункте «б» пункта 8 Правил № 781, не конкретизируется часами педагогической или учебной нагрузки, как это предусмотрено, например, в отношении учителей общеобразовательных школ. Для заместителей руководителей, предусмотренных в подпункте «б» пункта 8 Правил № 781, устанавливается должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей. Таким образом, основным условием досрочного пенсионного обеспечения заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы является выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. При этом выполнение в указанный период преподавательской работы (педагогической или учебной нагрузки) значения не имеет. Суммирование работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня, с педагогической или учебной нагрузкой по должности учителя, фактически отождествляют работу в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом (организация деятельности образовательного учреждения, координация работы преподавателей, воспитателей и других работников, разработка учебно­методической документации и прочее), с работой в должности учителя, трудовой функцией которой является преподавательская работа (обучение и воспитание обучающихся), что не корреспондируется с положениями Правил № 781. Правило о суммировании рабочего дня, установленное в п. 4 указанных Правил, не может применяться к должностям, поименованным подпунктом «б» пункта 8 Правил, в частности к заместителю директора по учебно-воспитательной работе, поскольку законодатель предусматривает возможность суммировать (по основному и другим местам работы) только педагогическую или учебную нагрузку, установленную на ставку заработной платы педагогических работников, в то время как действующим законодательством не предусмотрена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в отношении заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Учитывая изложенное, не имеется оснований для суммирования работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняемой на условиях неполного рабочего дня, и педагогической работы в должности учителя. На основании вышеизложенного УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) просит в удовлетворении исковых требований Михайловой Ольги Дмитриевны отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ст.39 Конституции). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.59 Конституции).

Положениями ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

В силу данной нормы закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что6 мая 2019 года Михайлова О.Д.обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от№….от01.07.2019 годав назначении указанной пенсииМихайловой О.Д.отказано в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа, который согласно данному решению, на дату обращения за пенсией составил 23 года 07 месяцев 00 дней (л.д.10-12).

Из трудовой книжки истца следует, что Михайлова О.Д. 10.06.2006 года принята в порядке перевода на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», 09.09.2018 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника, на основании постановления Администрации №1128 от 06.09.2018 года Михайлова О.Д. принята на работу в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» на должность директора, где работает по настоящее время (л.д.13-15).

Согласно уточняющей справке№ 28от 24.05.2019 года, представленной МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», следует, что Михайлова О.Д. работала в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с 10.06.2006 года по 31.12.2008 год, с 01.01.2009 по 09.09.2018 года на 1 ставку, занимала штатную должность и имела педагогическую нагрузку как учитель без занятия штатной должности с 10.06.2006 по 09.09.2018 (с 10.06.2006 по 31.08.2006 на 0,78 ставки, с 01.09.2006 по 31.08.2007 на 0,72 ставки, с 01.09.2007 по 31.12.2008 на 0,67 ставки) (л.д.16-18).

Из справки, представленной Администрацией г.о. Шуя,№ 240от13.05.2019 года следует, что Михайлова О.Д. работает в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» в должности директора с 10.09.2018 года по настоящее время (л.д.19-20).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 г. №781).

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. №781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. №781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. №781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. №781.

Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. №781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт «б» пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. № 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. №781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. №781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191; действовало в спорный период работы истца с 10.06.2006 по 31.12.2008) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.

Из уточняющей справки, представленной МОУ «Основная общеобразовательная школа №10», установлено об отсутствии у истца в спорный период требуемой нормы педагогической нагрузки учителя, что также не оспаривалось Михайловой О.Д. судебном заседании.

Работу истца на 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе нельзя рассматривать как имевшую место в условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством (то есть, за ставку заработной платы). Таким образом, оснований для включения периодов работы истца с10.06.2006 по 31.12.2008в льготный стаж не имеется.

Доводы истца со ссылками на п. 4 Правил№781, предусматривающий возможность суммирования нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), по основному и другим местам работы, и, по мнению истца, не содержащий какого-либо исключения суммирования нормы рабочего времени, с указанием на то, что при суммировании периодов ее работы образуется ставка, позволяющая ей право включения спорного периода работы в специальный стаж, суд считает основанной на неверном толковании норм материального права.

Правило о суммировании рабочего времени, установленное в п. 4 указанных Правил, не может применяться к должностям, поименованным подп. «б» п. 8 Правил№781, в частности, к заместителю директора по учебно-воспитательной работе, поскольку законодатель предусматривает возможность суммировать (по основному и другим местам работы) только педагогическую или учебную нагрузку, установленную на ставку заработной платы педагогических работников, в то время как действующим законодательством не предусмотрена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в отношении заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени.

Ссылка истца на судебную практику по другим аналогичным делам не может быть принята во внимание по настоящему делу, поскольку в системе российского права судебный прецедент, за исключением актов Конституционного Суда Российской Федерации, не относится к источникам права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Михайловой О.Д. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий Лебедева Н.А.

В окончательной форме решение суда изготовлено 5 июня 2020 года.

Председательствующий Лебедева Н.А.