ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428/20 от 18.02.2020 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0002-01-2020-000100-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута, Республика Коми 18 февраля 2020 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,

с участием истца - Голубца И.Н.,

третьих лиц Сидоровой Л.В., Обуховой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428/2020 по иску Голубца Ивана Николаевича к Благотворительному фонду развития физической культуры и спорта г.Воркуты "Спорт без границ" о ликвидации благотворительного фонда,

установил:


Истец обратился в суд с требованиями о ликвидации благотворительного фонда, внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, обосновав их отсутствием должного финансирования фонда, имущества для осуществления целей, деятельности с 2015 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснив, что Фонд не осуществлял деятельность с момента его образования. Ни финансов, ни имущества не имел и не имеет.

Третьи лица Сидорова Л.В., Обухова Ю.Н. требования иска и доводы истца поддержали.

Третьи лица Коровина Т.И., Кучин О.Ю., Жиурайте Я.В., Филиппова О.И. о судебном разбирательстве извещены, в связи с чем по нормам ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон о некоммерческих организациях), некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, 16.02.2015 Фонд был зарегистрирован в качестве некоммерческой организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации.
Голубец И.Н., Коровина Т.И., Сидорова Л.В., Обухова Ю.Н., Жиурайте Я.В., Филиппова О.Н. являются учредителями Фонда. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и не оспаривается лицами, привлеченными к участию в деле. Обязательственные права Кучина О.Ю. в отношении Фонда прекращены, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ 30.01.2020.

Таким образом, Голубец И.Н. является заинтересованным лицом, полномочным на обращение в суд с заявлением о ликвидации Фонда.
Согласно Отчёту об использовании имущества Фонда и расчётам по страховым взносам, имущество, работники, иные затраты у Фонда отсутствуют.

В судебном заседании истец, третьи лица (также являющиеся учредителями Фонда) пояснили об отсутствии имущества Фонда, какой-либо деятельности с момента образования.

Таких образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации Фонда.
Законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становиться возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
Требования истца о внесении изменений в ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требования п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и могут нарушить права кредиторов Фонда.

Статья 61 ГК РФ (ч.5) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.

В силу ч.2,6 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61 - 63 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и предполагает соблюдение установленных законом этапов ее прохождения, в том числе необходимость уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора или формировании ликвидационной комиссии, уведомления регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса и ее завершения посредством утверждение и представление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Суд не наделен обязанностью назначать ликвидационную комиссию и устанавливать порядок и процедуру ликвидации, поскольку на судебные органы не распространяются положения ст. 62 ГК РФ о том, что учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации, в случае, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями либо органом, уполномоченным на то учредительными документами.

Пунктом 3 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и срока ликвидации не являются обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и срок ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнять учредители (участник) некоммерческой организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:


Ликвидировать Благотворительный фонд развития физической культуры и спорта г.Воркуты "Спорт без границ" (ОГРН 1151100000138), исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме - 25.02.2020.

Председательствующий Е.Ю.Солодилова