ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428/2016 от 17.11.2016 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чухлома 17 ноября 2016 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Юхман Л.С.,

помощника прокурора Чухломской районной прокуратуры - Чичерина Н.Н.,

при секретаре Баушевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Чухломского района в интересах муниципального образования - Судайское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права муниципальной собственности Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района на невостребованную земельную долю, принадлежащую К.А.И.

установил:

Прокурор Чухломского района обратился в суд в интересах муниципального образования - Судайское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Росимущество) о прекращении права собственности К.А.И. на земельную долю площадью <данные изъяты> га, являющуюся частью земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения и признании права муниципальной собственности Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области на указанную невостребованную земельную долю, принадлежащую К.А.И. умершейДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района установлено, что в 1994 году на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», в долевую собственность членов товарищества с ограниченной ответственностью «Смена» были переданы земельные паи, в том числе К.А.И. часть земельного участка с кадастровым из состава земель сельскохозяйственного назначения, имеющего площадь <данные изъяты> кв.м. Общая площадь переданной К.А.И.. в собственность доли составляет 9,3 га, что подтверждается выданным ей свидетельством на право собственности на землю.

Администрация Судайского сельского поселения с целью определения статуса земельных долей составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Данный список был опубликован в официальном информационном бюллетене «Новый день» от 29.04.2014 года, размещен на официальном сайте Судайского сельского поселения в сети «Интернет», информационных щитах Судайского сельского поселения.

18.07.2014 года администрация Судайского сельского поселения опубликовала сообщение о проведении общего собрания в официальном печатном издании «Новый день», на официальном сайте Судайского сельского поселения в сети «Интернет», информационных щитах администрации Судайского сельского поселения. Общее собрание собственников было назначено на 29.08.2014 года на 15 часов 00 минут.

Общее собрание участников общей долевой собственности ряда земельных участков и в том числе имеющего кадастровый номер состоялось 29.08.2014 года.

Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности от 29.08.2014 года, на собрании присутствовал 1 участник общей долевой собственности.

В виду отсутствии кворума общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок не состоялось, решение по вопросу об утверждении списка невостребованных долей не принято.

Постановлением администрации Судайского сельского поселения «Об утверждении списка невостребованных земельных долей» от 29.09.2014 года № 29, то есть по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей, утвержден список невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты>). В том числе, признана невостребованной доля, принадлежащая К.А.И. ( в списке).

Согласно копии актовой записи о смерти, полученной от отдела ЗАГС Чухломского муниципального района К.А.И. умела ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со сведениями, полученными от нотариуса, наследственное дело после смерти К.А.И.. по состоянию на 20.10.2016 года не заводилось.

Согласно действующему законодательству все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.

Поскольку в настоящее время спорная земельная доля остается невостребованной, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав муниципального образования Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании прокурор Чухломского района исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Костромской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещен своевременно и надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель по доверенности Игишева А.Ю. указала, что имущественных притязаний на предмет спора ТУ Росимущества в Костромской области не имеет. Полагаясь на независимость, объективность и беспристрастность суда, считает возможным оставить рассмотрение спора на его усмотрение. Считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ТУ Росимущества в Костромской области.

Представители третьих лиц - администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области Копф Т.А. и администрации Чухломского муниципального района Костромской области в судебном заседании не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены.

Глава администрации Судайского сельского поселения Копф Т.А. в заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования прокурора поддержала.

Глава Чухломского муниципального района ФИО8 также против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основывается оборот сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий от 28 января 2003 года, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 12.1 Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.

Так, в соответствии с пунктом 1 и 2 ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В силу п. 8 ст. 12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.11-14) следует, что земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>», имеет кадастровый , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Судом установлено и материалами гражданского дела подтверждено, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» главой администрацией Чухломского района было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам в частную собственность земельных долей товарищества «<данные изъяты>

На основании вышеуказанного постановления К.А.И. было выдано свидетельство на право собственности на земельную долю общей площадью <данные изъяты> га, в том числе пашни - <данные изъяты> га (л.д.9-10).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Согласно п. 4 ст. 12.1 указанного закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В соответствии с пунктом 6 ст. 12.1 данного закона лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

Администрацией Судайского сельского поселения с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными в порядке ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Данный список был опубликован в официальном информационном бюллетене «Новый день» от 29.04.2014 года (л.д.16-19), размещен 30.04.2014 года на официальном сайте Судайского сельского поселения в сети «Интернет» (л.д.32-34).

18.07.2014 года администрация Судайского сельского поселения опубликовало сообщение о проведении общего собрания в официальном информационном бюллетене «Новый день» (л.д.20), на официальном сайте Судайского сельского поселения в сети «Интернет» (л.д.31), информационных щитах администрации Судайского сельского поселения (л.д.15). Общее собрание собственников было назначено на 29 августа 2014 года на 15 часов 00 минут.

В соответствии со ст.14.1 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.

29 августа 2014 года состоялось общее собрание участников общей (долевой) собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от 29.08.2014 года, на собрании присутствовал 1 участник общей долевой собственности.

Ввиду отсутствия кворума общее собрание участников долевой собственности на земельный участок не состоялось, решение по вопросу об утверждении списка невостребованных земельных долей не принято.

Постановлением администрации Судайского сельского поселения "Об утверждении списка невостребованных земельных долей» от 29 сентября 2014 года №29 (л.д.23), т.е. по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей, утвержден список невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером . В указанном списке невостребованная земельная доля, принадлежащая К.А.И. находится под номером 33.

Таким образом, порядок признания земельной доли невостребованной, определенный пунктами 3, 4, 5, 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», органом местного самоуправления соблюден в полном объеме.

Представленной копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается факт смерти К.А.И.. (л.д.8).

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, именно наследник обязан осуществить действия по принятию и защите открывшегося наследства.

Согласно сообщению нотариуса Чухломского нотариального округа Долгих О.В. от 20.10.2016 года (л.д.7) наследственного дела к имуществу К.А.И. умершей ДД.ММ.ГГГГ нотариусом не заводилось.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В соответствии с п. 5.35 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводом представителя истца о том, что надлежащим ответчиком по разрешенному спору о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Костромской области.

В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.

Учитывая, что данные спорные правоотношения возникли до вступления в силу Федерального законам от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", то положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции от 23 июля 2013 года не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Таким образом, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится соответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, так как указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

После смерти собственника земельной доли К.А.И. Российская Федерация в лице его территориального органа ТУ Росимущества в Костромской области своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявляло.

Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении земельной доли К.А.И. в список невостребованных.

Вместе с тем, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установлено, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю.

Администрацией Судайского сельского поселения в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованной земельной доли, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, однако до настоящего времени ни собственник, ни наследники умершего собственника спорной земельной доли, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельный участок в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.

Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии с положениями пунктов 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорные земельные доли являются невостребованными, так как собственники земельных долей не распорядились ими в течение трех и более лет подряд, права на эти доли не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В пункте 1 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ указаны возможные способы распоряжения земельной долей, в том числе, распоряжение собственником земельной долей по своему усмотрению иным, не предусмотренным п. 1 ст. 12 Закона, способом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник земельной доли в течение трех и более лет ни одним из способов распоряжения земельной долей не воспользовались, в том числе не произвели выдел земельного участка в счет земельной доли для последующего его использования.

Правопреемники К.А.И.. права в отношении спорной земельной доли в установленном порядке не оформили, после смерти наследодателя не использовали земельную долю по назначению более трех лет, земельный участок не выделен, границы его не установлены, сведений о распоряжении земельной долей правопреемниками нет, учитывая, что в соответствии с наследственным законодательством со времени открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя, принятое наследство независимо от его фактического принятия, признается принадлежащим наследнику, что также свидетельствует о том, что спорная земельная доля является невостребованной.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить.

Прекратить право собственности К.А.И. (свидетельство на право собственности на землю серия на земельную долю площадью <данные изъяты> га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. метров из состава земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, с местоположением объекта относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

Признать за муниципальным образованием - Судайское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном порядке невостребованной, площадью <данные изъяты> га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., из состава земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, с местоположением объекта относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, ранее принадлежавшую К.А.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Юхман Л.С.