Кызылский районный суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кызылский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-429/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2011 года пгт Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Лопсан В. К.,
при секретаре Ховалыг А. С.,
с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Баткар С. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Главе сельского поселения сумон Кызылского кожууна Республики Тыва ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А. Д. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Главе сельского поселения сумон Кызылского кожууна Республики Тыва ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывая в исковом заявлении, что Кызылской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о противоречии Устава муниципального образования сумон в адрес Главы сельского поселения сумона Кызылского кожууна внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 10-43в-10 от 02.03.2010 года.
Решением Хурала представителей сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона .
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управления министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» осуществляет Управление Министерства юстиции по Республике Тыва.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2, 3 в течение 15 дней со дня его принятия направляют в регистрирующий орган:
1) новую редакцию положений устава муниципального образования с внесёнными в них изменениями;
2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ регистрирующий орган в 5 - дневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.102003 года № 131-ФЗ подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образования субъекта Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных норм главой сельского поселения не приняты меры по государственной регистрации правового акта - решения Хурала представителей сельского поселения сумон О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон » и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образования.
Отсутствие в государственном реестре уставов муниципальных образований сведений о регистрации решения Хурала представителей сельского поселения сумона «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения» влечёт недействительность решения представительного органа.
В связи с чем, указанные в представлении прокурора нарушения федерального законодательства Главой сельского поселения не устранены.
Противоречие устава сельского поселения сумона Кызылского кожууна федеральному законодательству влечёт нарушение прав, интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 12, 130-133).
Также бездействие главы сельского поселения, выразившееся в не устранении противоречий Устава сельского поселения федеральному законодательству и не регистрации в Управлении Минюста по Республике Тыва внесённых изменений в устав, нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения сумона Кызылского кожууна, поскольку несоблюдение закона ставит под сомнение демократический принцип деятельности государства и общества.
Нарушение интересов Российской Федерации также заключатся в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации сама Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит обязать главу сельского поселения сумона Кызылского кожууна ФИО1 устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона » в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Кызылского межрайонного прокурора Баткар С. Б. исковые требования полностью поддержал по изложенным выше основаниям. И просил суд обязать главу сельского поселения сумона Кызылского кожууна ФИО1 устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона » в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - Муниципального учреждения Администрации сельского поселения сумон Кызылского кожууна в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Управления Министерства юстиции по Республике Тыва в судебное заседание не явился, также будучи извещенным о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управления министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» осуществляет Управление Министерства юстиции по Республике Тыва.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2, 3 в течение 15 дней со дня его принятия направляют в регистрирующий орган:
4) новую редакцию положений устава муниципального образования с внесёнными в них изменениями;
5) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
6) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ регистрирующий орган в 5 - дневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.102003 года № 131-ФЗ подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образования субъекта Российской Федерации.
Решением Хурала представителей сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона
В нарушение вышеуказанных норм главой сельского поселения не приняты меры по государственной регистрации правового акта - решения Хурала представителей сельского поселения сумон «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон » и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образования.
Кызылской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о противоречии Устава муниципального образования сумон в адрес Главы сельского поселения сумона Кызылского кожууна внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 10-43в-10 от 02.03.2010 года.
Отсутствие в государственном реестре уставов муниципальных образований сведений о регистрации решения Хурала представителей сельского поселения сумона «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения» влечёт недействительность решения представительного органа.
В связи с чем, указанные в представлении прокурора нарушения федерального законодательства Главой сельского поселения не устранены.
Противоречие устава сельского поселения сумона Кызылского кожууна федеральному законодательству влечёт нарушение прав, интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 12, 130-133).
Также бездействие главы сельского поселения, выразившееся в не устранении противоречий Устава сельского поселения федеральному законодательству и не регистрации в Управлении Минюста по Республике Тыва внесённых изменений в устав, нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения сумона Кызылского кожууна, поскольку несоблюдение закона ставит под сомнение демократический принцип деятельности государства и общества.
Нарушение интересов Российской Федерации также заключатся в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации сама Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Сельское поселение является населённым пунктом с массовым проживанием в нём неопределённого круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным.
Учитывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой принимались меры по понуждению ответчика к устранению требований федерального законодательства, то необходимо признать исковые требования Кызылского межрайонного прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Ответчиком не представлены в соответствии ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду доказательства о мерах, принимаемых ими для устранения нарушений федерального законодательства.
При таких обстоятельствах иск Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Главе сельского поселения сумон Кызылского кожууна Республики Тыва ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона » в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного необходимо исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации к Главе сельского поселения сумон Кызылского кожууна Республики Тыва ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона » в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Обязать главу сельского поселения сумона Кызылского кожууна ФИО1 устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в срок до 15 сентября 2011 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц муниципального образования и Российской Федерации к Главе сельского поселения сумон Кызылского кожууна Республики Тыва ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по Республике Тыва решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона » в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Обязать главу сельского поселения сумона Кызылского кожууна ФИО1 устранить нарушения ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём регистрации в Управлении Министерства юстиции по решения Хурала представителей сельского поселения сумона от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Шамбалыгский» в порядке, установленном ч. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в срок до 15 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: Лопсан В. К.