ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4291/2023 от 12.12.2023 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело № 2-4291/2023

24RS0017-01-2023-003968-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Копеиной И.А.,

при секретаре Лукьяненко К.О.,

с участием:

истца Шишлянникова Е.С., представителя по устному ходатайству Бусаровой О.И.

представителя ответчика Дегтяревой И.Н. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишлянникова Евгения Сергеевича к ОАО РЖД о восстановлении нарушенных трудовых прав,

УСТАНОВИЛ:

Шишлянников Е.С. обратился в суд с иском ( с учетом уточнений) к ОАО РЖД о восстановлении нарушенных трудовых прав: признании приказа от 6.10.2023года № 10 незаконным, признание незаконным назначение внеочередной аттестации на 5.10.2023года, на 19.10.20223года и взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что Шишлянников Евгений Сергеевич, состоит в трудовых отношениях с ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» в должности машиниста-инструктора локомотивных бригад.

06.10.2023 года истец был ознакомлен с приказом от 06.09.2023 года № 10 об отстранении его от работы с 06.09.2023 года в связи с не прохождением аттестации без сохранения заработной платы. Одновременно истцу назначена внеочередная аттестация. Истец считает данный приказ и назначение внеочередной аттестации незаконными поскольку основания для проведения внеочередной аттестации установлены пунктом 13 Положением «О проведении аттестации работников ОАО «РЖД», производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2015 г. № 66р. Перечень оснований, поименованный в пункте 13 Положения, является исчерпывающим. Ответчиком не указано основание для назначения внеочередной аттестации. Просил признать незаконным приказ от 06.10.2023 года № 10 об отстранении от работы с 06.09.2023 года, признать незаконным назначение внеочередной аттестации на и 19 октября 2023года, и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей за нарушение его трудовых прав.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил суду, что занимает должность машиниста инструктора-обучает локомотивные бригады, проводит проверки, проводит обучение, уведомляет об изменениях. Вменили что не ознакомление локомотивных бригад об изменении терастанций. Те кто не был ознакомлен были на больничных, в отпусках, я сам находился в отпуске. Не ознакомил тот кто исполнял мои обязанности. 11.08.2023года локомотивная бригада проехала на красный свет, находился в отпуске с 4.07.2023года. С 15.08.2023года по 13.09.2023года был на больничном. 14.09.2023года при выходе на работу провели разбор, присутствовал, пояснили мои нарушения указанные в техзаключении, назначали внеочередную аттестацию. Пояснял на разборе что находился в отпуске, на больничном но это не было учтено. Не допускал нарушений безопасности движения. Первую аттестацию назначали на 5.10.2023года, не пошел, т.к. она является незаконной и с 6.10.2023года отстранили от работы приказом. Затем назначали аттестацию на 19.10.2023года куда также не явился и до сих пор отстраненный от работы.

Представитель истца по устному ходатайству Бусарова поддержала требования истца по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что до сегодняшнего дня не были ознакомлены с приказом о назначении внеочередной аттестации, истца не ознакомили с приказом. Просила удовлетворить требования истца, поскольку основания для проведения истцу внеочередной аттестации не было, а поэтому отстранение от работы является незаконным.

Представитель ответчика Дегтярева И.Н. по доверенности исковые требования не признала, пояснила, что Истец искажает факты по отстранению от работы. Поддержала ранее представленный письменный отзыв в котором указано, что согласно табеля учета рабочего времени за сентябрь 2023 г. Истец, находился на листе нетрудоспособности с 15.08.2023 г. по 13.09.2023 г. на работу вышел 14.09.2023 г., отработал в сентябре полную норму рабочего времени с учетом больничного листа, факт отстранения с 06.09.2023 не зафиксирован, т.к. отстранение произошло 6.10.2023года в связи с не прохождением внеочередной аттестации, что так же подтверждается табелем учета рабочего времени. В приказе № 10 допущена техническая ошибка в порядковом номере указания месяца в разделах дата приказа и дата отстранения, ошибка исправлена, заверена работником отдела управления персоналом. Истец относится к категории работников, в соответствии с занимаемой должностью, для которых необходимо знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и которые подлежат аттестации в соответствии с ФЗ О железнодорожном транспорте. 15 января 2015 года ОАО «РЖД» распоряжением № 66р, с учетом мотивированного мнения РОСПРОФЖЕЛ, утверждено Положение о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» (далее - Положение 66р), а Приложением № 1 к нему Перечень основных профессий и должностей работников ОАО «РЖД», подлежащих аттестации, для которых устанавливается необходимый объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250 (ранее от 21.12.2010 № 286). Истец, в соответствии с дополнительным соглашением от 30.12.2014 г. к трудовому договору от 24.02.2012 г. № 32, работает в эксплуатационном локомотивном депо Красноярск-Главный – структурном подразделении Красноярской дирекции тяги – структурном подразделении Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» в должности машиниста-инструктора локомотивных бригад. В соответствии с Приложение №1 Положения № 66р ему установлен объем знаний по ПТЭ в объеме - ПТЭ: Раздел I пункты 1-4. Раздел II. Раздел III пункты 14-21, 22, 23, 25-32, 40. Раздел V пункты 45-53, 58-69. Раздел VI пункты 71-87, 91, 92. Раздел VII пункты 102-110. Раздел VIII пункты 115, 118, 121- 124, 128. Раздел IX. Приложение № 1 к ПТЭ. Приложение № 2 к ПТЭ п. 1 - 68: пункты 1-13, 15, 21 - 42, 44 - 45, 47-58, 61-68. Приложение № 3 к ПТЭ. Приложения № 1-4 к ИДП. Приложение № 5 к ИДП: Раздел I. Раздел IV, пункты 31, 32, 34, 35. Приложения № 6-8 к ИДП. Приложение № 9 к ИДП: Раздел I, пункты 1-7, 13-15. Раздел II, пункты 17-23, 25-27, 29-34. Раздел III, пункты 35-38, 40-42, 45-52, 54. Раздел IV. Приложение № 10 к ИДП. Приложение № 11 к ИДП: Раздел I, пункты 4, 7. Раздел II, пункт 8. Раздел III, пункты 12-15. Раздел IV, пункты 17-22. Приложения № 12-16 к ИДП. Приложение № 19 к ИДП: пункты 1, 5, 9, 12, 17. Приложения № 20-28 к ИДП, с аттестацией в комиссии Региональной дирекции тяги, к которой относится Красноярская дирекция тяги. Согласно п. 4.1 должностной инструкции от 08.02.2021 г. № 898 Истец обязан знать в установленном объеме Правила технической эксплуатации железных дорог России, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, Правила внутреннего трудового распорядка, действующие инструкции и другие нормативные документы ОАО «РЖД», организацию обучения и порядок проверки знаний по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности работников, инструкции, правила и нормы по охране труда, электробезопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности. Согласно п.2.1, 2.3 должностной инструкции от 08.02.2021 г. № 898 Истец обязан руководить закрепленной колонной, обучать работников локомотивных бригад: рациональному вождению поездов при безусловном выполнении графика движения и безопасным методам производства маневровой работы соблюдению требований нормативных актов по обеспечению гарантированной безопасности движения поездов, а также норм и правил при перевозке пассажиров и грузов, требованиям техническо-распорядительных актов железнодорожных станций. Согласно п. 2.10 должностной инструкции Истец обязан при выполнении КП, контрольно-заключительных поездок обращать особое внимание на порядок подъезда к запрещающему сигналу, выполнение регламента служебных переговоров, соблюдение установленных скоростей движения, соблюдение требований охраны труда. Согласно п. 2.14 должностной инструкции Истец обязан при проведении контрольной поездки КП и КЗП проверять ведение работниками локомотивной бригады технических формуляров, наличие служебных удостоверений и формуляров, предупредительных талонов (по охране труда и безопасности движения), режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и ТРА обслуживаемых станций с изменениями и дополнениями к ним, норм расхода топливно-энергетических ресурсов.

11 августа 2023 г. в 21 час 55 минут местного времени (17 часов 55 минут здесь и далее по тексту время московское) при производстве работ в «окно» по сплошной замене рельсов, сопровождаемой работами в объемах среднего ремонта пути по II пути перегона Енисей – Злобино трехпутного электрифицированного участка Енисей – Красноярск-Восточный Красноярского территориального управления Красноярской железной дороги допущен проезд запрещающего показания входного светофора литер «Ч» станции Злобино (расположен на 4107 км пикет 10) хозяйственным поездом № 8406 (61 вагон, 65 условных вагонов, 244 оси, 2533 тонны, вагонов с опасным грузом нет) с локомотивами ВЛ80с № 1448/1902 (в голове поезда) приписки эксплуатационного локомотивного депо Иланская Красноярской дирекции тяги под управлением локомотивной бригады в составе машиниста электровоза Курбатова М.А. и помощника машиниста электровоза Шишкина Р.А. приписки эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги, руководство которыми осуществляет Истец. В ходе расследования грубого случая нарушения безопасности движения установлено, что способствовавшей причиной нарушения локомотивной бригадой в составе машиниста электровоза Курбатова М.А. и помощника машиниста электровоза Шишкина Р.А. в части получения права (разрешения) от ДСП станции Злобино Вольской Е.Д. на проследование входного светофора литер «Ч» на запрещающий сигнал светофора послужило нарушение Истцом п. 3.8 Порядка работы с техническо-распорядительными актами железнодорожных станций в эксплуатационных локомотивных депо с использованием автоматизированной системы графического тестирования АС ГРАТ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 ноября 2019 г. № 2439/р, не организация Истцом ознакомления работников локомотивных бригад с изменениями ТРА железнодорожных станций в границах обслуживаемых участков, нарушение Истцом п. 8.1 Стандарта СТО РЖД 08.020-2019 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 марта 2019 г. №418р, выразившееся не ведении с апреля 2023 года журнала учета посещаемости занятий, соответственно отсутствия контроля за посещаемостью локомотивными бригадами технических занятий и успеваемости по технической учебе приписной колонны локомотивных бригад, нарушение п. 6.2 Рекомендаций по порядку составления режимных карт в структурных подразделениях Дирекции тяги, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2016 г. № 1075р, при проведении контрольных, целевых поездок не контролирует наличие режимных карт у работников локомотивных бригад, выписок из ТРА станций, что подтверждается результатами контрольно-инструкторской проверки от 04.07.2023 г. у машиниста Курбатова М.А., по результатам которой Истцом дана гарантия по знаниям и навыкам машиниста в обеспечении безопасности движения поездов. Согласно п. 13 Положения 66р - внеочередная аттестация работников проводится независимо от срока проведения предыдущих аттестаций по следующим основаниям: 1) ввод в действие новых или изменение действующих нормативных актов; 2) внедрение новых технических устройств (оборудования) или технологий, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта; 3) восстановление на работе; 4) перерыв в работе более шести месяцев; 5) нарушение безопасности движения вследствие несоблюдения требований нормативных актов. С учетом выявленных нарушений со стороны Истца, 22.08.2023 г. в соответствии с пп.1 п.11 протокола совещания № КрасТЗ-1-106пр у и.о. начальника Красноярской дирекции тяги принято решение о назначении Истцу внеочередной аттестации в соответствии с пп.5 п. 13 Положения 66р в аттестационной комиссии Красноярской дирекции тяги.

14.09.2023г. Истцу предъявлено уведомление о необходимости прибыть на аттестацию 05.10.2023 г. в Красноярскую дирекцию тяги к 14 часам местного времени. Получать уведомление под роспись Истец отказался, уведомление зачитано вслух, акцентировано внимание Истца о времени и месте проведения аттестации, составлен акт. Согласно п. 42 Положения 66р Аттестуемый работник в случае невозможности явки на аттестацию по документально подтвержденным уважительным причинам обязан об этом уведомить любым доступным способом секретаря аттестационной комиссии. В этом случае аттестация переносится на ближайшее заседание аттестационной комиссии.

05.10.2023 г. Истец для прохождения внеочередной аттестации не явился, составлен акт об отсутствии, аттестационной комиссией принято решение - не аттестован. Истцом не представлено уважительной (объективной) причины не прибытия на аттестацию, в объяснении Истец указал, что считает назначение ему аттестации необоснованным. В соответствии с требованиями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в случаях установленных требованиями федеральных законов согласно п. 4 ст.25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Работники организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ. В силу вышеуказанных требований федерального закона, в соответствии с абз.8 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации, Истец отстранен от работы 06.10.2023 г. до прохождения им аттестации, ознакомлен с приказом под роспись 06.10.2023 г.

06.10.2023г. Истцу повторно предъявлено уведомление о необходимости пройти аттестацию 19.10.2023 г. Получать уведомление под роспись Истец отказался, уведомление зачитано вслух, акцентировано внимание Истца о времени и месте проведения аттестации, составлен акт, 19.10.2023 Истец для прохождения аттестации в комиссию Красноярской дирекции тяги повторно не явился. Учитывая изложенное, по мнению Ответчика, правовые основания для признания незаконными действий ОАО «РЖД» по назначению внеочередной аттестации и вынесению приказа об отстранении от работы согласно требований ч.4 ст.25 ФЗ О железнодорожном транспорте, абз.8 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации, от 06.10.2023 № 10, отсутствуют. Принимая во внимание, что исковые требования об отмене решения о назначении внеочередной аттестации и изданию приказа об отстранении от работы, взыскания морального вреда находятся в причинной связи с основным требованием о нарушении его трудовых прав, выразившимся в незаконном издании приказа об отстранении от работы, следовательно, они являются необоснованными, и оснований для удовлетворения иска Шишлянникова Е.С. в этой части также не имеется. Дополнительно суду пояснила, что не может представить сведения, информацию когда изменились ТРА станции, обьяснения у истца не отбиралось. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Шишлянникова Евгения Сергеевича о признании незаконными приказа № 10 от 06.10.2023 г. об отстранении от работы в соответствии с абз. 8 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, решения о назначении внеочередной аттестации, взыскании морального вреда в размере 10 000 рублей в поленом объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в своей совокупности и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения характеризуются наличием обоюдных прав и обязанностей сторон трудового договора, которыми являются работодатель и работник. Заключение трудового договора предполагает выполнение обязанностей работника – соблюдение принятых в организации правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностью работодателя – обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством. Работник обязуется выполнить возложенные на него должностные обязанности, соблюдать трудовой распорядок.

Частью второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда.

В соответствии с частью первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Положениями ст. 76 Трудового Кодекса предусмотрена возможность работодателю отстранять работников от выполнения трудовых обязанностей. В соответствии с абз. 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляется обязанность работодателя отстранить от работы работника, и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктом 28 Приказа Минтранса России от 11.07.2012 N 231 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии" (Вместе с Порядком) работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению работ, связанных с движением поездов и маневровой работой.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, работодатель обязан представить доказательства законности своих действий в части соблюдения прав работника.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что истец Шишлянников Е.С. состоит в трудовых отношениях с ОАО «РЖД» в соответствии с трудовым договором от 24.02.2012г. № 32 и дополнительным соглашением от 30.12.2014г. в должности машиниста-инструктора локомотивных бригад (электровозы) участка эксплуатации локомотивов Красноярск в эксплуатационном локомотивном депо Красноярск-Главный, г. Красноярск ( л.д.29 том 1).

Согласно должностной инструкции истца от 8.02.2021года ( л.д.31-33) истец относится к категории специалистов и обязан обучать работников локомотивных бригад, проводить инструктажи, контролировать прохождение работниками инструктажей, оценивать уровень профессионализма, навыков работников по вождению поездов итд.

Приказом № 10 от 06.10.2023г. истец был отстранен от работы в связи с не прохождением внеочередной аттестации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 11 июля 2012 г. № 231, Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии определяет цель, задачи и регламент проведения аттестации указанных работников.

Целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

15 января 2015 года ОАО «РЖД» распоряжением № 66р утверждено Положение о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», а Приложением № 1 к нему Перечень основных профессий и должностей работников ОАО «РЖД», подлежащих аттестации, для которых устанавливается необходимый объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

Задачами проведения аттестации работников являются: обеспечение безопасности движения; повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.

Аттестация работников проводится в соответствии с их должностными обязанностями.

Периодическая аттестация работников проводится с периодичностью один раз в пять лет. График проведения периодической аттестации утверждается работодателем ежегодно.

П.13 Распоряжения 66р устанавливает, что внеочередная аттестация работников проводится в случаях:

1) ввода в действие новых или изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности железнодорожного транспорта;

2) внедрения новых технических устройств (оборудования) или технологий;

3) восстановления на работе;

4) перерыва в работе более шести месяцев;

5) нарушения безопасности движения вследствие несоблюдения требований нормативных актов. По основанию, указанному в пп.5, аттестация на знание нормативного документа, требования которого нарушены, подлежит работник, виновность которого в данном нарушении безопасности движения подтверждена документально.

Работник, подлежащий аттестации, уведомляется в письменном виде о дате и месте проведения аттестации не менее чем за 15 календарных дней до дня проведения аттестации.

Согласно Приказа (вышеназванного) п. 25 устанавливает, что по результатам внеочередной аттестации на основании протокола аттестационной комиссии секретарь делает в свидетельстве отметку о подтверждении или приостановлении срока его действия с указанием основания проведения внеочередной аттестации. Отметка в свидетельстве делается в срок не более одного рабочего дня со дня принятия решения аттестационной комиссией.

26. В случае отсутствия аттестуемого работника на периодической аттестации по подтвержденным документально уважительным причинам аттестационная комиссия переносит аттестацию на ближайшую дату проведения аттестации в соответствии с утвержденным графиком, что отражается в протоколе заседания аттестационной комиссии.

В случае отсутствия аттестуемого работника на первоначальной или внеочередной аттестации по подтвержденным документально уважительным причинам аттестационная комиссия переносит аттестацию на ближайшую дату после устранения причин, препятствующих прохождению аттестации.

В соответствии с Приложение №1 Положения № 66р для машиниста-инструктора локомотивных бригад установлен объем знаний по ПТЭ в объеме - ПТЭ: Раздел I пункты 1-4. Раздел II. Раздел III пункты 14-21, 22, 23, 25-32, 40. Раздел V пункты 45-53, 58-69. Раздел VI пункты 71-87, 91, 92. Раздел VII пункты 102-110. Раздел VIII пункты 115, 118, 121- 124, 128. Раздел IX. Приложение № 1 к ПТЭ. Приложение № 2 к ПТЭ п. 1 - 68: пункты 1-13, 15, 21 - 42, 44 - 45, 47-58, 61-68. Приложение № 3 к ПТЭ. Приложения № 1-4 к ИДП. Приложение № 5 к ИДП: Раздел I. Раздел IV, пункты 31, 32, 34, 35. Приложения № 6-8 к ИДП. Приложение № 9 к ИДП: Раздел I, пункты 1-7, 13-15. Раздел II, пункты 17-23, 25-27, 29-34. Раздел III, пункты 35-38, 40-42, 45-52, 54. Раздел IV. Приложение № 10 к ИДП. Приложение № 11 к ИДП: Раздел I, пункты 4, 7. Раздел II, пункт 8. Раздел III, пункты 12-15. Раздел IV, пункты 17-22. Приложения № 12-16 к ИДП. Приложение № 19 к ИДП: пункты 1, 5, 9, 12, 17. Приложения № 20-28 к ИДП.

Согласно п.2.1, 2.3 должностной инструкции от 08.02.2021 г. № 898 Истец обязан руководить закрепленной колонной, обучать работников локомотивных бригад:

рациональному вождению поездов при безусловном выполнении графика движения и безопасным методам производства маневровой работы соблюдению требований нормативных актов по обеспечению гарантированной безопасности движения поездов, а также норм и правил при перевозке пассажиров и грузов, требованиям техническо-распорядительных актов железнодорожных станций.

Согласно п. 2.10 должностной инструкции Истец обязан при выполнении КП, контрольно-заключительных поездок обращать особое внимание на порядок подъезда к запрещающему сигналу, выполнение регламента служебных переговоров, соблюдение установленных скоростей движения, соблюдение требований охраны труда

Согласно п. 2.14 должностной инструкции Истец обязан при проведении контрольной поездки КП и КЗП проверять ведение работниками локомотивной бригады технических формуляров, наличие служебных удостоверений и формуляров, предупредительных талонов (по охране труда и безопасности движения), режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и ТРА обслуживаемых станций с изменениями и дополнениями к ним, норм расхода топливно-энергетических ресурсов.

11 августа 2023 г. в 21 час 55 минут местного времени (17 часов 55 минут здесь и далее по тексту время московское) при производстве работ в «окно» по сплошной замене рельсов, сопровождаемой работами в объемах среднего ремонта пути по II пути перегона Енисей – Злобино трехпутного электрифицированного участка Енисей – Красноярск-Восточный Красноярского территориального управления Красноярской железной дороги допущен проезд запрещающего показания входного светофора литер «Ч» станции Злобино (расположен на 4107 км пикет 10) хозяйственным поездом № 8406 (61 вагон, 65 условных вагонов, 244 оси, 2533 тонны, вагонов с опасным грузом нет) с локомотивами ВЛ80с № 1448/1902 (в голове поезда) приписки эксплуатационного локомотивного депо Иланская Красноярской дирекции тяги под управлением локомотивной бригады в составе машиниста электровоза Курбатова М.А. и помощника машиниста электровоза Шишкина Р.А. приписки эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-Главный Красноярской дирекции тяги, (в хвосте поезда) приписки эксплуатационного локомотивного депо Боготол Красноярской дирекции тяги и ВЛ80р № 1526 (в хвосте поезда) приписки эксплуатационного локомотивного депо Боготол Красноярской дирекции тяги под управлением локомотивной бригады в составе машиниста электровоза Выхрестюка А.М., помощника машиниста электровоза Ивановского А.А. приписки эксплуатационного локомотивного депо Красноярск Главный Красноярской дирекции тяги, следовавшим в режиме торможения при скорости 36 км/ч по указанию руководителя работ Дмитриенко А.П. путевой машинной станции № 48 Красноярской дирекции по ремонту пути.

Поезд № 8406 остановлен служебным торможением на 4108 км пикет 3 по II пути станции Злобино в 17 часов 57 минут.

В указанный период времени-11.08.2023года находился в отпуске.

14 августа 2023 года было составлено техзаключение по указанному случаю в котором в отношении истца и в п. 8 указано, что в нарушение п.3.8 порядка работы, истец не ознакомил работников локомотивных бригад с изменением ТРА железнодорожных станций в границах обслуживающих участков, в нарушение п.8.1 Стандарта не ведет журнал учета посещения занятий, в нарушение п.6.2 Рекомендаций по порядку составления режимных карт не контролирует наличие режимных карт у работников локомотивных бригад, не регистрирует результаты проведенной работы. Согласно выводов определено, что необходимо рассмотреть с участием работников выявленные случаи и определить мероприятия направленные на исключение повторных недостатков ( л.д.122-25).

Согласно протокола совещания от 22.08.2023года по указанному случаю от 11.08.2023года рассмотрены были обстоятельства по предупреждению повторного нарушения и принято решение п.11 ( л.д.129) направить Шишлянникова (истца) для прохождения внеочередной аттестации. Протокол подписан И.о. начальника Гончарик С.В., при этом указанное лицо не указано как участник совещания ( л.д. 128).

Данное совещание проведено в отсутствие истца, поскольку находился в отпуске.

Приказом № КрасТЧЭ-2 от 22.08.2023г. указано на проведение дополнительного разбора по выходу с очередного отпуска с машинистом-инструктором Шишлянниковым Е.С., за нарушение п. 3.8 Порядка работы с техническо-распорядительными актами железнодорожных станций в эксплуатационных локомотивных депо с использованием автоматизированной системы графического тестирования АС ГРАТ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 ноября 2019 г. № 2439/р, не организовал ознакомление работников локомотивных бригад с изменениями ТРА железнодорожных станций в границах обслуживаемых участков, за нарушение п. 8.1 Стандарта СТО РЖД 08.020-2019 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 марта 2019 г. №418р, с апреля 2023 года не ведет журнал учета посещаемости занятий и успеваемости по порядку составления режимных карт в структурных подразделениях Дирекции тяги, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2016 г. № 1075р, при проведении контрольных, целевых поездок не контролирует наличие режимных карт у работников локомотивных бригад, за нарушение п. 9.3.7 и п. 5.1.19 Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад Дирекции тяги, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 1 апреля 2018 г. № 707/р, по результатам контрольных поездок и проведению технических занятий с работниками локомотивных бригад не регистрирует результаты проведенной работы в АРМ ТЧМИ ( л.д.125-128).

Согласно протокола разбора от 14.09.2023года с участием истца, пришли к выводу о нарушениях истцом п. 3.8 Порядка работы с техническо-распорядительными актами железнодорожных станций в эксплуатационных локомотивных депо с использованием автоматизированной системы графического тестирования АС ГРАТ, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 ноября 2019 г. № 2439/р, не организовал ознакомление работников локомотивных бригад с изменениями ТРА железнодорожных станций в границах обслуживаемых участков, за нарушение п. 8.1 Стандарта СТО РЖД 08.020-2019 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 6 марта 2019 г. №418р, с апреля 2023 года не ведет журнал учета посещаемости занятий и успеваемости по порядку составления режимных карт в структурных подразделениях Дирекции тяги, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2016 г. № 1075р, при проведении контрольных, целевых поездок не контролирует наличие режимных карт у работников локомотивных бригад, за нарушение п. 9.3.7 и п. 5.1.19 Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад Дирекции тяги, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 1 апреля 2018 г. № 707/р, по результатам контрольных поездок и проведению технических занятий с работниками локомотивных бригад не регистрирует результаты проведенной работы в АРМ ТЧМИ и предложено обьявить истцу выговор и назначить внеочередную аттестацию том 2 л.д.16-18).

Приказом от 18.09.2023года (том 2 л.д.23-24) истцу вменены вышеназванные нарушения и принято решение обьявить выговор и назначить внеочередную аттестацию.

При этом, уже 14.09.2023 г. на имя истца вынесено уведомление о необходимости прибыть на внеочередную аттестацию 05.10.2023 г. в Красноярскую дирекцию тяги к 14 часам местного времени ( том 1 л.д.147). При этом когда вручено уведомление, либо когда был ознакомлен, дата ознакомления либо вручения отсутствует. Проверить соблюдение сроков уведомления (15 дней) не возможно.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, фактически решение о проведении истцу внеочередной аттестации было принято еще 22.08.2023года когда производился разбор –в отсутствие истца.

05.10.2023 г. Истец для прохождения внеочередной аттестации не явился, о чем составлен акт, данный факт истец и не отрицал.

Согласно объяснений истца от 06.10.2023г., на аттестацию, назначенную на 05.10.2023г. не явился, по причине того, что она не имела основания, а так же не был ознакомлен с уведомлением.

Приказом от 6.10.2023года истец был отстранен от выполнения должностных обязанностей в связи с не прохождением внеочередной аттестации.

06.10.2023г. был составлен акт об отказе истцом получить уведомление о прохождении внеочередной аттестации на 19.10.2023года.

Проверяя законность и обоснованность назначения истцу внеочередной аттестации и приказа об отстранении, ответчиком суду не были представлены доказательства законности своих действий.

Так, истцу вменяются нарушения по ведению журналов, документов, а также не обучение, не ознакомление работников локомотивной бригада с изменениями ТРА железнодорожных станций в границах обслуживаемых участков.

При этом, ответчиком суду так и не были представлены документы когда произошли изменения ТРА железнодорожной станции, чтобы суд мог сопоставить с периода фактической работы истца, который находился в отпуске, на больничном (в отпуске с 4.07.2023года. С 15.08.2023года по 13.09.2023года был на больничном). Т.е. в какой период произошли изменения ТРА станции так ответчиком суду и не представлено, а также в чем они заключались. Кроме того, проводя разбор 14.09.2023года при выходе истца с больничного, у истца не были отобраны обьяснения и не проверены следовательно фактические обстоятельства ( внесение изменений-периода, ведение документации) тем самым истца лишили права опровергнут предъявленные нарушения.

Кроме того, как следует из распоряжения 66р, внеочередная аттестация по пп.5 п.13 проводится только при нарушении безопасности движения вследствие несоблюдения требований нормативных актов. По основанию, указанному в пп.5, аттестация на знание нормативного документа, требования которого нарушены, подлежит работник, виновность которого в данном нарушении безопасности движения подтверждена документально. Ответчиком же в нарушение указанного пункта не представлены суду документальное подтверждение виновности истца в нарушении безопасности движения.

Как уже указывалось выше, истец занимает должность машиниста-инструктора, который фактически не осуществляет движение, а допущение нарушений в ведении документации не является основанием для назначения и проведения внеочередной аттестации по п.п.5 пункта 13 Распоряжения 66р.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, позволяют суду прийти к выводу, что законные основания для направления истца на внеочередную аттестацию по п.п. 5 п.13 Распоряжения 66р на 5 и 19 октября 2023года у работодателя отсутствовали, а следовательно его направление на 5 и 19 октября 2023года для ее прохождения, являются незаконными.

Поскольку истцу была назначена внеочередная аттестация незаконно, без законных оснований в нарушение положений п.13 Распоряжения 66р, следовательно и приказ об отстранении истца от выполнения должностных обязанностей от 6.10.2023года также является незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действия или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда возлагается судом на нарушителя в случае, если его действиями нарушаются личные неимущественные права гражданина, либо в других случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику, нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, незаконные действия ответчика по назначению истцу внеочередной аттестации и отстранении от работы (лишения пава на труд) принципы справедливости и разумности, виновные действия ответчика, суд определяет к взысканию в счет компенсации морального вреда истцу в размере 10 000 рублей, что отвечает степени разумности, объективности и справедливости по мнению суда.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета из расчета пропорционально удовлетворенным требованиям имущественного и неимущественного характера в общем размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шишлянникова Евгения Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным назначение Шишлянникову Евгению Сергеевичу внеочередной аттестации на 5.10.2023года, на 19.10.2023года.

Признать незаконным приказ от 06.10.2023 года № 10 об отстранении от работы Шишлянникова Евгения Сергеевича 12.11.1981года рождения (паспорт 0412 ).

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН в пользу Шишлянникова Евгения Сергеевича ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт 0412 ) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН ) в доход местного бюджета госпошлину -600 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Железнодорожный суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2023года

копия верна:

судья И.А. Копеина