ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4292/2021 от 12.08.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-4292/2021

86RS0004-01-2021-003328-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сургут 12 августа 2021 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего Разиной О.С.,

при секретаре Головковой Н.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО7, представителя третьего лица ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 к Центру социальных выплат КУ ХМАО-Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту и Сургутскому району, третье лицо ИНФС России по г. Сургуту, о возобновлении социальных выплат,

установил:

Истец ФИО9 обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам Центру социальных выплат КУ ХМАО-Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту и Сургутскомму району о возобновлении социальных выплат, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в КУ «Центр Социальных Выплат Югры» в г. Сургуте (далее по тексу - Управление СЗН) с заявлением о подтверждении статуса семьи как «малоимущие».

Управление СЗН путем межведомственного взаимодействия запросило в ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры справку о доходах ее семьи.

Получив справку ее супруга - ФИО10, Управление СЗН отказало в назначении ее семье пособий как малоимущим по следующим основаниям.

ООО «Компания БКС» (ИНН: ) (далее по тексту - Брокер) является брокерской организацией, осуществляющей деятельность по сделкам с ценными бумагами и товарами. Ее супруг направил в данную организацию денежные средства в размере 1 250 845,90 руб. для доведения операций с ценными бумагами. Брокер в справке о доходах 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ отразил данные денежные средства по коду дохода 1530 и коду вычета 201. однако, данная сумма не является доходом супруга. Также в справке указана сумма по коду дохода 1010 в размере 537,46 руб. и по коду вычета в размере 21 копейка, что является полученными супругом дивидендами. Кроме того, в соответствии со справкой Брокера, у супруга имеются также убытки в размере 12 286,19 руб.

Брокер отчитался ИФНС за супруга по 2019 году. В справке есть код дохода 1530 и код вычета 201. Но Управление СЗН учло в доход сумму под кодом 1530, без учета кода вычета 201, что привело к превышению дохода семьи и отказу в выплате пособий.

Считает данные действия Управления СЗН нарушают ее права и законные интересы, а также права и интересы ее семьи.

В силу ст. 214.1 НК РФ в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.

К указанным расходам относятся: 1) суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона; 2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями производных финансовых инструментов; 3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами; 4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах; 5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах; 6) расходы, возмещаемые профессиональному частнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное правление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд; 7) биржевой сбор (комиссия); 8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра; 9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования; 10) налог, плаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса; 11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов — для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте; 12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

Таким образом, сумма в размере 2 250 845,90 руб. не является доходами супруга за 2019 г. и соответственно доходами семьи в целом.

Рассчитывать среднедушевой доход семьи на основании реальных доходов членов семьи и не учитывать сумму операций с ценными бумагами, а учитывать доход от операций с ценными бумагами, как и заявлено в условии сведений о доходах.

Справка стандартная, налоговая всю информацию предоставила верно. Сумма дохода - это и есть налогооблагаемая база. Налог взымается только с полученной прибыли, а не со всей суммы инвестированных средств. Поэтому в справке есть столбец «Сумма дохода», из которой обязательно надо вычесть «Сумму вычета» и только тогда мы получим сумму прибыли или налогооблагаемую базу в справке 2НДФЛ все верно. Чтобы понять сумму дохода (налогооблагаемую базу), нужно суммировать все строки столбца «сумма дохода» и затем из этой суммы вычесть сумму всех строк столбца «сумма вычета». Получится 537,30 руб., как и указано в справке. То есть сумма дохода за 2019 год составила 537,30 рублей (дивиденды), и она и является суммой дохода (налогооблагаемой базой) за 2019 год.

Просит учесть тот факт, что в 2020 году общая сумма дохода составила 12 612 011,61 руб. налоговая база 24 613,41 руб. сумма налога перечисления 3 200.

С учетом последних изменений предмета исковых требований, истец просит: восстановить выплаты с даты их приостановки: ежемесячное пособие на ребенка в сумме 1005 руб. на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое было назначено с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; ежемесячную денежную выплату семьям в случае рождения третьего ребенка в сумме 15 280 руб., на ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначенную с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; субсидию на оплату ЖКУ ежемесячно в сумме 2 774,59 руб., назначенную с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячное пособие на ребенка от 3 лет до 7 лет в сумме 7 582 руб., назначенное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать возвратить денежные средства за лекарства в размере 4 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 28 550 руб., расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец ФИО9 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ее представитель (супруг) ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что у него имелись личные денежные средства в размере 600 000 руб., и он играл на бирже, продавал акции, на полученные деньги покупал новые. Дохода по итогам года не имел, напротив остался в убытке.

Представитель ответчика Центра социальных выплат КУ ХМАО-Югры ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что согласно справке о доходах физического лица за 2019 г. общая сумма дохода ФИО1 составила 2 250 278,44 руб., поскольку денежные средства, полученные им от продажи акций за весь 2019 г. суммируются, что в действительности отражает доход семьи.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району в суд не явился, представил отзыв, согласно которому просил отказать истцу в удовлетворении требований и рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ИНФС России по г. Сургуту ФИО8 в судебном заседании пояснил, что справка 2-НДФЛ составлена на основании сведений представленных налоговым агентом ФИО1 – ООО «Компания БКС», представил сведения о доходе ФИО1 на сумму 2 250 278,44 руб.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных истца и ответчика – Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» филиал учреждения в порядке межведомственного информационного взаимодействия осуществляет автоматизированное массовое направление запроса сведений, необходимых для принятия решения о назначении (отказе в назначении) пособий и выплат.

П. 14 указанного постановления Правительства установлены исчерпывающие основания для отказа в назначении (выплате) пособий или ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных Порядком: размер среднедушевого дохода семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума в автономном округе для трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (для выплаты, указанной в подпункте 1.8 пункта 1 Порядка) (абз. 4).

Судом установлено, что доход ФИО1 (супруг заявителя) в 2019 г. составил 2 250 815,90 руб., что подтверждается справкой по форме 2-НДФЛ.

ФИО1 официально не работает, состоит на учете в службе занятости в поисках подходящей работы и в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пособия по безработице.

ФИО9 состоит на учете в качестве получателя мер социальной поддержки с 2013 года. Семья признана многодетной на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время является получателем:

- ежемесячной денежной выплаты на проезд, назначенной беззаявительно с ДД.ММ.ГГГГ на троих детей в размере 1300 руб. на одного ребенка – 592 руб.;

-компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5448,04 руб. с ДД.ММ.ГГГГ.

В 2020 году произведены выплаты:

- единовременного пособия при рождении третьего ребенка и последующих детей в размере 15000 руб.;

- государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35496 руб.;

- единовременной денежной выплаты в размере 5 000 руб. малообеспеченным семьям;

- единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации в размере 20 000 руб. на приобретение спальных мест;

- единовременной денежной выплаты в размере 2000 руб. в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 27.11.2020 № 693-рп.

Сумма выплат, произведенных ФИО9 в 2020 году составила 481 813,78 руб.;

По ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 являлась получателем: ежемесячного пособия на двоих детей в размере 1005 руб. (ФИО4, ФИО3);

- ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей в размере 15 208 руб. (ФИО5);

- субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 2 774,59 руб.

Выплата вышеуказанных мер социальной поддержки прекращена, в связи с тем, что доход семьи превысил величину прожиточного минимума, установленную для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (детей), 2-кратную величину для назначения ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей и выявлением факта изменения доходов семьи, что повлекло за собой утрату права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Также с ДД.ММ.ГГГГ по причине превышения доходов прекращена выплата ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (на ФИО6), получателем которой являлся ФИО2

Факт изменения доходов семьи выявлен при обращении ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями на назначение единовременного пособия для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года.

Согласно справке о доходах за 2019 г. от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО10 (налоговый агент ООО «Компания БКС») общая сумма дохода составляет 2 250 278,44 руб., отражена по коду 1530 – доходы полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 537,46 руб. отражены с ко<адрес> - дивиденды, 0,05 руб. – отражены по коду 1038 – доходы в виде процентов, полученных в налоговом периоде по совокупности договоров займа.

Получение указанных денежных средств ФИО1 подтверждается выпиской (л.д. 19), согласно которой ФИО1 проданы акции на суммы: 28 251,80 руб., 30 450 руб., 83 647,80 руб., 9 191,66 руб., 614 331,17 руб., 20 526,62 руб., 413 261,70 руб., 201 114 руб., 620 761,77 руб., 200 182,49 руб., 28 559,18 руб., а всего на общую сумму 2 250 273,39 руб.

Получение указанных денежных средств не оспаривается ФИО1, однако он не считает это доходом, поскольку указанные денежные средства вновь тратил на покупку акций.

Указанный довод представителя истца является ошибочным, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия Облигаций определяются исходя из цены реализации или иного выбытия Облигаций, а также суммы накопленного Процентного дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы Процентного дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия Облигаций не включаются суммы Процентного дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Иными словами, если владелец ценных бумаг продает их, то доходом считается цена их реализации. Следовательно доход ФИО11 за 2019 г. составил 2 250 273,39 руб., что значительно превышает двукратную величину прожиточного минимума в автономном округе для трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

При таких обстоятельствах требования ФИО9 к Центру социальных выплат КУ ХМАО-Югры о возобновлении выплат удовлетворению не подлежат, а следовательно не подлежат удовлетворению и производные требования о компенсации морального вреда, компенсации затрат на лекарства, взыскании судебных расходов.

Исковых требований к Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту и Сургутскому району ФИО9 не заявлялось.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО9 к Центру социальных выплат КУ ХМАО-Югры, Управлению социальной защиты населения по г.Сургуту и Сургутскому району, третье лицо ИНФС России по г. Сургуту, о возобновлении социальных выплат - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи апелляционной жалобы в Сургутский городской суд.

Мотивированное решение составлено 19.08.2021 г.

Судья О.С.Разина