ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4293/19 от 28.08.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Марковой И.Г.,

при секретаре Куликовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещерякова Дениса Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о включении периодов службы в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Мещеряков Д.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту ГУ МВД России по <адрес>), с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (том 1 л.д. 101-102, 208-2014, 225-231) о зачете на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора дорожно-патрульной службы (далее по тексту ДПС) (для выезда на ДТП) дежурной части полка ДПС УВД по <адрес> (далее по тексту ДЧ ПДПС УВД по <адрес>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стажера милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время нахождения в распоряжении руководства, из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.

В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся инспектором ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>, выполняя функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, что подтверждается множеством составленных протоколов по делам об административных правонарушениях, а также осуществлял оформление ДТП. В связи с чем, функции инспектора ДПС в целом аналогичны функциям инспектора ДПС (для выезда на ДТП) и подлежат включению в стаж из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в распоряжении руководства, однако выполнял в полном объеме функции инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>. Являясь стажером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>, исполнял обязанности в полной мере, работая в составе наряда по охране и конвоированию заключенных под стражу лиц и обеспечения порядка во время судебных процессов. В связи с чем, полагает, что указанный период стажировки, а также период осуществления деятельности в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в стаж в льготном исчислении.

Истец и его представитель Кудряшова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Добавили, что истец, поступая на службу охраны конвоирования, инспектора ДПС, рассчитывал на льготное исчисление пенсии. Ошибочные формулировки кадровой службы в наименовании должности, не должны нарушать гарантированное право истца на пенсионное обеспечение. Полагали, что Приказ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его издания, а должность инспектора ДПС, с пометкой - для выезда на ДТП, произвольно введены руководством ГУ МВД по <адрес>.

Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> – Мартынова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, предоставив письменный отзыв, в котором отражена позиция ГУ МВД России по <адрес>. (том 2 л.д. 10-11) Полагают, что оснований для исчисления спорных периодов в льготном размере не имеется, так как должность истца - инспектор ДПС (для выезда на ДТП) не соответствует наименованию должностей, указанных в Перечне от ДД.ММ.ГГГГ, а также не связана с исполнением функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Основной обязанностью инспектора ДПС (для выезда на ДТП) являлось постоянное нахождение в дежурной части, за исключением случаев выезда для оформления ДТП. Периоды нахождения сотрудника полиции в распоряжении руководства в выслугу лет засчитываются в календарном исчислении. Законных оснований для льготного исчисления периода нахождения истца в должности милиционера охранно-конвойной службы, в том числе в качестве стажера, не имеется.

Представитель третьего лица УМВД России по <адрес> Рыльский М.В. просил в удовлетворении иска отказать, предоставив письменный отзыв, который в целом содержит аналогичную ГУ МВД России по <адрес> позицию. (том 2 л.д. 12-14) Озвучил позицию, что каждый сотрудник ГИБДД имеет право на составление проколов по делам об административных правонарушениях, в случае их выявления. При этом Мещеряков Д.С. составлял протоколы по составам административных правонарушений, выявленных при разборе ДТП, что и являлось его основной функцией.

В обоснование своих требований истцом представлены показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании:

Свидетель №1, Свидетель №1, Свидетель №1, которые сообщили, что осуществляли службу совместно с Мещеряковым Д.С. в должности инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>. При этом, основной функцией, помимо оформления ДТП, являлось выполнение функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые сотрудники данного подразделения выполняли в свободное от оформления ДТП время на основании устного распоряжения командира полка либо дежурной части.

Суд, заслушав истца, его представителя, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Мещеряков Д.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>.

Приказом начальника УВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с Мещеряков Д.С. уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с выслугой лет. (том 1 л.д. 58) На дату увольнения выслуга лет для назначения пенсии составила в календарном исчислении 21 год 08 месяцев 25 дней, в льготном исчислении выслуги лет у Мещерякова Д.С. не имеется.

Спорные периоды службы в охранно-конвойной службе отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес> Мещерякову Д.С. засчитаны в календарном размере, что подтверждается расчетом выслуги лет.(том 1 л.д. 38)

Разрешая требования истца о зачете указанного периода службы в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полуторном размере, суд находит их подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется нормами Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту Закона ).

В ст. 1 Закона перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, в том числе в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (с изменениями внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

В спорный период прохождения службы истцом в подпункте «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Порядка исчисления выслуги отсутствовало указание на «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации», а было указано «в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

В ранее действующей редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 690 абзац 45 пункта 3 "г" имел следующее содержание: "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГГГ".

Таким образом, требование о соответствии должности и подразделения перечню было введено в 2003 году (с ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Постановления Правительства РФ N 684 от ДД.ММ.ГГГГ).

Во исполнение данного Постановления Министерство внутренних дел РФ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.

В указанном перечне (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрена должность полицейский (милиционер).

Указанный перечень действовал до издания Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".

В указанном перечне предусмотрена должность полицейский (милиционер).

Согласно штата УВД области, утвержденных приказом начальника от ДД.ММ.ГГГГ, в отдельном батальоне конвойной службы была предусмотрена должность полицейский (милиционер). (том 1 л.д. 5-7)

Учитывая изложенное, суд полагает, что, отказывая Мещерякову Д.С. в зачете периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в выслугу лет, дающей право на получение пенсии, нарушаются права истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции Российской Федерации.

Мещеряков Д.С., поступая на службу в органы внутренних дел в 2001 году на должность милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес>, осуществляя функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, полагал, что он в дальнейшем будет иметь право на пенсию в льготном исчислении.

Следовательно, период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении как один год службы за полтора.

Вместе с тем, суд не находит оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении как один год службы за полтора время стажировки Мещерякова Д.С. в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции".

Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 1 Закона N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 24 Закона N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 (далее - Положение о службе).

Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Мещеряков Д.С. не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся. В период стажировки за Мещеряковым Д.С. был закреплен наставник, о чем указано в заключении на службу в органах внутренних дел (том 2 л.д. 21, 24). Звание Мещерякову Д.С. в органах внутренних дел присвоено ДД.ММ.ГГГГ – рядовой милиции, о чем имеется запись в послужном списке (том 1 л.д. 118-121).

Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет. Указанный период обоснованно засчитан в выслугу лет Мещерякову Д.С. в календарном исчислении.

Не находит суд оснований для льготного исчисления периодов службы Мещерякова Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес>, а также время нахождения в распоряжении руководства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что такие должности Мещеряковым Д.С. замещались, в суде установлено, ответчиком не оспаривается. В материалы гражданского дела представлены выписки из приказов: л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Мещерякова Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ на должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ полка ДПС ГИБДД УВД по <адрес>, освободив от должности инспектора ДПС контрольного поста милиции (том 1 л.д. 53); л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Мещерякова Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ на должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ батальона ДПС ГИБДД УВД по <адрес> (том 1 л.д. 54); л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Мещерякова Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ на должность дежурного группы для выезда на ДТП ДЧ батальона ДПС ГИБДД УМВД по <адрес> (л.д. 55); л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Мещерякова Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ на должность дежурного для выезда на ДТП ДЧ батальона ДПС ГИБДД УМВД по <адрес> (том 1 л.д. 56).

Вместе с тем, суд исходит из того, что должности истца, которые он занимал в спорные периоды – инспектора, дежурного группы и дежурного инспектора ДПС (для выезда на ДТП), не входят в перечень должностей, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения истца в распоряжении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 15 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежит включению в выслугу лет в календарном исчислении. А потому отсутствуют основания для зачета спорных периодов службы истца в выслугу лет в льготном исчислении.

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Данным Перечнем предусмотрены структурные подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные), отделение, группа) дорожнопатрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отделение), отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования; предусмотрены должности: старшего государственного инспектора дорожного надзора, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, государственного инспектора дорожного надзора, инспектора дорожно-патрульной службы. В соответствии с примечанием к данному приказу лицам, проходившим службу в подразделениях и на должностях начальствующего состава ГИБДД МВД России, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, право зачета на льготных условиях периода службы возникает при наличии совокупности таких условий как отнесение должности в вышеуказанный перечень и исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно штатным расписаниям УВД по <адрес>, утвержденным приказом ГУВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены должности как инспектора (ДПС) группы для выезда на дорожно-транспортные происшествия, так и инспектора (ДПС) взвода в составе батальона (том 1 л.д. 160-161, 162-175)

Представленная в материалы дела должностная инструкция инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ДЧ ПДПС УВД по <адрес> Мещерякова Д.С., утвержденная 30 сентября (без указания года) командиром полка ДПС ГИБДД УВД по <адрес>, содержит перечень должностных обязанностей инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части батальона в составе полка ДПС ГИБДД УВД по <адрес>, из которой следует, что инспектор ДПС (для выезда на ДТП) обязан постоянно находиться в помещении дежурной части, за исключением случаев выезда на места ДТП. Отлучаться только с разрешения старшего дежурного. (том 1 л.д.192-194) Аналогичная инструкция представлена на допрошенного в судебном заседании свидетеля Свидетель №1 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 16-18), который показал о том, что выполнял в целом аналогичные с Мещеряковым Д.С. функции. Тогда как в обязанности инспектора (ДПС) ОГИБДД России по <адрес> входит организация безопасного и бесперебойного движения транспортных средств. (том 1 л.д. 191)

В силу п. 15 ст. 36 Закона N 342-ФЗ время нахождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа и подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания. Довод истца, что такой период подлежит зачету в льготном исчислении, не основан на нормах законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что должности истца, которые он занимал в спорный период (инспектор, дежурный группы и дежурный инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка ДПС УВД по <адрес>, не отнесены законодателем к должностям служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, а период нахождения истца в распоряжении территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел подлежит включению в выслугу лет в календарном исчислении, оснований для зачета спорных периодов службы истца в выслугу лет в льготном исчислении не имеется.

Доводы Мещерякова Д.С. о фактическом исполнении им функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности движения, не состоятельны, поскольку каких-либо документов, с достоверностью свидетельствующих, что Мещеряков Д.С. выполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения постоянно, не представлены. Напротив, инструкции Мещерякова Д.С., как инспектора для выезда на ДТП свидетельствуют о том, что истец в целом занимался деятельностью по оформлению ДТП, для чего находился в распоряжении дежурной части, откуда получал заявки с месторасположением последствий ДТП. При этом осуществление функций по оформлению ДТП не исключает составления протоколов по выявленным инспектором правонарушениям, что входит в его обязанности и сторонами не оспаривается. При этом число составленных Мещеряковым Д.С. протоколов об административных правонарушениях, которое соотносится со значительным количеством оформленных им ДТП, не свидетельствует о том, что Мещеряков Д.С. нес службу с основным видом деятельности по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности движения. (том 1 л.д. 251-255)

Представления в отношении Мещерякова Д.С. к званиям, на которые истец ссылается (том 2 л.д. 25, 29, 32), содержат сведения помимо количества выявленных им водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения и без водительского удостоверения, подлежащих установлению в период оформления ДТП, но и значительное количество в период с 2007 года по 2015 год оформленных ДТП, что свидетельствует о характере его деятельности как сотрудника ГИБДД, основной функцией которого являлось оформление ДТП, для чего и создан специальный полк и батальон.

Само по себе указание в должностной инструкции на участие в мероприятиях по организации дорожного движения, эпизодическое исполнение сотрудником отдельных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, не влечет право на льготное исчисление периода выслуги, что следует из буквального содержания нормативного акта.

К показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей Свидетель №1, Свидетель №1, Свидетель №1, являющихся сослуживцами Мещерякова Д.С. и заявившими, что намерены обращаться с аналогичными исками, суд относится критически, поскольку указанные ими обстоятельства по осуществлению основной функции контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в свободное от оформления ДТП время на основании устного распоряжения командира полка либо дежурной части, опровергаются представленными инструкциями; ответом представителя МВД России (том 1 л.д. 198-200) о том, что должность «инспектор ДПС (для выезда на ДТП)» не предполагает постоянное и в полном объеме исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, вследствие чего данная должность в Перечень не включена; ответом Врио начальника ОГИБДД (том 1 л.д. 250), согласно которого должность инспектора по выезду на ДТП функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, не предусматривает, письменных либо устных распоряжений руководителя о выполнении данных функций не поступало.

Довод истца о том, что руководство ГУ МВД по <адрес> произвольно ввели в штат должность инспектора для выезда на ДТП, несостоятелен, поскольку типовым штатным расписанием полка ДПС ГИБДД (приложение к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатном построении строевых подразделений ГИБДД» предусмотрена возможность введения в структуру дежурной части батальона в составе полка ДПС должностей «инспектор ДПС (для выезда на ДТП)» из расчета 1 должность на 5 выездов в сутки.

После утверждения Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в который занимаемая Мещеряковым Д.С. в тот период времени должность не вошла, истец имел право поступить на службу в иной должности для льготного исчисления выслуги лет, однако такой возможностью не воспользовался, продолжив служить в должности инспектора для выезда на ДТП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мещерякова Дениса Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о включении периодов службы в льготном исчислении, удовлетворить частично.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> зачесть Мещерякову Денису Сергеевичу период службы в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы УВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.

В остальной части исковых требований Мещерякова Дениса Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> – отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий: п/п Маркова И.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: п/п Маркова И.Г.

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья И.<адрес>

Секретарь О.А. Куликова