ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4296/2022 от 28.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-4296/2022

73RS0001-01-2022-005923-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2022 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретарях Евстигнеевой И.А., Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородихиной Ольги Васильевны к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, Гокиной Таисии Александровне о признании незаконным и отмене приказа, признании действия, бездействия незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бородихина О.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, Гокиной Т.А. о признании незаконным и отмене приказа, признании действия, бездействия незаконными, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что она работает в Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям с 07.07.2011 в должности начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области.

05 августа 2022 года ей стало известно, что в отношении неё с 29.07.2022 межрегиональным отделом кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления проводится проверка - осуществление контроля за соответствием ее расходов, а также за расходами ее супруга и несовершеннолетних детей, их доходам (приказ ответчика от 29.07.2022 № 115-лс). Служебная записка Межрегионального управления от 29.07.2022 №737-0, указанная в приказе, в адрес истца не направлялась.

Начальником межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Гокиной Т.А. письмом от 01.08.2022 № 01-26/6303 у истца истребована информация о ее расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной ей, ее супругом и несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (приобретение квартиры по адресу: <адрес>).

Считает, что приказ Межрегионального управления от 29.07.2022 №115-лс является незаконным, в связи с тем, что оснований для контроля за расходами истца не имелось.

В сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных истцом на себя за 2019, в разделе 2 «Сведения о расходах» ей в полном объёме отражена информация о ее расходах в течение отчётного периода, в графе «Источник получения средств, за счет которых приобретено имущество» ей указаны наименования всех источников получения средств и размеры полученного дохода по каждому из источников (доход, полученный в порядке дарения (2 300 000 руб.), доход, полученный от продажи квартиры (550 000 руб.). Все копии документов, в том числе, договор купли-продажи, договор дарения, и т.д. были приложены к сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных истцом на себя за 2019, и переданы в июле 2020 года в межрегиональный отдел кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения.

Кроме того, считает, что истребование у нее начальником межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Гокиной Т.А. информации о ее расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной ей, ее супругом и несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (приобретение квартиры по адресу: <адрес>) также является незаконным, так как сведения о расходах за отчетный период, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (приобретение квартиры по адресу: <адрес>), были представлены истцом в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).

В результате неправомерных действий ответчика она испытала физические и нравственные страдания, который выразились в эмоциональном стрессе, плохом сне. Поскольку нарушены трудовые права истца, а также затронута ее деловая репутация, требования о взыскании денежной компенсации морального вреда являются обоснованными.

Просит признать незаконными действия начальника межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Гокиной Т.А по истребованию у Бородихиной О.В. информации о ее расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, данных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной ей, ее супругом и несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (приобретение квартиры по адресу, <адрес>); незаконным бездействие межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, выразившееся в не рассмотрении (неудовлетворении) ходатайства Бородихиной О.В. о проведении с ней беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за ее расходами, а также за расходами ее семьи в установленный законом срок; признать незаконным и отменить приказ Межрегионального управления Федеральной службы да надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям от 29.07.2022 № 115-лс «Об осуществлении контроля за расходами в отношении Бородихиной О.В.»; взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в ее пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец Бородихина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что имеются разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.07.2013 №18-2/10/2-4038. При расчете общего дохода ее семьи необходимо было суммировать доходы за 2016, 2017, 2018, 2019 года. Проводить в отношении нее проверку нецелесообразно. Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.07.2013 №18-2/10/2-4038 подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств. Она самостоятельно представила договор дарения. Согласно п.п.73,74 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работник может в свободной форме уточнить обстоятельства получения дохода и полученные от данного источника суммы. Закон не обязывает ее указывать реквизиты. Когда сотрудник организации принимал ее документы, то сверил их с оригиналами. В отношении нее проводилась проверка расходов. Все расходы были проверены. По результатам проверки вынесен доклад. Факт нарушения был вменен. В служебной записке указано, что наименование документа и реквизиты, подтверждающие факт дарения не указаны. Во втором разделе справки она указала все сведения, представила документы в срок. В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ №230 от 03.12.2012 основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругом и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки на общую сумму, превышающий общий доход данного лица за три года, предшествующих отчетному периоду. Основанием для проведения проверки является служебная записка. В служебной записке не указано о том, что ее доход превышает расход. Она посчитала доход своей семьи за три года, получилось 2 100 000 руб., доход в размере 550 000 руб. получен от продажи квартиры, также доход получен по договору дарения в размере 2 300 000 руб.

Представитель ответчика Галашина С.С. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что первоначальным основанием для проведения проверки в отношении истца стало информационное письмо межрайонной природоохранной прокуратуры. На основании письма 06.06.2022 была составлена служебная записка и принято решение о поведении контроля расходов истца. У Гокиной Т.В. имелись все полномочия и основания для истребования информации. Проверка достоверности представленных сведений проводилась за период 2018-2019 гг. Истребование сведений у госслужащего предусмотрено п.4 ст.4 ФЗ №230 от 03.12.2012. Ссылки истца на разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ необоснованные, необходимо следовать требованиям федерального законодательства. Нарушений со стороны Межрегионального управления не было допущено. О начале осуществления контроля за расходами истица была уведомлена письмом от 01.08.2022. Истцу была озвучена дата и время проведения беседы. В письме также указано, что истица может согласовать другой день проведения беседы. При вынесении решения Засвияжским районным судом г.Ульяновска по иску Бородихиной О.В. была дана оценка доводам истицы о приобщении ей ранее договора дарения. В адрес отдела договор не направлялся, представлен только в судебном заседании. В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 г. Бородихиной О.В. в разделе «Источник получения средств, за счет которых приобретено имущество», реквизиты договора дарения не указаны, документов, подтверждающих получение этих денежных средств до настоящего времени не предоставлено. Договор дарения в межрегиональный отдел кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения не направлялся. Приложение к справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных на себя за 2019 год Бородихиной О.В. в соответствии с формой БК 2.4.4.0 не оформлялось. Таким образом, договор дарения от 24.05.2019, по которому Мухомор Г.В. подарила (безвозмездно передала) дочери Бородихиной О.В. деньги в размере 2 300 000 руб. в Межрегиональное управление истицей не представлялся.

Ответчик Гокина Т.А. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Представитель третьего лица Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Кузичев П.С. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что 06.12.2021 на основании ст.4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям была направлена информация о предоставлении неточных сведений о доходах, расходах, об имуществе обязательного характера и необходимости принятия решения об осуществлении контроля за расходами в отношении Бородихиной О.В. По результатам проведенной проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в адрес Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой были направлены материалы проверки для решения вопроса о проведении проверки в порядке, предусмотренном ст.8.2. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Изучив поступившие материалы, установлено, что сведения о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений на счетах Бородихиной О.В., ее несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года отсутствуют. В связи с изложенным оснований для проведения проверки в порядке, предусмотренном ст.8.2. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не имелось. 06.05.2022 Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой указанные материалы были возвращены с предложением инициирования проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12,2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Прокуратурой в настоящее время проводится проверка по обращению Бородихиной О.В. 08.08.2022 в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям поступило ходатайство Бородихиной О.В. о проведении с ней беседы. Письмом от 26.08.2022 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям направлено приглашение на беседу на 02.09.2022 на 12.00 по адресу: <адрес> либо о согласовании иного времени. Согласно отчету, об отслеживании отправления 29.08.2022, 30.08.2022 ответ на ходатайство ожидал в месте вручения по двум адресам. Вместе с тем, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям нарушен срок дачи ответа на ходатайство.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Бородихина О.В. с 07.07.2011 работает в Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по самарской и Ульяновской областям в должности начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области.

Письмом от 06.06.2022 № 01-06-2022 из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в Межрегиональное управление поступила информация о наличии оснований для инициирования контроля за расходами Бородихиной О.В. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2022 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Приказом от 29.07.2022 № 115-лс Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 29.07.2022 № 115-лс «Об осуществлении контроля за расходами в отношении Бородихиной О.В.», межрегиональному отделу кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения поручено провести проверку – осуществления контроля за соответствием расходов Бородихиной О.В., начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области, а также за расходами ее супруга и несовершеннолетних детей, их доходами.

Как следует из служебной проверки заместителя начальника межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Климовой М.В. № 737-СЗ от 29.07.2022, по итогам проведенного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. и членов ее семьи (супруга ФИО11, ребенка ФИО12) за период 2016 - 2019 гг., установлено следующее: в 2019 г. приобретена квартира по адресу: <адрес>, стоимостью 2 850 000 руб., источником средств для приобретения имущества указаны доход, полученный в порядке дарения в размере 2 300 000 руб. и доход от продажи квартиры по адресу: <адрес>. Однако наименование документа и его реквизиты, подтверждающие факт дарения не указаны, т.е. Приложение к справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных на себя (Бородихину О.В.) за 2019 г. в соответствии с формой БК 2.4.4.0 отсутствует. Таким образом, Бородихиной О.В. не представлены сведения, подтверждающие приобретение имущества (квартира по адресу: <адрес>) на законные доходы.

О начале осуществления контроля за расходами Бородихина О.В. уведомлена надлежащим образом в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» письмом от 01.08.2022 № 01-26/630.

Организация проверки поручена начальнику межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Гокиной Т.А., согласно резолюции на служебной записке от 29.07.2022 № 737-сз и.о. руководителя Межрегионального управления Хлыниной Ю.А.

Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 3.12.2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (статья 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Из содержания подпункта «д» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» следует, что данный Закон устанавливает контроль над расходами, в том числе, лиц замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона указанного выше, лицо замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Достаточная информация о том, что лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены указанные сделки (сделка), является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами такого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 4 Федерального закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя:

1) истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте «а» настоящего пункта;

2) проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты их общему доходу.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 г. отражены сведения о расходах на приобретение квартиры стоимостью 2 850 000 руб. по адресу: <адрес>. Источником получения средств, за счёт которых приобретено имущество, указан доход в порядке дарения на сумму 2 300 00 руб., доход полученный от продажи квартиры, расположенной в <адрес> размере 550 00 руб.: за 2016 год доходы истицы составили 583 876 руб. 92 коп., её супруга - 96 957 руб. 43 коп.; за 2017 год: истицы - 533 668 руб. 44 коп., супруга - 731 000 руб., несовершеннолетнего сына - 0 руб.; за 2018 год: истицы - 140 133 руб. 87 коп. Итого доход истицы и её семьи за 3 года: 2016-2018 составил 2 085 636 руб. 66 коп., что на 764 363 руб. 34 коп. менее приобретённой в 2019 году квартиры, стоимостью 2 850 000 руб., следовательно, у Межрегионального управления имелись основания для проведения в отношении истицы проверки.

Также в судебном заседании было установлено, что договор дарения денег от 24.05.2019 Бородихиной О.В. работодателю представлен не был, а также отсутствуют сведения о нем в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год.

Как указал, представитель ответчика о данном договоре стало известно только при рассмотрении дела в Засвияжском районном суде г.Ульяновска.

Исходя из изложенного, суд считает, что у Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, имелись основания для осуществления контроля за расходами Бородихиной О.В. и истребования у нее сведений в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона № 230-ФЗ..

Таким образом, оснований для признания незаконным действий начальника межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Гокиной Т.А по истребованию у Бородихиной О.В. информации о ее расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, данных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной ей, ее супругом и несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и ее супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (приобретение квартиры по адресу, <адрес>), не имеется.

Также не имеется оснований для признания незаконным и отмене приказа межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по самарской и Ульяновской областям от 29.07.2022 № 115-лс «Об осуществлении контроля за расходами ва отношении Бородихиной О.В.».

Доводы Бородихиной О.В. о том, что ей работодателю были представлены запрашиваемые документы работодателю, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Указание на доклад ведущего специалиста-эксперта ФИО14 от 11.04.2022 суд считает необоснованным, поскольку данный доклад не является предметом настоящего спора.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте "а" пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

В случае, если лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратилось с ходатайством в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны:

1) истребовать от данного лица сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) провести с ним беседу в случае поступления ходатайства, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

07.08.2022 Бородихиной О.В. в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в Межрегиональный отдел кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, направлено ходатайство о проведении беседы по вопросам связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данное ходатайство направлено Бородихиной О.В. электронной почтой.

26.08.2022 ответчиком Бородихиной О.В. направлено приглашение для беседы на 02.09.2022 в 12.00 час. по адресу: <адрес>. Либо согласовать другой срок проведения беседы, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений.

Так в нарушение приведенных норм права Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям нарушен срок дачи ответа на ходатайство Бородихиной О.В. о проведении с ней беседы, в связи с чем в данной части требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» №2 от 17.03.2004 суд вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено нарушение прав истицы требования Бородихиной О.В. о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными. Принимая во внимание степень нарушения прав истицы как работника и характер данных нарушений, также руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы в счёт возмещения морального вреда 2000 руб. В остальной части сумма является завышенной и необоснованной.

Таким образом, проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, исковые требования Бородихиной О.В. подлежат удовлетворению частично.

В остальной части у суда не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Бородихиной О.В.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бородихиной Ольги Васильевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, выразившееся в не рассмотрении (неудовлетворении) ходатайства Бородихиной Ольги Васильевны о проведении с ней беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за ее расходами, а также за расходами ее семьи в установленный законом срок.

Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в пользу Бородихиной Ольги Васильевны компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

В удовлетворении остальных исковых требований Бородихиной Ольги Васильевны к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, начальнику межрегионального отдела кадрового, бухгалтерского, финансового и административно-хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям Гокиной Таисии Александровне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л.Анциферова

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022.