ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4297/14 от 25.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-4297/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 августа 2014 г. Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Рубан О.Н.,

 при секретаре Ворониной А.А.,

 с участием представителя заявителя – прокурора Михиевского Д.Б.,

 представителей администрации г. Перми Цепенниковой Т.Е., Канцер А.Р., действующих на основании доверенностей,

 представителя ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» - Елоховой Г.С., действующей на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании несоответствующими законодательству и недействующими с 01.01.2013 года: надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», утвержденные постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, п. 2 постановления в части слов «и действуют по 30 июня 2015 года», заинтересованные лица – администрация г. Перми, ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья»,

 у с т а н о в и л:

 Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании несоответствующими законодательству и недействующими с 01.01.2013 г.: надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», утвержденные постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26; п. 2 постановления администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 в части слов: «и действуют по 30 июня 2015 г.» (л.д. 2-4).

 В обоснование заявленных требований прокурор г. Перми указал, что постановлением Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 утверждены надбавки к тарифам на услуги водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». Надбавки к тарифам дифференцированы по периодам. Срок окончания действия надбавок согласно п. 2 постановления администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 – 30.06.2015 года. Оспариваемое постановление администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 принято в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». С 01.01.2013 г. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»» из полномочий органов местного самоуправления исключено право установления надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод. Установление тарифов на водоснабжение и водоотведение в силу п.п. 1 п. 1 ст. 5 ст. 6 Закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления таким правом не наделены. Тарифы для ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлены постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 31.01.2012 г. № 8-в, от 30.05.2013 г. № 83-в. Таким образом, с 01.01.2013 г. постановление администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 в части утверждения надбавок к тарифам за период с 01.01.2013 г. вступило в противоречие с Законом № 416-ФЗ, необходимо признать его недействующим.

 В судебном заседании представитель прокурора г. Перми настаивал на удовлетворении заявленных требований.

 Представители администрации г. Перми, ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, настаивали на доводах письменных возражений. Надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» установлены администрацией г. Перми в пределах предоставленных полномочий, в период, когда орган местного самоуправления обладал правом установления надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения. При определении тарифов Региональная энергетическая комиссия Пермского края не устанавливает плату за услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в соответствии с Инвестиционной программой по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г., а утверждает тарифы для потребителей. Двойной тариф (надбавка) за услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не установлены. При этом органом исполнительной власти субъекта РФ должны учитываться надбавки, установленные постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, и индекс роста платы граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю.

 Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Часть 1 статьи 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года, в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, предусматривала, что настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

 Пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года, в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, органам местного самоуправления предоставлены полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а именно право по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

 В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", решениями Пермской городской Думы от 26.12.2006 N 344 "Об утверждении Общего порядка взаимодействия Пермской городской Думы и администрации города Перми по реализации Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 29.01.2008 N 8 "Об утверждении Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг.", с учетом протокола комиссии по регулированию цен и тарифов от 24.12.2009 N 10 и оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса предлагаемых надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей, решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 г. № 10 установлены надбавки к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей - ценовые ставки, которые учитываются при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливаемые в целях финансирования Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг., на период 2010-2014 годов.

 Постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", решениями Пермской городской Думы от 26 декабря 2006 г. N 344 "Об утверждении Общего порядка взаимодействия Пермской городской Думы и администрации города Перми по реализации Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 29 января 2008 г. N 8 "Об утверждении Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг.", от 26 января 2010 г. N 10 "Об установлении надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей", с учетом протокола комиссии по регулированию цен и тарифов от 24 декабря 2009 г. N 10 и оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса предлагаемых надбавок к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" утверждены надбавки к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод ООО "НОВОГОР-Прикамье" - ценовые ставки, которые устанавливаются для ООО "НОВОГОР-Прикамье" на основе надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей, учитываются при расчетах с ООО "НОВОГОР-Прикамье" за оказываемые услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод и используются для финансирования Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006-2025 гг., утвержденной решением Пермской городской Думы от 29.12.2008 N 8 (п. 1).

 Надбавки к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод ООО "НОВОГОР-Прикамье", установленные в пункте 1 настоящего Постановления, вступают в силу с момента вступления в действие надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей, но не ранее чем через один календарный месяц после вступления в силу настоящего Постановления и действуют по 30 июня 2015 г. (п. 2).

 07.12.2011 года издан Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ. В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

 Согласно ст. 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 417-ФЗ от 07.12.2011 года в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» внесены следующие изменения:

 1) в статье 1:

 а) в части 1 слова «водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод,» исключить;

 б) в пункте 1 части 2 слова «водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,» исключить;

 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением статей 3, 8 и 12 настоящего Федерального закона (ст. 22).

 Из приведенных положений действующего законодательства следует, что до 01.01.2013 года установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения входило в полномочия органов местного самоуправления, а с 01.01.2013 года относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

 Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 года не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

 При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания недействующим постановления администрации г. Перми от 02.02.2010 года № 26 ввиду отсутствия у администрации г. Перми полномочий по его принятию. Надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» утверждены администрацией г. Перми в соответствии с её полномочиями.

 В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Постановление администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

 Заявитель указывает на противоречие постановления Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 года. Данная позиция прокурора несостоятельна, так как надбавки установлены администрацией г. Перми до издания Федерального закона № 416, т.е. в пределах предоставленных полномочий. В данном случае установленные постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 надбавки продолжают действовать до окончания срока, на который они установлены. Та же позиция изложена в письме Федеральной службы по тарифам России № СЗ-6691/5 от 20.06.2014 года. При этом суд учитывает, что Федеральная служба по тарифам России наделена полномочиями по рассмотрению разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных тарифов.

 Так, согласно п.п. 5.3.4(4) п. 5.3 ст. 5 Положения «О Федеральной службе по тарифам», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 332, Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

 на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности:

 рассматривает разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных тарифов.

 Несоответствия постановления администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 иному федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу суд также не усматривает.

 Довод прокурора о превышении с 01.07.2014 года индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю не может быть принят судом во внимание.

 Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 01 июля 2014 г. по 2018 год утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 718-р.

 В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования):

 устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

 Из указанной нормы права следует, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, и с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

 Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г. утверждена решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. № 8. Данная Программа предусматривает график реализации мероприятий за счет надбавки к тарифам. В соответствии с Инвестиционной программой администрацией г. Перми 02.02.2010 г. утверждены надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». Впоследствии Правительством РФ издано распоряжение от 30.04.2014 г. № 718-р об установлении индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю. Соответственно тарифы на услуги организаций коммунального комплекса должны быть установлены органом исполнительной власти субъекта РФ как с учетом надбавок, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, так и с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю, установленного распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 718-р.

 Орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливая на региональном уровне тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, должен учитывать размер надбавок к тарифам, и контролировать уровень индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю.

 Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд считает обоснованными возражения ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» о том, что оспариваемое прокурором постановление администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 не нарушает прав и законных интересов потребителей товаров и услуг.

 Согласно ч. 5 ст. 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 года при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

 Расходы на мероприятия по строительству (реконструкции) объектов систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Инвестиционной программой по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г., учтены только в надбавках к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». В состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения указанные расходы не включены. Необоснованного начисления потребителям платы за услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» не имеется.

 Таким образом, поскольку постановление администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении требований прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании несоответствующими законодательству и недействующими с 01.01.2013 года: надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», утвержденные постановлением администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, п. 2 постановления в части слов «и действуют по 30 июня 2015 года» отказать в полном объеме.

 Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.   

 Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)

 Копия верна. Судья -                (О.Н. Рубан)