Дело № 2-429/2022
УИД: 66RS0036-01-2022-000671-56
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,
при секретаре судебного заседания Курдюмовой О.С.,
с участием заместителя прокурора г. Кушва Паршукова А.Ф.,
представителя ответчика Семеновой О.Н.,
представителя третьего лица КУМИ КГО Соловьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кушва, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Кушва по обращению жителя г. Кушвы проведена проверка деятельности МУП КГО «Водоканал» в ходе которой выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления Кушвинского городского округа при организации водоотведения. Установлено, что на территории Кушвинского городского округа водоотведение организовано путем закрепления на праве хозяйственного ведения муниципального имущества в виде канализационных сетей и очистных сооружений за МУП КГО «Водоканал», которым эксплуатируется, в том числе и самотечный коллектор от точки слияния коллектора d-300 мм через Локомотивное депо и d-200 мм с до центрального коллектора d-600 мм.
Канализационный самотечный коллектор из керамических труб d-300 мм, расположенный на участке от территории бывшего хлебозавода по находится в неудовлетворительном состоянии. Данный коллектор имеет реестровый №.177.52, 1969 года постройки и обеспечивает транспортировку хозбытовых стоков микрорайона Западный, района станции Кушва, частично и данном отрезке протяженностью 450 метров коллектор проложен по территории Хлебозавода и приусадебным участкам частных жилых домов .
С момента прекращения деятельности ООО «Кушвахлебпром» на данном участке коллектора значительно участились случаи заторов: крупный бытовой и строительный мусор, объемные куски ветоши, предметы растительного происхождения - создают трудно устраняемые препятствия для свободного прохождения стоков. Вследствие многочисленных аварий сточные воды изливаются на почву.
Со стороны МУП КГО «Водоканал» в адрес администрации и КУМИ КГО доведено существующее положение дел, предложено проведение работ по выносу коллектора на проезжую часть , где он будет доступен для обслуживания на всем своем протяжении.
ДД.ММ.ГГГГ состоялась выездная комиссия с участием КУМИ КГО и МУП КГО «Водоканал», составлен акт о неудовлетворительном техническом состоянии спорной канализационной сети, установлены факты излива стоков на рельеф местности.
На основании информации аварийной службы МУП КГО «Водоканал» о наличии нескольких изломов трубопровода и постоянном возникновении заторов с подтоплением местности, комиссия пришла к выводу о необходимости проведения срочного капитального ремонта канализационного коллектора.
Согласно п. 5.3 протокола № штаба заседания комиссии по вопросам подготовки к отопительному сезону 2021-2022 гг. от ДД.ММ.ГГГГ КУМИ КГО поручено организовать работы по проектированию канализационного коллектора на участке от территории бывшего хлебозавода до .
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа и ООО «Экохим-проект» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)». Срок выполнения работ по договору составляет 90 дней с момента подписания договора. Исходя из сроков, предусмотренных договором, работы должны быть выполнены Подрядчиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ст.193 Гражданского кодексам РФ). По информации, представленной Подрядчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подготовленная проектно-сметная документация по указанному объекту направлена в независимую организацию для проведения ценовой экспертизы.
Строительство канализационного коллектора запланировано администрацией Кушвинского городского округа на 2022 год. Вместе с тем, денежные средства в бюджете Кушвинского городского округа на строительство канализационного коллектора не предусмотрены и их лимиты не доведены до главного распорядителя бюджетных средств.
В силу п. 2.5.1. договора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП КГО «Водоканал» обязано обеспечить сохранность имущества и использовать его по целевому назначению, осуществлять его капитальный и текущий ремонт.
Определением Арбитражного суда Свердловской № от ДД.ММ.ГГГГ заявление о признании МУП КГО «Водоканал» несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении него введена процедура наблюдения, судебное заседание по рассмотрению дела о банкротстве назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, прокуратурой города установлено, что МУП КГО «Водоканал» имеет просроченную задолженность за электроэнергию перед Свердловским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» в размере 16 332 000 рублей.
По указанному факту и.о. директора МУП КГО «Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, которое рассмотрено, нарушения признаны, представлена информация о причинах возникновения задолженности.
Учитывая изложенное, у МУП КГО «Водоканал» отсутствует финансовая возможность для организации проведения капитального ремонта спорного участка канализационных сетей.
В силу и. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Собственником спорных канализационных сетей является Кушвинский городской округ, уполномоченные органы местного самоуправления которого несут бремя его содержания.
В силу п. 1 ст. 28 Устава Кушвинского городского округа, принятого Решением Кушвинской городской Думы от 09.06.2005 № 313, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Таким образом, именно на администрацию Кушвинского городского округа должна быть возложена обязанность по организации водоотведения путем проведения капитального ремонта спорных канализационных сетей.
Прокурор г. Кушва просит возложить на администрацию Кушвинского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение на территории путем проведения капитального ремонта канализационных сетей – канализационного самотечного коллектора d-300 мм, реестровый №, протяженностью от до .
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.
До судебного заседания от представителя администрации Кушвинского городского округа Семеновой О.Н., поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее.
В силу положений статьи 51 Закона № 131-ФЗ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальные образования в лице органов местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Так, для осуществления вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения на территории Кушвинского городского округа создано муниципальное унитарное предприятие Кушвинского городского округа «Водоканал» (далее - МУП КТО «Водоканал»). В связи с чем водоотведение на территории Кушвинского городского округа организовано путем закрепления на праве хозяйственного ведения муниципального имущества в виде канализационных сетей и очистных сооружений за МУП КТО «Водоканал» (договор от ДД.ММ.ГГГГ №м 1/19). Спорный объект - канализационный самотечный коллектор d - 300 мм, реестровый №, протяженностью от дом а№ по до , также передан в хозяйственное ведение на основании указанного выше договора от ДД.ММ.ГГГГ №м 1/19. При этом необходимо учитывать, что полномочия собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП КГО «Водоканал» осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее- КУМИ КГО) - функциональный орган администрации Кушвинского городского округа, учрежденный решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ и наделенный полномочиями администрации Кушвинского городского округа по решению вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Кушвинского городского округа, включая земли и земельные участки на территории Кушвинского городского округа, находящиеся в собственности Кушвинского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена в пределах своей компетенции.
Пунктом 5.2 Положения о КУМИ КГО, утвержденного решением Думы Кушвинского городского округа от 20 февраля 2014 года № 235, установлено, что финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности Комитета осуществляется на основе бюджетной сметы в пределах средств, утвержденных решением Думы Кушвинского городского округа о бюджете Кушвинского городского округа на соответствующий финансовый год.
Таким образом, в силу прямого указания закона расходные обязательства органа местного самоуправления осуществляется только за счет средств местного бюджета. Положениями БК РФ для органов местного самоуправления не предусмотрены внебюджетные источники финансирования.
Кроме того, положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Устава Кушвинского городского округа установлено, что утверждение местного бюджета относятся к исключительной компетенции Думы Кушвинского городского округа. Таким образом, ни администрация Кушвинского городского округа, ни КУМИ КТО не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с финансированием мероприятий по организации водоотведения на территории Кушвинского городского округа, поскольку решение о выделении денежных средств на эти цели принимается Думой Кушвинского городского округа.
КУМИ КГО в силу прямого указания закона осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Между тем, учитывая, что в адрес администрации Кушвинского городского округа и КУМИ КГО поступило обращение МУП КГО «Водоканал» об аварийном состоянии спорного объекта, КУМИ КГО как собственником муниципального имущества 17.01.2022 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен договор подряда № о разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)» с ООО «Экохим-проект». ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации для линейного объекта капитального строительства «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)».
Учитывая наличие положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации для линейного объекта капитального строительства «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)» КУМИ КГО будут направлены предложения в бюджетную комиссию Думы Кушвинского городского округа о выделении КУМИ КГО дополнительных бюджетных ассигнований для проведения капитального ремонта канализационного самотечного коллектора d-ЗОО мм, реестровый №, протяженностью от до , и рассмотрении данного вопроса на очередном заседании Думы Кушвинского городского округа, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ. При этом необходимо учитывать, что в случае непринятия Думой Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на проведения капитального ремонта канализационного коллектора, данный вопрос будет вынесен на следующие заседания Думы Кушвинского городского округа (ориентировочно август-сентябрь 2022 года). В связи с чем, учитывая необходимость проведения конкурентных процедур для определения подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту канализационного коллектора в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на проведение которых, включая подписание муниципального контракта, уходит в среднем около 2-х месяцев, выполнение указанных работ до ДД.ММ.ГГГГ будет невозможным. Следовательно, проведение капитального ремонта канализационного самотечного коллектора d-ЗОО мм, реестровый №, протяженностью от до считаем возможным до ДД.ММ.ГГГГ.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л. д. 27 – 31).
От КУМИ КГО поступил отзыв, в котором указано, что Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа, утвержденного решением Думы Кушвинского городского округа от 20 февраля 2014 года № 235, установлено, что КУМИ КГО является функциональным органом администрации Кушвинского городского округа и наделяется полномочиями администрации Кушвинского городского округа по решению вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Кушвинского городского округа, включая земли и земельные участки на территории Кушвинского городского округа, находящиеся в собственности Кушвинского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена в пределах своей компетенции. Пунктом 5.2 Положения о КУМИ КГО установлено, что финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности Комитета осуществляется на основе бюджетной сметы в пределах средств, утвержденных решением Думы Кушвинского городского округа о бюджете Кушвинского городского округа на соответствующий финансовый год.
Таким образом, в силу прямого указания закона расходные обязательства органа местного самоуправления осуществляется только за счет средств местного бюджета.
Положениями Бюджетного кодекса РФ для органов местного самоуправления не предусмотрены внебюджетные источники финансирования.
Согласно п. 1 ст. 20 Устава Кушвинского городского округа, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Таким образом Дума Кушвинского городского округа - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Согласно пп. 2, п. 1 ст. 21 Устава Кушвинского городского округа, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относятся к исключительной компетенции Думы Кушвинского городского округа.
Таким образом, КУМИ КГО не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с финансированием мероприятий по организации водоотведения на территории г. Кушвы поскольку решение о выделении денежных средств на эти цели, принимается Думой Кушвинского городского округа.
КУМИ КГО будут направлены предложения на ближайшее заседание Думы Кушвинского городского округа запланированное на июнь 2022 г. о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для проведения капитального ремонта канализационного самотечного коллектора d-ЗОО мм, реестровый №, протяженностью от до .
В случае непринятия Думой Кушвинского городского округа на ближайшем заседании 30.06.2022 г. решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на проведения капитального ремонта канализационного коллектора, данный вопрос будет вынесен на следующее заседания Думы Кушвинского городского округа, в таком случае проведение ремонта канализационного коллектора в 2022 году будет невозможным.
КУМИ КГО с «Экохим-проект» в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен договор подряда № о разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)».
г. получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации для линейного объекта капитального строительства «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)».
Считает, что в качестве разумного срока для проведения капитального ремонта канализационного самотечного коллектора d-300 мм, реестровый № протяженностью от до , представляется ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Кушва Паршуков А.Ф. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что в основу искового заявления положено достаточно доказательств в обоснование заявленных требований. Длительность нарушения установлена исходя из заявлений граждан, согласно которым более двух лет канализационные стоки вытекают на земельные участки, а затем попадают в Кушвинское водохранилище. Поскольку, в силу п. 1 ст. 28 Устава и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация городского округа, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Считает срок исполнения обязательств разумным.
Представитель администрации Кушвинского городского округа Семенова О.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Суду пояснила, что самотечный коллектор находится в муниципальной собственности. Полномочия по решению вопросов по водоснабжению и водоотведению переданы МУП КГО «Водоканал». Все денежные обязательства осуществляются на основании бюджетной сметы. Самостоятельно принимать решение о распределении денежных средств ни администрация, ни КУМИ КГО не вправе. КУМИ КГО уже предпринимаются действия для проведения капитального ремонта спорного коллектора. Проект для осуществления капитального ремонта коллектора уже разработан. На заседании Думы Кушвинского городского округа 30.06.2022 будет решаться вопрос о выделении денежных средств КУМИ КГО для выполнения данных работ и внесения их в смету на 2022 год, плановый 2023, 2024 г.г.Будет подыскиваться подрядчик. В случае положительного решения работы будут выполняться даже в зимний период. Если решение о выделении денежных средств в июне 202 не будет принято, то данный вопрос будет подниматься в сентябре 2022 года. В связи с чем, просит суд отодвинуть срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица КУМИ КГО Соловьева Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 41), поддержала доводы, изложенные в отзыве, дополнительно суду пояснила, что КУМ КГО согласны с требованиями прокурора о проведении капитального ремонта канализационного самотечного коллектора d-300 мм, протяженностью от до , однако срок для этого необходимо установить до ДД.ММ.ГГГГ. КУМИ КГО ведет работы по этому направлению. Уже разработан проект. КУМИ КГО обращались к , однако им было отказано в выделении денежных средств из резервного фонда, поскольку уже запланированы работы по данному направлению.
Выслушав доводы заместителя прокурора, принимая во внимание доводы представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся и к полномочиям органов местного самоуправления относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, на основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 2 ФЗ-416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Канализационный самотечный коллектор также относится к категории канализационной сети. Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".
В соответствии с пунктом 9 ГОСТ 19185-73 под «канализацией» понимается отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесены полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения.
Согласно п. 4. 1 ст. 5 Устава Кушвинского городского округа принятого Кушвинской городской Думой 9 июня 2005 г., к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 28 Устава Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Поскольку в соответствии с вышеуказанными законами и Уставом Кушвинского городского округа к полномочиям Администрации городского округа относится организация водоотведения, то именно Администрацией Кушвинского городского округа, являющейся надлежащим ответчиком по делу, не исполняется обязанность по организации водоотведения путем проведения капитального ремонта канализационной сети.
Как следует из материалов дела, согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, водоотведение на территории Кушвинского городского округа организовано путем закрепления на праве хозяйственного ведения муниципального имущества (л. д. 11).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа передал, а МУП КГО «Водоканал» принял муниципальное имущество, в том числе и самотечного коллектора от точки слияния коллектора d-300 мм через Локомотивное депо и d-200 мм с до центрального коллектора d-600 мм (л. д. 10, 13).
Пунктом 1.5 № от ДД.ММ.ГГГГ договора определено, что имущество принадлежит Кушвинскому городскому округу.
В силу п. 2.5.1. договора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП КГО «Водоканал» обязано обеспечить сохранность имущества и использовать его по целевому назначению, осуществлять его капитальный и текущий ремонт.
Согласно акту технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе ведущего специалиста КУМИ КГО, главного инженера и ведущего инженера МУП КГО «Водоканал» произвела обследование технического состояния самотечного канализационного коллектора из керамических труб d-300 мм., расположенного на участке от территории бывшего хлебозавода по до , района , частично и установлено, что на рельефе местности видны следы излива стоков. В русле безымянного ручья видны стойкие фекальные отложения, стоит сильный запах нечистот. Комиссия пришла к выводу о необходимости проведения срочного капитального ремонта канализационного коллектора (л.д. 15).
Согласно п. 5.3 протокола № штаба заседания комиссии по вопросам подготовки к отопительному сезону 2021-2022 гг. от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ КГО поручено организовать работы по проектированию канализационного коллектора на участке от территории бывшего хлебозавода до (л.д. 14 оборот).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Глава городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом КГО уведомлялись о неудовлетворительном техническом состоянии канализационного коллектора из керамических труб d-300 мм., расположенного на участке от территории бывшего хлебозавода по до (л.д. 12 оборот).
Определением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ МУП КГО «Водоканал» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства – наблюдение (л.д. 16, 17).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП КГО «Водоканал» прокурором вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 18), которые было рассмотрено, нарушения были признаны, в том числе и большая задолженность за электроэнергию (л. д. 18 оборот).
Учитывая изложенное, у МУП КГО «Водоканал» отсутствует финансовая возможность для организации проведения капитального ремонта спорного участка канализационных сетей.
Ответчиком данные обстоятельства не оспариваются.
В материалы дела представлен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа и ООО «Экохим-проект» на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Строительство канализационного коллектора по адресу: (перекресток)». Срок выполнения работ по договору составляет 90 дней с момента подписания договора. Исходя из сроков, предусмотренных договором, работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ст.193 Гражданского кодексам РФ). (л. д. 42-48).
ООО «Экохим-проект» ДД.ММ.ГГГГ выдано положительное заключение негосударственной экспертизы на строительство канализационного коллектора по адресу: – (перекресток) (л.д.49-55).
Таким образом администрацией Кушвинского городского округа предпринимаются меры по обеспечению выполнения работ по строительству канализационного коллектора по адресу: – .
Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по организации водоотведения путем проведения капитального ремонта спорной канализационной сети, в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», лежат на соответствующем муниципальном образовании, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении него, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.
Ссылка представителя администрации Кушвинского городского округа о том, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа, судом отклоняется, поскольку факт реализации соответствующих полномочий Администрацией городского округа через отраслевой (функциональный) орган, а также созданные казенные учреждения, не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по обеспечению надлежащей эксплуатации систем водоснабжения, но и осуществлению муниципального контроля, и не может служить основанием для освобождения ответчика от возложенной на него обязанности, поскольку делегация полномочий не снимает с Администрации Кушвинского городского округа ответственности за ее неисполнение возложенных нА нее законодательством обязанностей.
При указанных обстоятельствах исковые требования в части возложения на администрацию Кушвинского городского округа обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение на территории путем проведения капитального ремонта канализационных сетей – канализационного самотечного коллектора d-300 мм, реестровый № протяженностью от до , подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Кушва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию Кушвинского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение на территории г. Кушвы путем проведения капитального ремонта канализационных сетей – канализационного самотечного коллектора d-300 мм, реестровый №.177.52, протяженностью от до .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через канцелярию Кушвинского городского суда.
Судья Туркина Н.Ф.