ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-429/2022 от 29.08.2022 Щигровского районного суда (Курская область)

№ 2-429/2022

УИД 46RS0028-01-2022-000503-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 г. г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Пономаренко Ю.Ю.,

с участием истца Щигровского межрайонного прокурора Курской области в лице помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Жигунова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Харскому Николаю Петровичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Харскому Н.П. о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, мотивируя свои исковые требования тем, что по поручению прокуратуры Курской области от 16.06.2022 Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой было установлено, что в собственности Харского Н.П. находится гидротехническое сооружение (плотина), расположенное в , протяженностью м, кадастровый . В нарушение действующего законодательства собственником Харским Н.П. не были приняты меры к расчету и согласованию вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на принадлежащем ему гидротехническом сооружении (плотине), расположенном в , что подтверждается сведениями уполномоченного на согласование расчета органа – Комитета природных ресурсов Курской области. Также Харским Н.П. не разработан и не согласован с Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора план мероприятий по обеспечению безопасности на указанном гидротехническом сооружении. Кроме того, Харским Н.П. не исполнена обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в отношении гидротехнического сооружения (плотины). Также в рамках проведенного Комитетом природных ресурсов Курской области 03.08.2021 обследования установлено, что гребень плотины находится в удовлетворительном состоянии, верховой откос плотины подмыт до отметки НПУ, откосы плотины задернованы, заросли кустарником, фильтрационных воронок на низовом откосе плотины не выявлено, в зоне сопряжений низового откоса плотины с вертикальной стенкой водобойного колодца паводкового водосброса (с правой стороны) размыт низовой откос плотины, образовалась глубокая воронка размыва (до основания стены водобойного колодца), что нарушает прочность и устойчивость плотины, зоны сопряжений плотины с бортами существующей балки находятся в удовлетворительном состоянии. На гребне плотины установлены шлагбаумы. Согласно выводам специалиста состояние гидроузла, образующего пруд на руч. б/н у , неудовлетворительное, требуется выполнение работ по капитальному ремонту паводкового водосброса: восстановление ледозащитного устройства, ремонту стен водобойного колодца водосброса, расчистке рибермы и отводящего канала от растительности, необходим капитальный ремонт низового откоса плотины в зонах сопряжения низового откоса со стенами водобойного колодца водосброса. В нарушение требований законодательства капитальный ремонт гидротехнического сооружения (плотины) по настоящее время не произведен. Беспрепятственный проезд по плотине не обеспечен, демонтаж возведенных шлагбаумов не осуществлен. Проект капитального ремонта гидротехнического сооружения (плотины) Харским Н.П. не разработан. Данные факты являются нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Бездействие Харского Н.П. не соответствует требованиям действующего законодательства, препятствует реализации мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. Просил возложить на Харского Н.П. обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и согласовать с Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый , произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении (плотине), застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении (плотине), расположенном в , кадастровый , обеспечить беспрепятственный проезд по гидротехническому сооружению (плотине), расположенному в , кадастровый , разработать проект капитального ремонта гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый , осуществить проведение работ по капитальному ремонту паводкового водосброса: восстановление ледозащитного устройства; ремонт стен водобойного колодца водосброса, расчистка рисбермы и отводящего канала от растительности; капитальному ремонту низового откоса плотины в зонах сопряжения низового откоса со стенами водобойного колодца водосброса гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый .

В судебном заседании помощник прокурора Жигунов Д.А. поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Ответчик Харский Н.П. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах уважительности неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов Курской области (Курскоблприроднадзор), надлежащим образом уведомленное о дне, времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило в судебное заседание явку своего представителя, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, просило учесть его письменное мнение относительно исковых требований прокурора, которые просило удовлетворить.

В соответствии с положениями ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со статьей 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статьей 9 Закона № 117-ФЗ определен комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, обязанность по исполнению которых возложена на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 17 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

В целях реализации указанных положений Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласно указанным Правилам величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его методике, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, в части правильности определения величин составляющих вероятного вреда или возвращает его владельцу гидротехнического сооружения без согласования с указанием конкретных несоответствий расчета вероятного вреда указанной методике.

В соответствии со статьей 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт (абз.2), систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения (абз.6), заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (абз. 14), осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям (абз.15).

На основании ст. 15 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ч. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 6 июля 2022 г. Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что на руч. б/н в расположено гидротехническое сооружение (плотина) протяженностью м. с кадастровым номером , собственником которого является Харский Н.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.06.2022, номер государственной регистрации .

В рамках проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства собственником плотины Харским Н.П. не были приняты меры к расчету и согласованию вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на принадлежащем ему гидротехническом сооружении (плотине), расположенном в , что подтверждается сведениями уполномоченного на согласование расчета органа – Комитетом природных ресурсов Курской области. Также Харским Н.П. не разработан и не согласован с Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора план мероприятий по обеспечению безопасности на указанном гидротехническом сооружении. Кроме того, Харским Н.П. не исполнена обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в отношении гидротехнического сооружения (плотины). Также в рамках проведенного Комитетом природных ресурсов Курской области 03.08.2021 обследования установлено, что гребень плотины находится в удовлетворительном состоянии. Верховой откос плотины подмыт до отметки НПУ, откосы плотины задернованы, заросли кустарником, фильтрационных воронок на низовом откосе плотины не выявлено, в зоне сопряжений низового откоса плотины с вертикальной стенкой водобойного колодца паводкового водосброса (с правой стороны) размыт низовой откос плотины, образовалась глубокая воронка размыва (до основания стены водобойного колодца), что нарушает прочность и устойчивость плотины, зоны сопряжений плотины с бортами существующей балки находятся в удовлетворительном состоянии.

При осмотре водосбросного сооружения установлено, что состояние паводкового водосброса неудовлетворительное (предаварийное). В нижнем бьефе в стенах водобойного колодца паводкового водосброса наблюдается разрушение стыков между сегментными блоками; в стенах водобойного колодца от верха до основания колодца имеются глубокие трещины, наблюдается разрушение сегментных блоков в стенах колодца и их смещение, в отдельных местах образовались пустоты, нижние блоки в колодце смещены, происходит разрушение правосторонней стены и открылка водобойного колодца. В местах сопряжения стен водобойного колодца со стенами водопроводящей части и водосливной плитой образовалась трещина (с правой стороны). В застенных пространствах (в местах сопряжения правой стены водобойного колодца паводкового водосброса с низовым откосом плотины) вымыт грунт, что привело к образованию на низовом откосе плотины воронки глубиной до самого основания стены водобойного колодца. Разрушена ледозащита водосбросного сооружения; водобойный колодец, рисберма и отводящий канал паводкового водосброса заросли деревьями и кустарником, требуется их расчистка.

Колодец низового затвора из ж/б колец диаметром 2 000 мм, колодец накрыт ж/б плитой, в которой имеется люк, который перекрыт решеткой запертой на замок; водобойный колодец (рыбоуловитель) донного водоспуска состоит из Г-образных блоков, сверху водобойный колодец (рыбоуловитель) накрыт металлической решеткой (приварена наглухо), в конце рыбоуловителя имеется служебный мостик (бетонный), за водобойным колодцем имеется отводящий канал. Сброс воды из пруда осуществляется через донный водоспуск, донный водоспуск находится в работоспособном состоянии.

Проезд через плотину перекрыт с двух сторон, на гребне плотины установлены шлагбаумы, на которых висят замки, что является недопустимым. Поскольку проезд через плотину является единственной дорогой для подъезда к жилым домам граждан, проживающих в п. .

В нарушение требований действующего законодательства Харским Н.П. капитальный ремонт гидротехнического сооружения (плотины) не произведен. Беспрепятственный проезд по плотине им не обеспечен, демонтаж возведенных им шлагбаумов не осуществлен, проект капитального ремонта гидротехнического сооружения (плотины) не разработан.

Данные нарушения действующего законодательства, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», допущены собственником плотины Харским Н.П., что подтверждается актом проверки соблюдения федерального законодательства от 06.07.2022.

Обстоятельства, связанные с нарушениями законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, расположенного в , протяженностью м, кадастровый , подтверждаются также актом обследования ГТС пруда на руч. б/н у от 03.08.2021, составленного по результатам обследования государственным инспектором в области окружающей среды комитета природных ресурсов Курской области и начальником гидротехнического отдела ОКУ «УЭ ГТС», решением председателя комитета природных ресурсов Курской области № 1 от 16.08.2021 об ограничении условий эксплуатации гидротехнических сооружений пруда на руч. б/н у .

Кроме того, Комитетом природных ресурсов Курской области за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств Харский Н.П. был привлечен к административной ответственности по ст. 8.15 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

В соответствии с постановлениями по делам об административных правонарушениях от 28.12.2021 и от 13.04.2022 мирового судьи судебного участка № 1 судебного района Железнодорожного округа г. Курска Харский Н.П. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административных штрафов.

Непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и повлечь разрушение гидротехнического сооружения, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и законных интересов.

Факты нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, выявленные при обследовании ГТС пруда на руч. б/н у должностными лицами Комитета природных ресурсов Курской области и отраженные в акте от 03.08.2021, объективно подтверждаются актом прокурорской проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений от 06.07.2022 и до настоящего времени не устранены.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поэтому суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, препятствуют исполнению собственником гидротехнического сооружения обязанностей, возложенных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», суд, принимая во внимание значимость указанных правоотношений, а также то, что срок для выполнения данных мероприятий должен быть разумным и достаточным, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного в , протяженностью м, кадастровый , в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Харскому Николаю Петровичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения удовлетворить.

Обязать Харского Николая Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , выданный ОУФМС России по ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и согласовать с Верхне-Донским Управлением Ростехнадзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый , произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении (плотине), застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении (плотине), расположенном в , кадастровый , обеспечить беспрепятственный проезд по на гидротехническому сооружению (плотине), расположенному в , кадастровый , разработать проект капитального ремонта гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый , осуществить проведение работ по капитальному ремонту паводкового водосброса: восстановление ледозащитного устройства; ремонт стен водобойного колодца водосброса, расчистка рисбермы и отводящего канала от растительности; капитальному ремонту низового откоса плотины в зонах сопряжения низового откоса со стенами водобойного колодца водосброса гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в , кадастровый .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 5 сентября 2022 г.

Судья С.Н. Зуборев