ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/16 от 06.04.2016 Исаклинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2016 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре судебного заседания Жидовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-42/16 по иску ФИО1 к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, об отказе во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику администрации муниципального района Исаклинский Самарской области. В обоснование своих требований поясняет, что 11 августа 2015 года она обратилась в администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области с заявлением о включении семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Собрала все необходимые документы в приложении к данному заявлению.

03 ноября 2016 года ей был направлен ответ на указанное заявление с отказом во
включении в предварительный список участников мероприятий (исходящий от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на п.9 Порядка формирования и утверждения списков
участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного
приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
от 20 мая 2014 года № 159-п. Данный отказ каких-либо обоснований не содержит, то есть, не указана причина отказа во включении в предварительный список участников вышеуказанного мероприятия. Считает, что данное решение не законно по следующим основаниям.

Ее семья состоит из семи человек. Однако она оформила документы и подала заявление в администрацию муниципального района Исаклинский о включении ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в составе пяти человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило содержание п.9 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 20 мая 2014 года № 159-п, в указанном пункте конкретно оговорены случаи при, которых не предоставляется субсидия, среди которых есть пункт со следующим содержанием, «несоответствие требованиям, предъявляемым к заявлению, указанным в пунктах 5, 32 и 33 Типового положения», на который ссылается Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области. Содержание п.5 Типового положения гласит: Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: - а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности; - б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; - в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с Федеральной целевой программой к моменту подачи заявления их семья полностью соответствовала требованиям, предъявляемым для получения социальной выплаты, и отказ является не законным. В настоящее время она совместно с семьей проживает по адресу: <адрес>, площадь жилого дома не соответствует нормативным требованиям для проживания семи человек. Она как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в составе семьи из семи человек в администрации сельского поселения Исаклы, принята на учет решением заседания жилищной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), Постановлением администрации сельского поселения Исаклы № 104 от 30 сентября 2014 года «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях» включена в список. Все документы, предоставленные ей в Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области при составлении заявления от 11 августа 2015 года были проверены специалистами администрации, занимающимися формированием пакетов документов для постановки на учет с целью получения субсидий на строительство и каких либо дополнительных требований по сбору документов ей не предъявлялось.

Просит суд признать решение администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, об отказе во включение в предварительный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - получателей социальной выплаты по Самарской области на 2015 год, не законным.

Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области включить ее в предварительный список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - получателей социальной выплаты по Самарской области на 2016 год.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в лице начальника отдела экономического развития, инвестиций и финансами администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что в соответствии с подпунктом «Г» пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 20]4 - 2017 годы и на период до 2020 года», право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении следующих условий: - признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При проверке документов ФИО1 обнаружено отсутствие основания признания семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, а именно: Согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, в общей совместной собственности с супругом ФИО4 принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, обшей площадью 122,2 кв.м.

Согласно заявлению ФИО1 на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», поступившему в администрацию муниципального района Исаклинский от 11 августа 2015 года, а также протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области от 30 сентября 2014 года указан состав семьи 5 человек.

Таким образом. ФИО1 и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной по сельскому поселению Исаклы муниципального района Исаклинский, в размере менее 18 кв.м. обеспеченности обшей площадью на одного человека, решением Собрания представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 20 мая 2014 года № 159-п, а именно несоответствие требованиям, предъявляемым к заявителю, указанным в пунктах 4, 33 и 34 Типового положения, принято решение от 03 ноября 2015 года № 02-26/123 отказать семье ФИО1 во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Просит суд в удовлетворении иска ФИО1 о признании незаконным решения Администрации муниципального района Исаклинский от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в судебное заседание не явился. Просил по настоящему делу принять решение в соответствии с действующим законодательством, дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, приняв во внимание мнение представителя 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Постановлением Правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 года утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках федеральной целевой программы Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 616 утверждена «Государственная программа Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В соответствии с указанным Постановлением, приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 20 мая 2014 года № 159-П утвержден «Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Порядок).

Согласно п.4 Порядка, органы местного самоуправления осуществляют прием заявлений о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, регистрируют заявления в порядке их поступления в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, проверяют правильность оформления представленных заявителями документов и достоверность содержащихся в них сведений, формируют и утверждают предварительный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Согласно п.5 Порядка, органы местного самоуправления направляют в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в срок до 16 июня следующие документы: - утвержденный предварительный список; - информацию о наличии инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса в сельской местности, где планируется реализация мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку; - сведения об объеме средств, предусмотренных в местных бюджетах на софинансирование мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; - оригиналы документов, представленных заявителями для участия в Программе; - справки о стоимости завершения ранее начатого строительства по каждому заявителю, изъявившему желание улучшить свои жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома по форме, утверждаемой министерством.

Согласно п.6 Порядка при проверке правильности оформления документов, представленных заявителем, и достоверности содержащихся в них сведений органы местного самоуправления проверяют, в том числе факт постановки заявителя (члена его семьи) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствие оснований для снятия заявителя (члена его семьи) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, а также факт предоставления заявителю (члену его семьи) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Согласно п.7 Порядка ответственность за предоставление недостоверной информации в орган местного самоуправления несет заявитель в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за предоставление недостоверной информации в министерство несут органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.8 Порядка органы местного самоуправления формируют предварительный список в соответствии с пунктами 6-7, 36-37 Типового положения, учитывая хронологическую и алфавитную последовательность, исходя из данных журнала регистрации заявлений.

Согласно п.9 Порядка основаниями для отказа во включении в предварительный список являются: - несоответствие требованиям, предъявляемым к заявителю, указанным в пунктах 5, 32 и 33 Типового положения; - непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 17 или 38 Типового положения; - ненадлежащим образом заполненное заявление; - недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также сведений, противоречащих друг другу; - отсутствие в документах необходимых реквизитов (подписи, печати); - ранее реализованное заявителем (членом его семьи) право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поступившего заявления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в составе семьи 7 человек признана жилищной комиссии администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением от 30 сентября 2014 года Главы сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский утвержден список граждан нуждающихся в жилых помещениях. В вышеуказанном списке ФИО1 значится за .

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области от 30 сентября 2014 года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нуждающейся в жилом помещении и включена с ДД.ММ.ГГГГ в общий список лиц, нуждающихся в жилом помещении в составе семьи 5 человек.

11 августа 2015 года ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию муниципального района Исаклинский о включении ее семьи в составе пяти человек, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района Исаклинский отказала ФИО1 во включении ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 20 мая 2015 года № 159-П, предусмотрено, что при проверке правильности оформления документов, представленных заявителем, и достоверности содержащихся в них сведений органы местного самоуправления проверяют, в том числе факт постановки заявителя (члена его семьи) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствие оснований для снятия заявителя (члена его семьи) с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, а также факт предоставления заявителю (члену его семьи) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Как следует из материалов дела, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский ФИО1, ее супруг ФИО4, их дети: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внуки: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, основание похозяйственная книга лицевой счет . Собственниками данного жилого дома, площадью 122,20 кв.м. в праве общей совместной собственности, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, являются: ФИО1 и ФИО4

Согласно выпискам из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ супругам ФИО1 и ФИО4 принадлежит на праве общей совместной собственности жилой дом, общей площадью 122,2 кв.м., по адресу: <адрес>.

В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области «О внесении изменений в учетной дело ФИО1», постановлено «Внести изменение в учетное дело ФИО1 для признания нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 7 (семь) человек.

В силу ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Совместное проживание заявителя с супругом, детьми и внуками в принадлежащем ей жилом доме по адресу: <адрес>, в силу закона относит ее детей и внуков к членам семьи собственника жилого помещения и, следовательно, требует учета данного жилого помещения при определении уровня его обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Однако судом установлено, что ФИО1 оформила документы и 11 августа 2015 года подала заявление в администрацию муниципального района Исаклинский о включении ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в составе пяти человек.

При таких обстоятельствах, проверив достоверность представленных заявителем сведений о ее нуждаемости в жилых помещениях на момент подачи заявления о включении ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в составе пяти человек, орган местного самоуправления пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для включения семьи ФИО1 в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку последняя обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (18 кв.м.), в силу чего решение администрации муниципального района Исаклинский от 03 ноября 2015 года подлежит оставлению без изменения, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда, в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Исаклинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2016 года.

Судья: М.П. Семёнов