ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/16 от 19.01.2016 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

ДЕЛО № 2-42/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Карачаевск

Карачаевский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего судьи Таушунаева Б.М.

при секретаре судебного заседания Каитовой А.С.

с участием представителя истца Кубановой А.М. – Гаппоевой ФИО7, по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по иску Кубановой ФИО8 к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по КЧР о признании права на замену государственного жилищного сертификата и на получение компенсации в виде денежных средств, в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Кубанова А.М. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по КЧРо признании права на замену государственного жилищного сертификата и на получение компенсации в виде денежных средств, в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, мотивируя свой иск следующими обстоятельствами.

В соответствии со сводным списком семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом и селевыми потоками, подтоплением, сильного ветра, прошедших с 17-ДД.ММ.ГГГГ, ей и ее семье Министерством финансов КЧР ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный жилищный сертификат серии А , на состав семьи из шести человек (108 кв.м.) утвержденный Правительством Карачаево-Черкесской Республики ДД.ММ.ГГГГ и согласованным ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Список).

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по ДД.ММ.ГГГГ», на основании решения Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ увеличена площадь на 18 кв.м. в связи с внесением изменений в состав ее семьи (126 кв.м.).

Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было принято незаконное решение признать утратившим силу Постановление администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Минфин КЧР с заявлением об оплате стоимости квартир, приобретенных по адресу: <адрес> по государственному жилищному сертификату серии А , выданному Министерством финансов КЧР ДД.ММ.ГГГГ на имя Кубановой A.M. Однако Минфин России пояснил, что в связи не соответствием размера общей площади по семье Кубановой A.M. по списку граждан (согласно изменениям 126 кв.м.) и по сертификату серии А , выданному Правительством КЧР ДД.ММ.ГГГГ на имя Кубановой A.M.(108 кв.м.) и в связи с принятым Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано утратившим силу Постановление администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, а так же ввиду отсутствия судебного решения в установленном порядке, Минфин России не вправе произвести перечисление бюджетных ассигнований на основании заявки на оплату жилого помещения, приобретенному по указанному сертификату. Так же Минфин России сообщил, что в связи с тем, что срок действия сертификата истек, то Минфин России не вправе выдавать новый бланк государственного жилищного сертификата с новым сроком действия.

В результате выпадения сверхнормативных ливневых осадков, затоплениях и подтоплениях с ДД.ММ.ГГГГ пострадал ее дом и признан аварийным, в котором проживать опасно для жизни и здоровья людей.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.

Постановлением от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).

Пунктами 4 и 5 данного Постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

В связи с тем, что на момент формирования списков граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, не был установлен факт проживания в нем члена ее семьи - Кубановой ФИО9, она не была включена в Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов.

В установленный законом срок она не имела возможность реализовать право на получение жилищного сертификата и социальную выплату ввиду бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в длительности согласования сводного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в 2007 году.

На основании решения Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был установлен факт постоянного проживания члена ее семьи - Кубановой ФИО10 по адресу: <адрес>, Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ площадь увеличена на 18 кв.м. Далее Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики от 25.05.2010 г. № 160 «О внесении изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановил внести в приложение 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, в Приложение данного Постановления внесены изменения в пункт 209 в связи с включением дополнительных лиц в списки граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, произошедших с 17 по 18 июня 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов.

В результате чего, член ее семьи - Кубанова ФИО11 приобрела право на предоставление жилья, т.е. включена в сводный список граждан, пострадавших в результате ЧС.

Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было принято незаконное решение признать утратившим силу Постановление администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье и проживать совместно с родителями, а также согласно ст. 65 СК РФ, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В целях восстановления жилищных прав и интересов несовершеннолетней Кубановой ФИО12 лишь ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление администрации Карачаевского муниципального района об отмене Постановления администрации Карачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Что подтверждает, нарушение исполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению получения гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, пп. "а" п. 12 которых предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты (далее по тексту ГЖС) выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 6 Порядка выдачи бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством Финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Однако, не учитывая вышеуказанные обстоятельства, Минфин России, ссылаясь на отсутствие решения суда, отказал в реализации права на замену государственного жилищного сертификата и произведении перечисления бюджетных ассигнований на основании заявки на оплату жилого помещения, с учетом утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов и площади жилых помещений.

Таким образом, в результате неисполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей были нарушены права истца, в результате факта длительного согласования списков граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, члены ее семьи были лишены возможности реализовать свои жилищные права, а именно право на получение жилищного сертификата и социальную выплату.

Между тем, право на обращение в орган исполнительной власти с просьбой о предоставлении жилья, которого гражданин лишился в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий возникает после получения государственного жилищного сертификата.

Реализация сертификатов осуществляется в соответствии с порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № 982 ( в редакции постановлений от 07 ноября 2008 г. № 832, от 15 июня 2009 года № 485, от 14 октября 2010 года № 835).

Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 22 Порядка).

Согласно пункту 25 Порядка размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения и средней стоимости 1 кв.м. общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация.

Оставшийся член ее семьи - Кубанова ФИО13 не была включена в сводный список по объективным причинам, т.е. по независящим от нее обстоятельствам и ей должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока причиненный стихийным бедствием ущерб не будет возмещен.

Поскольку несовершеннолетняя Кубанова Л.Р. постоянно проживает в жилом помещении вместе со своей матерью и другими родственниками, то она является лицом, относящимся к пострадавшим в результате последствий чрезвычайной ситуации. Такая же позиция отражена в Апелляционном определении по Делу .

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилье. Никто не может быть произвольно лишен жилья. В данном случае препятствия, чинимые уполномоченными органами государственной власти для получения нового бланка ГЖС нарушают их конституционные права, как членов семьи, включенных в списки.

Отказ Минфина России в выдаче нового бланка государственного жилищного сертификата с новым сроком действия в связи с тем, что срок действия сертификата истек, является незаконным, так как истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации. Такая же позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 27.05.2014 г. Дело№30-КГ14-1.

Учитывая факт длительности согласования списков граждан, имеющих право на получение жилья в результате стихийных бедствий, произошедших в регионе, ввиду незаконно принятого постановления № 439 от 23.09.2011 г. администрацией Карачаевского муниципального района, а так же принимая во внимание то обстоятельство, что Минфин России отказал в перечислении бюджетных ассигнований на основании заявки на оплату жилого помещения, приобретенному по указанному сертификату, в связи с несоответствием размера общей площади по списку граждан (согласно изменениям площадь - 126 кв.м.) и сертификату серии А № 0009209, выданному Правительством КЧР 06.11.2009 г. на ее имя (площадь 108 кв.м.) и в виду отсутствия судебного решения в установленном порядке, она вправе реализовать право на замену государственного жилищного сертификата В силу изложенного, она просит суд:

Признать ее право на замену государственного жилищного сертификата серии А , выданного Правительством КЧР ДД.ММ.ГГГГ на имя Кубановой А.М с увеличенной площадью в размере <данные изъяты> кв.м., согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике ДД.ММ.ГГГГ».

В Порядке изменения способа и порядка решения суда, признать право лиц, включенных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики от 25.05.2010 г. № 160 в п. 209 Приложения 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, на получение компенсации в виде денежных средств, в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Взыскать с Казны Российской Федерации денежные средства в пользу Кубановой ФИО14 с учетом включенных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.05.2010 г. № 160 в п. 209 Приложения 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов и площади жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади помещения, сложившегося в Карачаево-Черкесской Республике на время вынесения настоящего решения (<данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей).

Представитель истца Гаппоева Л.И. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила удовлетворить их частично, отказавшись от взыскания услуг представителя.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав мнение представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, считает, что исковые требования Кубановой А.М. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.

Постановлением от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).

Пунктами 4 и 5 данного Постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.

В судебном заседании установлено, что согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со сводным списком семей граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом и селевыми потоками, подтоплением, сильного ветра, прошедших с ДД.ММ.ГГГГ, Кубановой А.М. и ее семье Министерством финансов КЧР ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный жилищный сертификат серии А , на состав семьи из шести человек (108 кв.м..)

В связи с тем, что на момент формирования списков граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, не был установлен факт проживания в нем члена ее семьи - Кубановой ФИО15, она не была включена в Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов.

В установленный законом срок истец не имела возможности реализовать право на получение жилищного сертификата и социальную выплату ввиду бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в длительности согласования сводного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в 2007 году.

На основании решения Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был установлен факт постоянного проживания члена семьи истца - Кубановой ФИО16 по адресу: <адрес>, Постановлением администрации Карачаевского муниципального района от 21.12.2009 № 505 площадь увеличена на 18 кв.м. Далее Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики от 25.05.2010 г. № 160 «О внесении изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановило внести в приложение 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, в Приложение данного Постановления внесены изменения в пункт 209 в связи с включением дополнительных лиц в списки граждан, лишившихся жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, пострадавших в результате сильных дождей с градом, селями и сильным ветром, произошедших с 17 по 18 июня 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов.

В результате чего, член семьи истца - Кубанова ФИО17 приобрела право на предоставление жилья, т.е. включена в сводный список граждан, пострадавших в результате ЧС. Предоставляемая жилая площадь была увеличена на 18 кв.м. в связи с внесением изменений в состав ее семьи, т.е. на 126 кв.м.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, пп. "а" п. 12 которых предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 6 Порядка выдачи бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством Финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Однако, не учитывая вышеуказанные обстоятельства, Минфин России, ссылаясь на отсутствие решения суда, отказал в реализации права на замену государственного жилищного сертификата и произведении перечисления бюджетных ассигнований на основании заявки на оплату жилого помещения, с учетом утвержденных Правительством Карачаево-Черкесской Республики списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов и площади жилых помещений.

Таким образом, в результате неисполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей были нарушены права Кубановой А.М., в результате факта длительного согласования списков граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, члены ее семьи были лишены возможности реализовать свои жилищные права, а именно право на получение жилищного сертификата и социальную выплату.

Между тем, право на обращение в орган исполнительной власти с просьбой о предоставлении жилья, которого гражданин лишился в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий возникает после получения государственного жилищного сертификата.

Реализация сертификатов осуществляется в соответствии с порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № 982 ( в редакции постановлений от 07 ноября 2008 г. № 832, от 15 июня 2009 года № 485, от 14 октября 2010 года № 835).

Погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 22 Порядка).

Согласно пункту 25 Порядка размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения и средней стоимости 1 кв.м. общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация.

Отказ Минфина России в выдаче нового бланка государственного жилищного сертификата с новым сроком действия в связи с тем, что срок действия сертификата истек, является не законным, так как истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации.

Учитывая факт длительности согласования списков граждан, имеющих право на получение жилья в результате стихийных бедствий, произошедших в регионе, ввиду незаконно принятого постановления № 439 от 23.09.2011 г. администрацией Карачаевского муниципального района, а так же принимая во внимание то обстоятельство, что Минфин России отказал в перечислении бюджетных ассигнований на основании заявки на оплату жилого помещения, приобретенному по указанному сертификату, в связи с не соответствием размера общей площади по списку граждан (согласно изменениям площадь - 126 кв.м.) и сертификату серии А № 0009209, выданному Правительством КЧР 06.11.2009 г. на ее имя суд считает, что Кубанова А.М. вправе реализовать право на замену государственного жилищного сертификата

Владельцам жилищных сертификатов, которые не реализовали их по объективным причинам, по мнению суда, должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока ущерб не будет возмещен.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Министерство финансов России не участвует в формировании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. На основании поручения Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в МЧС России утвержденный список и комплект обосновывающих документов, в том числе реестр и заключение по разрушенным и непригодным для проживания жилым домам Минрегиона России. МЧС России рассматривает указанные документы, согласовывает список граждан на основании судебных решений и направляет в Минфин РФ.

Срок действия сертификата составляет один год с даты его выдачи гражданину РФ. По истечении указанного срока сертификат является недействительным, следовательно, продление срока действия сертификата не порождает какие-либо юридические последствия.

Суд считает, что срок действия сертификата был пропущен не по вине истца, а вследствие тех обстоятельств, что вопрос о внесении изменений в Постановление Правительства № 320 от 01.08.2008 года и принятие Постановления № 160 от 25.05. 2010 года, согласно которому был составлен новый сводный список, рассматривались в течение длительного времени. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что срок действия сертификата пропущен по причинам, независящим от истца.

Таким образом, суд полагает необходимым признать право истца на замену бланка государственного жилищного сертификата, выданного на имя Кубановой А.М. на новый бланк с новым сроком действия – один год со дня выдачи на имя заявителя на общую площадь 126 кв.м.

Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации письмом от 08 03 2013 № 08.10.02/3169, рассмотрев запрос Управления Федерального казначейства по КЧР от 25 декабря 2012 г. №79-12.21/2334 и проанализировав в соответствии с пунктом 3.6 приказа Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» судебную практику по продлению срока действия сертификата (или о выдаче нового сертификата с новым сроком действия), разъяснила следующее: «... при представлении интересов Министерства финансов РФ по данной категории гражданских дел необходимо обращаться в суд, вынесший решение о выдаче нового сертификата в замен ранее выданного с истекшим сроком предъявления или о продлении срока действия ранее выданного, в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, путем замены «продлить срок действия сертификата (выдать новый сертификата с новым сроком действия)» на выплату денежных, средств, за счет казны Российской Федерации в размере стоимости жилого помещения, предоставленного владельцу сертификата. Расчет суммы взыскания необходимо производить по формуле, изложенной в пункте 25 Порядка.

Вышеизложенный порядок применят при наличии вступившего в законную силу судебного акта о продлении срока действия сертификата (или о выдаче нового сертификата с новым сроком действия).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Кубановой ФИО18 к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по КЧР о признании права на замену государственного жилищного сертификата и на получение компенсации в виде денежных средств, в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, удовлетворить частично.

В части взыскания услуг представителя прекратить в связи с отказом представителя истца в их взыскании.

Признать за ФИО3 право на замену государственного жилищного сертификата серии А , выданного Правительством КЧР ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 с увеличенной площадью в размере 126 кв.м., согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской республики от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по ДД.ММ.ГГГГ».

В Порядке изменения способа и порядка решения Карачаевского районного суда КЧР от 2 ноября 2009 года, признать право лиц, включенных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики от 25.05.2010 г. № 160 в п. 209 Приложения 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, на получение компенсации в виде денежных средств, в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Взыскать с Казны Российской Федерации денежные средства в пользу Кубановой ФИО19 с учетом включенных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.05.2010 г. № 160 в п. 209 Приложения 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2008 № 320 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий сильных дождей с градом, подтоплением и селевыми потоками, сильного ветра, произошедших в Карачаево-Черкесской Республике с 17 по 18 июня 2007 года» (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.12.2008 № 464, от 03.02.2009 № 27, от 15.06.2009 № 208, от 15.10.2009 № 367, от 01.03.2010 № 64, от 18.03.2010 № 83, от 07.04.2010 № 117, от 07.05.2010 № 150, списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов и площади жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади помещения, сложившегося в Карачаево-Черкесской Республике на время вынесения настоящего решения (126 кв.м. х 27 258 рублей = 3 434 508 (три миллиона четыреста тридцать четыре тысяч пятьсот восемь рублей).

Государственную пошлину в доход государства судом с ответчика не взыскивать в силу п.п.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ. Истца Кубанову ФИО20 от уплаты государственной пошлины освободить в связи с удовлетворением ее исковых требований.

Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Карачаевский районный суд КЧР.

Отпечатано собственноручно в совещательной комнате.

Председательствующий: Б.М. Таушунаев