ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/17 от 28.04.2017 Северо-курильского районного суда (Сахалинская область)

Дело №2-42/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2017 года г. Северо-Курильск

Судья Северо-Курильского районного суда Сахалинской области - Кондратьев Д.М.

при секретаре – Кулик Э.В.

с участием истца – Г.

представителей ответчика администрации СК ГО Ш. и В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к администрации Северо-Курильского ГО и МБОУ «СОШ г.Северо-Курильска» о признании бездействия по установлению в трудовом договоре условий по выплате стимулирующего характера незаконным, обязании привести нормативно правовую документацию в части наличия оснований для объективной оценки труда и справедливых ежемесячных выплат стимулирующего характера, признании права на получение стимулирующих выплат с мая 2015 года по настоящее время и обязания произвести стимулирующие выплаты в сумме 1 404 757,20 рублей,

у с т а н о в и л:

21 февраля 2017 года Г. обратился в Северо-Курильский районный суд с иском о признании бездействия по установлению в трудовом договоре условий по выплате стимулирующего характера незаконным, обязании привести нормативно правовую документацию в части наличия оснований для объективной оценки труда и справедливых ежемесячных выплат стимулирующего характера, признании права на получение стимулирующих выплат с мая 2015 года по настоящее время и обязания произвести стимулирующие выплаты в сумме 1 282 604 рублей.

В иске указал, что с мая 2015 года по настоящее время работает директором МБОУ «СОШ г.Северо-Курильска» и с ним заключен трудовой договор. С мая 2015 года по настоящее время ему не выплачивается премия в виде стимулирующих выплат. В нарушение действующего трудового законодательства РФ, а также п.п. «В» пункта 11 Типовой формы трудового договора, возложившего на работодателя обязанность устанавливать с учетом показателей эффективности деятельности учреждения целевые показатели эффективности работы руководителя в целях его стимулирования, данные показатели не разработаны и не установлены администрацией СК ГО до настоящего времени. После его письменных обращений, администрацией СКГО было принято решение от 11 ноября 2015 года №351 «Об утверждении показателей эффективности деятельности образовательных организацией СК ГО и критериев оценки эффективности работы их руководителей». Данным постановлением были определены указанные показатели, но нет конкретных размеров выплат при их осуществлении в рублях или процентах. Кроме того, распоряжением администрации СК ГО от 03 марта 2015 года №46 с ним был заключен трудовой договор сроком на 2 года, в котором в нарушение пункта 19 раздела 5 Типовой формы трудового договора не были предусмотрены выплаты стимулирующего характера. На протяжении времени его работы в Учреждении ему выплачивались периодически премии по итогам работы, однако они носили не регулярный характер и к ежемесячным стимулирующим выплатам на основе целевых показателей и объективной оценки его работы они отношения не имели. Указал, что стимулирующие выплаты являются обязательной составляющей частью его заработной платы и должны выплачиваться ежемесячно. Считает, что бездействие администрации по установлению ему показателей и размеров выплат стимулирующего характера являются неправомерными. Просил его исковые требования удовлетворить.

17 апреля 2017 года истец Г. увеличил исковые требования и просил обязать администрацию СК ГО произвести в его пользу стимулирующие выплаты в сумме 1 404 757,20 рублей.

21 апреля 2017 года определением Северо-Курильского районного суда к участию в деле привлечено в качестве соответчика МБОУ «СОШ г.Северо-Курильска».

В судебном заседании истец иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, указал что ответчик не производил выплаты стимулирующего характера в течении всего периода его работы в Учреждении.

Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились и указали, что истец не предоставлял отчет о самооценке в соответствии с постановлением администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351 «Об утверждении показателей эффективности деятельности образовательных организацией СК ГО и критериев оценки эффективности работы их руководителей». Указанный отчет выполняла и готовила руководитель ОМПК и С Ш., а впоследствии на основании указанного отчета специально созданная комиссия решала вопрос об установлении размера премии за эффективность деятельности руководителя, т.е. о выплате сумм стимулирующего характера. Эти суммы ежеквартально истцу выплачивались на протяжении всего периода его работы, т.е. с 2015 года. Поскольку истец за 1 квартал 2017 года не предоставил отчет о самооценке, как это было необходимо сделать в соответствии с постановлением администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351, то истцу не были установлены указанные выплаты за 1 квартал 2017 года. По указанным основаниям просили в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения- отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ оплата труда работника (заработная плата) является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под кладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, а также доплаты, надбавка и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор с работником.

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание дополнительного приказа работодателем в таком случае не требуется. В связи с этим в случае изменения размера оклада, установления или изменения надбавок, доплат, премий, в обязательном порядке должны быть оформлены дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенным с работником.

Так, постановлением администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351, утверждены показатели эффективности деятельности образовательных организаций СК ГО и критериев оценки эффективности работы их руководителей.

В частности, согласно пункта 1 - 4 подраздела 2 Положения об установлении размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера, утвержденного постановлением администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351, выплаты стимулирующего характера руководителям образовательных организаций осуществляются в целях повышения эффективности их деятельности и за высокие результаты их работы, возглавляемых ими организаций.

К выплатам стимулирующего характера руководителям образовательных организаций относятся: ежемесячное поощрение по результатам эффективности деятельности руководителя и единовременные премии.

Оценка деятельности руководителей учреждений и возглавляемых ими образовательных организаций для установления размера поощрения производится 1 раз в квартал Комиссией по определению размера поощрения по результатам эффективности деятельности руководителя муниципальной образовательной организации СК ГО.

При этом размер поощрения по результатам эффективности деятельности руководителям устанавливается на основании отчета. Отчет руководителя представляет собой таблицу с указанием показателей, критериев оценки деятельности и возглавляемого образовательного учреждения и самооценки согласно показателям, установленным в соответствующих Приложениях.

Как следует из материалов дела, с Г. заключен трудовой договор с 28 апреля 2015 года со сроком по 27 апреля 2017 года, на основании распоряжения администрации СК ГО от 03 марта 2015 года №46.

Пунктом 13 указанного трудового договора от 28 апреля 2015 года установлено, что оплата труда работника осуществляется из средств областного бюджета и состоит из должностного оклада, выплат компенсационного, стимулирующего характера, повышающих коэффициентов: коэффициента специфики работы, коэффициента масштаба управления, коэффициента сложности управления, устанавливаемых в соответствие с нормативным правовым актом администрации СК ГО и настоящим трудовым договором.

При этом, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, исчисляются исходя из установленного должностного оклада.

В частности пунктом 17 трудового договора установлено, что премирование осуществляется с учетом результатов деятельности Учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы Руководителя, характеризующих исполнение его должностных обязанностей.

Указанный трудовой договор подписан мэром СК ГО ФИО1 и работником Г. (л.д.178-180)

Согласно дополнительного соглашения от 15 марта 2016 года, подписанного мэром СК ГО ФИО1 и работником Г., работнику были установлены с 28 апреля 2015 года по 30 сентября 2015 года премирование в размере 60% должностного оклада в соответствие с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы руководителя, характеризующих исполнение его должностных обязанностей. (л.д.82).

Из распоряжения мэра СК ГО от 30 декабря 2015 года №410, Г. было выплачено поощрение в размере 40%, наряду с выплатой стимулирующего характера за эффективность деятельности юридического лица в размере 50%, за 4 квартал 2015 года.(л.д.76)

Распоряжением мэра СК ГО от 29 апреля 2016 года №131, Г. было выплачено поощрение за январь, февраль и март в размере 40%, наряду с выплатой стимулирующего характера за эффективность деятельности юридического лица, за 1 квартал 2016 года (л.д. 78)

Согласно распоряжения мэра СК ГО от 29 июня 2016 года №215, Г. было выплачено поощрение за апрель – 30%, май – 40%, июнь – 30%, наряду с выплатой стимулирующего характера за эффективность деятельности юридического лица, за 2 квартал 2016 года (л.д. 79)

Распоряжением мэра СК ГО от 31 октября 2016 года №358, Г. было выплачено поощрение за июль – 0%, август – 40% и сентябрь в размере 40%, наряду с выплатой стимулирующего характера за эффективность деятельности юридического лица, за 3 квартал 2016 года (л.д. 80)

Согласно распоряжения мэра СК ГО от 26 декабря 2016 года №434, Г. было выплачено поощрение за октябрь – 20%, ноябрь – 0%, декабрь – 20%, наряду с выплатой стимулирующего характера за эффективность деятельности юридического лица, за 4 квартал 2016 года (л.д. 81)

Решение вопроса о выплате указанного поощрения обоснованно протоколами совещания комиссии по оценке эффективности деятельности МОО и критерии оценки эффективности работы руководителя от 23 декабря 2015 года №1, от 23 января 2016 года №1, от 24 марта 2016 года №2, от 10 октября 2016 года №3, от 23 декабря 2016 года №4 (л.д.83-87)

Кроме того, администрацией СК ГО в подтверждение того, что указанные выплаты в виде поощрения были обоснованы указанной комиссией, была представлена Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 23 декабря 2015 года, согласно которого было установлено за 4 квартал 2015 года 260,5 баллов для выплаты 40%; Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 24 марта 2016 года, согласно которого было установлено за 1 квартал 2016 года 270,5 баллов для выплаты 40%; Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 24 июня 2016 года, согласно которого было установлено для решения вопроса о поощрении за 2 квартал 2016 года в апреле - 270,5 баллов, май – 302 балла, июнь – 270,5 баллов; Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 10 октября 2016 года, согласно которой было установлено для решения вопроса о поощрении за 3 квартал 2016 года в августе - 310 баллов, сентябре – 310 баллов, за июль – 0% в связи с отпуском; Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 23 декабря 2016 года, согласно которой было установлено для решения вопроса о поощрении за 4 квартал 2016 года в октябре - 110 баллов, ноябре – 110 баллов, в декабре – 110 баллов, а также была выплачена премия в размере 30% по итогам работы за 2016 год; Выписка из информации по оценке эффективности деятельности работы руководителя и юридического лица, а именно выпиской к совещанию от 30 марта 2017 года, согласно которой вопрос о выплатах стимулирующего характера не рассматривался в связи с не предоставлением отчета по показателям эффективности работы руководителя.

Необходимость подготовки отчета для установления поощрения руководителю организации, установлена пунктом 5 Положения об установлении размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера, утвержденного постановлением администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351.

Пунктом 6 указанного Положения установлено, что размер поощрения устанавливается в процентах к должностному окладу руководителя Комиссией в соответствии с итоговой суммой набранных баллов по показателям и критериям оценки эффективности деятельности руководителя и возглавляемой образовательной следующим образом, где установлена итоговая сумма набранных баллов и указан в зависимости от суммы набранных баллов размер поощрения руководителя.

При этом руководитель обязан самостоятельно заполнить в виде отчета показатели эффективности деятельности учреждения и критерии оценки эффективности работы, установленные в Приложении №2 к постановлению администрации СК ГО от 11 ноября 2015 года №351 и сдать их в администрацию СК ГО для соответствующей оценки Комиссией.

Указанные отчеты истцом Г. на протяжении его работы в качестве директора СОШ г.Северо-Курильска в администрацию СК ГО не предоставлялись.

Более того, согласно пояснениям Г. и представителя ответчика Ш., отчеты руководителя СОШ г.Северо-Курильская за 2015 и 2016 года составлялись непосредственно Ш., а отчет за 1 квартал 2017 года Г. также не представлялся.

Из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Г., как руководителю МБОУ СОШ г.Северо-Курильска, за спорный период времени производились выплаты, установленные трудовым договором, а также дополнительные выплаты стимулирующего характера, в том числе и выплаты, связанные с поощрением за эффективность деятельности работы руководителя.

Не выплата поощрения истцу Г. за эффективность деятельности работы руководителя за 1 квартал 2017 года связана с не предоставлением последним отчета руководителя, представляющего собой таблицу с указанием показателей, критериев оценки деятельности и возглавляемого образовательного учреждения и самооценки согласно показателям, установленным в соответствующем Приложении.

Кроме того, суд также учитывает, что Г. в течении спорного периода времени не обжаловал Распоряжения мэра СК ГО об установлении ему выплат стимулирующего характера, в том числе и размер поощрения к должностному окладу, т.е. был согласен с установленным ему размером поощрения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что на ответчика – администрацию СК ГО не может быть возложена обязанность произвести стимулирующие выплаты в сумме 1 404 757,20 рублей, а в требовании истца о признании за ним права на получение стимулирующих выплат с мая 2015 года по настоящее время надлежит отказать.

Рассматривая требования истца Г. о признании бездействия по установлению в трудовом договоре условий по выплате стимулирующего характера незаконным и обязании привести нормативно-правовую документацию в части наличия оснований для объективной оценки труда и справедливых ежемесячных выплат стимулирующего характера, суд исходит из следующего.

Так, в силу статьи 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя

В соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ, в трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

об испытании;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Как видно, указанными нормами ТК РФ к обязанностям работодателя не отнесено включение в трудовой договор условий и порядка выплат стимулирующего характера.

Условия и порядок произведения указанных выплат установлены работодателем – администрацией СК ГО в постановлении от 11 ноября 2015 года №351, которым в частности утверждены показатели эффективности деятельности образовательных организаций СК ГО и критериев оценки эффективности работы их руководителей.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждено материалами гражданского дела, истец Г. получал указанные стимулирующие выплаты в полном объеме, т.е. его права в части получения заработной платы и иных выплат, в том числе и стимулирующих, ущемлены не были.

Дополнительной обязанности работодателя в установлении условий для выплат стимулирующего характера в трудовом договоре, нормами ТК РФ не установлено.

Требование истца об обязании администрацию СК ГО привести нормативно-правовую документацию в части наличия оснований для объективной оценки труда и справедливых ежемесячных выплат стимулирующего характера, суд находит также не подлежащими удовлетворению, поскольку администрацией СК ГО вынесено постановление от 11 ноября 2015 года №351, которым утверждены показатели эффективности деятельности образовательных организаций Северо-Курильского ГО и критерии оценки эффективности работы их руководителей, в том числе и директора СОШ г.Северо-Курильска Г.

Довод истца о том, что трудовой договор, заключенный с ним не соответствует типовому трудовому договору с руководителем муниципального Учреждения, суд находит необоснованным, поскольку все необходимые условия в трудовом договоре, заключенном работодателем с истцом установлены и соответствуют Трудовому Кодексу РФ, в том числе и условия о порядке и выплате заработной платы и иных обязательных выплат.

При таких обстоятельствах суд находит, что требования Г. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Г. к администрации Северо-Курильского ГО и МБОУ «СОШ г.Северо-Курильска» о признании бездействия по установлению в трудовом договоре условий по выплате стимулирующего характера незаконным, обязании привести нормативно правовую документацию в части наличия оснований для объективной оценки труда и справедливых ежемесячных выплат стимулирующего характера, признании права на получение стимулирующих выплат с мая 2015 года по настоящее время и обязания произвести стимулирующие выплаты в сумме 1 404 757,20 рублей, ОТКАЗАТЬ в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северо-Курильский районный суд.

Федеральный судья Д.М. Кондратьев

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2017 года.