Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2012 года с. Тасеево
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе председательствующего:
судьи Саюнова В.В.,
при секретаре Шунчевой Е.Л.,
с участием:
помощника прокурора Тасеевского района юриста 1 класса Коршуновой О.А., действующей на основании распоряжения прокурора района,
третьего лица на стороне истца ФИО5, директора КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района»
ответчика ФИО2, индивидуального предпринимателя,
представителя ответчика ФИО2- ФИО1, допущенного судом в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Тасеевского района к ФИО2 о взыскании суммы необоснованного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тасеевского района обратился в суд по тем основаниям, что 23.06.2011 года на учёт в качестве безработного гражданина КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» поставлен ФИО2. 08.08.2011 года ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении субсидии в размере <данные изъяты> рублей на организацию самозанятости и стимулирования создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан по виду экономической деятельности – открытие агентства недвижимости (операции с недвижимым имуществом). 10.08.2011 года между КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» и ФИО2 был заключен договор № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, согласно которого ФИО2 зарегистрировав свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя обязан в течение 3 месячного срока создать 2 рабочих места для трудоустройства безработных граждан, обеспечив их занятость не менее 12 месяцев по профессиям: бухгалтер и юрист, предоставив в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии на его лицевой счет, предоставить сведения о целевом использовании субсидии и копии документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные рабочие места. В случае не создания рабочих мест, указано в договоре, ФИО2 обязуется возвратить в краевой бюджет субсидию в размере суммы, выделенной на создание рабочего места, - то есть в сумме <данные изъяты> рублей. Приказом № 10 от 22.08.2011 года постановлено выплатить ФИО2 субсидию в сумме <данные изъяты> рублей, которая им получена 23.08.2011 года. 14.12.2011 года рабочей группой КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» была проверена деятельность ФИО2 по выполнению условий бизнес – плана и договора, которая выявила не выполнения в полном объеме условий бизнес – плана и договора № 10, а именно: на поданную заявку в КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» о предоставлении услуги по подбору работника по специальности юрист, в нарушение условий бизнес – плана, ФИО2 отказал в приеме на работу направленного КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» безработного, отвечающего требованиям бизнес-плана, а принял на работу человека без направления КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района», не отвечающего требованиям бизнес-плана, договора и заявки о предоставлении услуги по подбору работника. ФИО2 получив денежные средства на создание рабочего места юриста в рамках бизнес-плана в размере <данные изъяты> рублей фактически его не создал, что является основанием для возврата денежных средств в этой сумме, согласно долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы и условий бизнес-плана, договора № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Прокурор просит взыскать с ФИО2 в доход бюджета Красноярского края сумму необоснованного обогащения в размере <данные изъяты> рублей в связи с нарушениями условий долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы и условий бизнес-плана, договора № о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В судебном заседании прокурор Коршунова О.А. исковые требования, заявленные в суд, поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просит взыскать <данные изъяты> рублей в доход бюджета Красноярского края.
В судебном заседании представитель третьего лица на стороне истца ФИО5 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить, поскольку ФИО2 в нарушение условий долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы и условиям бизнес-плана, договора № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан допущено нарушение, влекущее возврат денежной сумму на создание рабочего места юриста. Рабочее место бухгалтера ФИО2 создано и претензий в этой части, в том числе, по использованию им выделенной денежной суммы у нее не имеется.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признал в полном объеме и пояснил, что действительно он состоял в центре занятости населения Тасеевского района в качестве безработного и им, с участием представителей центра, был составлен бизнес-план открытия агентства недвижимости «Домовой», в котором он указал на создание 2 рабочих мест: бухгалтера, юриста и принятии их на работу из числа безработных, имеющих высшее или не оконченное высшее образование по специальности и со стажем работы не менее 6 месяцев по направлению службы занятости. После утверждения бизнес-плана, с ним составлен договор № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, получил денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Он создал 2 рабочих места, направил в центр заявку о предоставлении услуги по подбору работника по специальности юрист, бухгалтер и принял по направлению центра занятости на работу - бухгалтера. От центра был направлен к нему на собеседование о приеме на работу юристом ФИО6, которому он отказал в приёме из-за отсутствия деловых качеств (зажатость, отсутствие мотивации), а также просьбы ФИО6 - придумать формулировку и отказать в трудоустройстве. На работу юристом он принял ФИО1, который стоял в центре занятости, имеет академическую справку об окончании 2 курсов на юридическом факультете, стаж работы с слов ФИО1 составляет 3 месяца в юридической компании. ФИО1 молодой, легко обучаемый, имеет автомобиль, удостоверение на право управление им, что ему выгодно. ФИО1 имеет стаж работы юристом в трудовой книжке 11 дней, в 2008 году отчислен из ВУЗа, собирается продолжить учёбу. Считает, что он создал рабочее место юриста, но так как служба не смогла предоставить ему безработного на его условиях работы, он принял человека, который стоял на бирже, его он устраивает, имеет 2 курса юридического образования, стаж по специальности, считает необходимо отказать в удовлетворении исковых требований прокурору.
В судебном заседании представитель ФИО2 – ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что он работает юристом у индивидуального предпринимателя ФИО2. Он стоял в центре занятости населения в качестве безработного и ему предложил ФИО2 работать у него юристом, он согласился, заключили трудовой договор 22.11.2011 года. После чего он пошел в центр занятости и написал заявление о снятии его с учета в связи с трудоустройством. У него имеется академическая справка об окончании 2 курсов юридического факультета <данные изъяты>, в трудовой книжке имеется запись о работе юристом 11 дней, но он 3 месяца работал юристом в управляющей компании без трудоустройства. По исковому заявлению он согласен, что трудоустроен не по направлению центра занятости, не имеет высшего образования, стажа и опыта работы.
Свидетель ФИО7 пояснила, что она работает в КГКУ «ЦЗН Тасеевского района» и регистрировала ФИО2 в качестве безработного, а затем консультировала в решении вопроса о направлении бизнес-плана. В первый раз бизнес-план не был утвержден экспертной комиссией и после изменения 2 раз был утвержден. С ФИО2 был заключен договор, условиями которого являлось: регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя в течение 20 дней, создание в течение 3 месяцев 2 дополнительных рабочих мест, на каждое из которых он получит по <данные изъяты> рублей и должен отчитаться в течение 3 месяцев со дня получения субсидии о целевом их использовании, приёме на работу безработных граждан, состоящих на учёте и направленных ЦЗН Тасеевского района. ФИО2 подал в ЦЗН Тасеевского района заявку о предоставлении услуги по подбору работников по специальности. Бухгалтера ФИО2 принял по направлению центра, а юриста по направлению не принял. Юристом принял ФИО1, который не имеет юридического образования, стажа работы по специальности, у которого в трудовой значится 8 рабочих дней юристом. Направленного ЦЗН юриста ФИО6 не принял – указал – не соответствует деловым качествам.
Свидетель ФИО8 пояснила, что она работает главным бухгалтером в КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района, 23.08.2011 года была перечислена сумма <данные изъяты> рублей на счет ФИО2 на организацию самозанятости и стимулирования создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. 27.10.2011 года ФИО2 предоставил авансовый отчет обосновывающий произведенные расходы. 14.12.2011 года рабочей группой была проведена проверка организации деятельности ИП ФИО2, по результатам которой установлено, что юрист ФИО6, направленный на работу в ИП ФИО2 не был принят, а был принят человек без направления ЦЗН Тасеевского района, без образования и стажа работы по специальности. В связи с нарушением условий предоставления субсидии ФИО2 направлялось письмо о возврате денежных средств, выделенных ему на создание рабочего места юриста, но не выполнившего условия, но до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Свидетель ФИО6 пояснил, что он состоит в центре занятости населения в качестве безработного с 01.06.2011 года как сокращенный в связи с ликвидацией предприятия. Он имеет высшее юридическое образование и стаж работы по специальности более 14 лет. 15.11.2011 года он по направлению КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» направлялся на собеседование к ИП ФИО2 по вопросу трудоустройства. Однако ФИО2 его на работу не принял, написал, что он не подходит по деловым качествам. Его только не устраивал размер оплаты труда, хотя на тот период он до 01.12.2011 года получал выходное пособие по сокращению штатной численности на предприятии, в центре занятости населения пособия не получал. Он не разговаривал с ФИО2 по поводу предполагаемого трудоустройства в дальнейшем в МФЦ, не просил отказать в трудоустройстве, но знал, что тот хочет взять ФИО1, которого и взял через несколько дней.
Выслушав участников, свидетелей, изучив предоставленные сторонами доказательства в совокупности, заключение прокурора о необходимости удовлетворения исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Тасеевского района, заявленных в интересах субъекта Российской Федерации Красноярского края по следующим основаниям:
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным с 14.06.2011 года, даты подачи заявления – анкеты о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
08.08.2011 горда ФИО2 обратился в КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» с заявлением о предоставлении субсидии в размере <данные изъяты> рублей на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан – на открытие агентства недвижимости (операции с недвижимым имуществом), приложив бизнес-план.
Бизнес-план открытия агентства недвижимости «Домовой», составленный ФИО2, планировал открытие индивидуальным предпринимателем ФИО2 без образованием юридического лица из собственных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей и средств субсидии на открытие собственного дела и создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в размере <данные изъяты> рублей 2 рабочих мест: юриста и бухгалтера. Организационный план которого составлялся на принятие 2 специалистов из числа безработных по направлению службы занятости, которые должны отвечать основным требованиям: иметь высшее или не оконченное высшее образование по специальности и стаж работы не менее 6 месяцев.
16.08.2011 года в КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» направлено агентством труда и занятости населения Красноярского края положительное экспертное заключение по бизнес-плану организации предпринимательской деятельности безработного гражданина ФИО2 по теме: «Открытие агентства недвижимости «Домовой» с суммой субсидии <данные изъяты> рублей.
10.08.2011 года договором № 10 о предоставлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан установлено предоставление субсидии ФИО2 на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствие с долгосрочной целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 года № 30-п в размере <данные изъяты> рублей.
Обязательствами ФИО2 как зарегистрированного безработного являются:
1. В течение 20 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в бизнес-плане организации самозанятости и создания рабочих мест (п.2.1.1);
2. В течение 3 месяцев создать дополнительные рабочие места для трудоустройства граждан в количестве 2 рабочих мест и трудоустроить на них безработных граждан, обеспечив занятость на созданных дополнительных рабочих местах не менее 12 месяцев по профессиям: юрист, бухгалтер (п.2.1.2);
3. Осуществлять предпринимательскую деятельность в течение всего периода занятости граждан на созданных дополнительных рабочих местах (п.2.1.3);
4. В течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой счет гражданина представить в центр занятости заверенные:
1) Копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии;
2) Копии документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные дополнительно рабочие места (п.2.1.4);
Обязательствами центра занятости являются:
1. В течение 5 рабочих дней после предоставления гражданином выписки из ЕГРИП издать приказ о предоставлении субсидии (п.2.2.1);
2. В течение 10 рабочих дней после издания приказа о предоставлении субсидии за счет средств краевого бюджета перечислить гражданину на лицевой счет субсидию в размере <данные изъяты> рублей (п.2.2.2);
3. Направлять на созданные дополнительные рабочие местабезработных граждан по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы , а работодателям в подборе необходимых работников (п.2.2.3);
Ответственность сторон:
Гражданин обязуется возвратить сумму субсидии в краевой бюджет случаях:
1. Не создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан – в размере суммы, выделенной на создание фактически несозданных дополнительных рабочих мест (п.п. «з» п. 4.1);
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии № от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждает внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18.08.2011 года содержит сведения об индивидуальном предпринимателе.
Приказом № от 22.08.2011 года прекращена выплата пособия с 17.08.2011 года по окончании срока получения пособия ФИО2 в связи с регистрацией предпринимателя без образования юридического лица.
Приказом № 10 от 22.08.2011 года «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» установлено перечислить ФИО2 на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости) в качестве индивидуального предпринимателя и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в количестве 2 рабочих мест <данные изъяты> рублей.
23.08.2011 года сумма <данные изъяты> рублей перечислена на лицевой счет ФИО2 в <данные изъяты>.
Свидетельство о внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии № № от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждает внесение записей о внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ФИО2.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18.10.2011 года подтверждает указанные внесения изменений.
27.10.2011 года ФИО2 предоставлен авансовый отчет о расходовании денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей на приобретение здания жилого дома, с приложением договора купли-продажи дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, акта приёма-передачи и свидетельств о государственной регистрации земельного участка и расположенного на нём жилого дома.
11.11.2011 года ФИО2 предоставил в КГКУ «ЦЗН Тасеевского района» заявление-анкету о предоставлении работодателю государственной услуги в подборе необходимых работников, сведения о потребности в работниках по специальности юрист (квалификация - граждановедение) в количестве 1 работника на постоянной основе с заработной платой <данные изъяты> рублей, имеющего юридическое образование.
Приказом № от 10.06.2011 года признан безработным ФИО6 с 01.06.2011 года, но с выплатой пособия с 28.11.2011 года.
ФИО6 является юристом, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы юриста, согласно карточки персонального учета, - с 17.09.2007 года по 27.05.2011 года. ФИО6 направлялся на работу КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» к ИП ФИО2 14.11.2011 года. Согласно резолюции ИП ФИО2 - кандидатура ФИО6 отклонена 15.11.2011 года в связи с «отсутствием деловых качеств (зажатость, отсутствие мотивации)».
22.11.2011 года в КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» обратился ФИО1, стоящий на учете в качестве безработного, с заявлением о снятии его с учета в связи с самостоятельным трудоустройством в качестве юриста в ИП ФИО2 с 22.11.2011 года.
Трудовой договор № 2 от 22.11.2011 года работника с работодателем – индивидуальным предпринимателем, заключенный между ИП ФИО2 и ФИО1 свидетельствует о том, что с 22.11.2011 года в агентство недвижимости «Домовой» на работу в качестве юриста принят ФИО1.
Академическая справка № с регистрационным номером № от 22.09.2009 года констатирует, что ФИО1 поступил в 2004 году в <данные изъяты> на заочную форму, проучился до 2008 года, окончив 2 курса, был в 2008 году отчислен за неуспеваемость приказом №с от ДД.ММ.ГГГГ. В трудовой книжке № №, заполненной на ФИО1, имеется 1 запись о его работе юристом с 12.11.2010 года по 23.11.2010 года в МУП «<данные изъяты> то есть 11 календарных дней.
Акт № 1 от 14.12.2011 года о нарушении условий договора о предоставлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан констатирует, что ФИО2 принял на работу на субсидированное рабочее дополнительное место не работающего гражданина без направления центра занятости, не имеющего образования юриста и не имеющего стажа работы более 6 месяцев по специальности, то есть нарушил договор № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан от 10.08.2011 года, условий бизнес-плана по виду экономической деятельности «Открытие агентства недвижимости «Домовой».
Таким образом, ФИО2 являясь безработным гражданином, обратился с заявлением о предоставлении субсидии в размере <данные изъяты> рублей о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан по виду экономической деятельности - открытие агентства недвижимости (операции с недвижимым имуществом). Бизнес-план получил положительно экспертное заключение на выделение ФИО2 субсидии в размере <данные изъяты> рублей при условии:
1. создать дополнительные рабочие места для трудоустройства граждан в количестве 2 рабочих мест;
2. трудоустроить на них безработных граждан;
3. по направлению центра занятости населения в соответствии с заявкой;
4. в том числе, по профессии юрист:
1) имеющий высшее (неоконченное высшее) образование;
2) стаж работы по специальности более 6 месяцев.
10.08.2011 года договором № 10 о предоставлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
установлено предоставление субсидии ФИО2 на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствие с долгосрочной целевой программой «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 года № 30-п в размере <данные изъяты> рублей.
Однако, ФИО2 в нарушение условий долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского карая» на 2009-2011 годы и условий бизнес-плана, договора № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, заявки о предоставлении работодателю государственной услуги в подборе необходимого работника по специальности юрист, принял на субсидированное рабочее место юриста - ФИО1, то есть лицо, не имеющее высшего или неоконченного высшего юридического образования, не имеющего достаточного требуемого стажа работы по специальности, без направления КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района», не из числа стоящих на учете в качестве безработных с предъявляемыми требованиями.
Кроме того, ФИО2 отказал по надуманным основаниям в трудоустройстве на работу в качестве юриста, направленному КГКУ «Центр занятости населения Тасеевского района» с соответствующими требованиями и согласному работать, на выставленные в заявке условиях работы, квалифицированному юристу.
Таким образом, по мнению суда ФИО2 до момента рассмотрения дела в суде не создал 1 дополнительное рабочее место юриста, предусмотренное бизнес-планом, на открытие которого выделена сумма <данные изъяты> рублей, что является нарушением в части условий бизнес-плана, на основании которого предоставлена субсидия, п. 2.1.4 договора № 10 и п. 2.3.7 долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009 – 2011 годы, а, следовательно, имеются основания для возврата суммы, выделенной на создание фактически несозданного дополнительного рабочего места юриста в соответствии с п.п. «З» п. 4.1 договора № 10 о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования прокурора Тасеевского района, заявленные к ФИО2 о взыскании суммы необоснованного обогащения удовлетворить в полном объеме.
2. Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Красноярского края сумму необоснованного обогащения в размере <данные изъяты> рублей.
3. Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубля.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Саюнов.
Дело №2-42/2012 года.