ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/2014 от 18.02.2014 Гремячинского городского суда (Пермский край)

  Дело № 2-42/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 г. Гремячинск 18 февраля 2014 года

 Гремячинский городской суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Волковой Е.Л.,

 с участием помощника прокурора г. Гремячинска Виноградовой Е.Р.,

 представителя ответчика Шлык М.И.,

 при секретаре Лобановой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания многоквартирными домами» о признании действия по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта воды незаконными, о возложении обязанности исключить из прейскуранта цен на платные услуги, введенного в действие с дд.мм.гггг года, услугу по установке пломбы,

 у с т а н о в и л:

 Прокурор города Гремячинска обратился в суд с исковыми требования к администрации Гремячинского городского поселения о признании действия ООО <данные изъяты> по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование незаконными, о возложении обязанности исключить из прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые ООО <данные изъяты> жителям многоквартирных домов <адрес> и <адрес>, введенного в действие с дд.мм.гггг года, услугу по установке пломбы.

 В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Депутата Земского Собрания Гремячинского MP, члена межведомственного Совета по противодействию коррупции при главе Гремячинского MP Ковалева Ю.П. по вопросу правомерности взимания ресурсоснабжающими и управляющими компаниями платы за опломбирование приборов учета.

 В ходе проведенной проверки установлено, что ООО <данные изъяты> оказывает гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах Гремячинского городского поселения услуги, в том числе по допуску индивидуального прибора учета в эксплуатацию (опломбировке).

 Согласно представленных ООО <данные изъяты> документов, последнее утвердило прейскурант цен на платные работы и услуги, оказываемые управляющей организацией жителям многоквартирных домов <адрес> и <адрес> прейскурант утвержден генеральным директором ООО <данные изъяты>. Согласно указанному прейскуранту с граждан взимается плата за установку пломбы в размере <данные изъяты> за 1 шт.

 Из справки об оказанных услугах по установке и допуску индивидуальных приборов учета в эксплуатацию следует, что управляющей организацией ООО <данные изъяты> за 2013 год установлена 81 пломба на сумму <данные изъяты>, за январь 2014 года – 1 пломба на сумму <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются частично представленными актами ввода в эксплуатацию счетчика холодной (горячей) воды и квитанциями оплаты проведенных работ.

 Данные действия общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> являются незаконными.

 Требуя с граждан - потребителей услуг водоснабжения, оплату работ по опломбировке прибора ООО <данные изъяты> навязывает потребителям дополнительную услугу, чем нарушает требования законодательства.

 Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что нарушаются как права и интересы граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании ООО «Управление многоквартирными домами», так и тех, которые могут проживать в последующем, приобретя право собственности, либо иное вещное право на жилое помещение в указанных домах.

 В судебном заседании помощник прокурора г. Гремячинска Виноградова Е.Р. на удовлетворении заявленных требований настаивала, в обоснование привела вышеуказанные доводы. Представитель ответчика – генеральный директор ООО <данные изъяты> Шлык М.И. с исковыми требованиями согласен частично, пояснил, что до дд.мм.гггг Управляющей компанией правомерно взималась плата за установку пломбы прибора учета, не оспаривал, что указанные действия с дд.мм.гггг со стороны Управляющей компании являются незаконными. Считает, что из прейскуранта цен не может быть исключена услуга по установке пломбы, поскольку опломбирование приборов учета производится повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или иным лицом. В указанном случае опломбировка осуществляется платно.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев.

 Судом установлено:

 Распоряжением Главы администрации Гремячинского городского поселения Пермского края № 111-Р от дд.мм.гггг многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес>, переданы в управление ООО <данные изъяты>.

 Прокурорской проверкой установлено, что ООО <данные изъяты> оказывает гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах Гремячинского городского поселения услуги, в том числе по допуску индивидуального прибора учета в эксплуатацию (опломбировке).

 ООО <данные изъяты> разработан прейскурант цен на платные работы и услуги, оказываемые управляющей организацией жителям многоквартирных домов <адрес> и <адрес>. Прейскурант цен утвержден генеральным директором ООО <данные изъяты> - Шлык М.И.

 Согласно указанному прейскуранту с граждан взимается плата за установку пломбы в размере <данные изъяты> за 1 шт.

 Согласно представленных сведений ООО <данные изъяты> об оказанных услугах по установке и допуску индивидуальных приборов учета в эксплуатацию следует, что управляющей организацией ООО <данные изъяты> за 2013 год установлено 81 пломба на сумму <данные изъяты>, за январь 2014 года – 1 пломба на сумму <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными актами ввода в эксплуатацию счетчика холодной (горячей) воды и квитанциями оплаты проведенных работ.

 С учетом указанных обстоятельств, суд признает данную деятельность ООО <данные изъяты> незаконной, исходя из того, что обязанность собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 года №354, и, следовательно, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая тем самым требования п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 421 ГК РФ.

 В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)

 Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что в жилищном секторе потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.

 Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

 Пунктом 31 п.п. «у» указанных Правил установлена обязанность исполнителя осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

 Кроме того, п. 33 п.п. «и» Правил закреплено право потребителя требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию.

 В соответствии с п. 81(9) Правил, ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

 В соответствии с п. 81(14) Правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

 В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01 января 2013 года, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

 Федеральный закон от 28.11.2009 г № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, то есть, обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену.

 Таким образом, при оказании услуг водоснабжения гражданам для бытовых нужд, с целью незаконного получения средств от этих граждан за установление пломб на приборах учета воды, ООО <данные изъяты> самостоятельно, без законных на то оснований, установила для граждан обязанность приобрести услугу по опломбировке квартирных приборов учета водоснабжения, чем нарушает права и законные интересы граждан - потребителей услуг водоснабжения.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 Исковые требования прокурора г. Гремячинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

 Признать действия ООО <данные изъяты> по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование незаконными.

 Обязать ООО <данные изъяты> исключить из прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые управляющей организацией ООО <данные изъяты> жителям многоквартирных домов <адрес> и <адрес> введенного в действие с дд.мм.гггг услугу по установке пломбы.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение одного месяца, начиная с 20.02.2014 года.

 Судья (подпись) Волкова Е.Л.