Гр.дело № 2-42/2016.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2016 (с учетом выходных дней).
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2016 года г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Сапуновой М. Ю.,
при секретаре Аверьевой Е.А.,
с участием
и.о. прокурора г. Полярные Зори ФИО1,
представителя ответчика директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 1 п. Африканда ФИО2,
представителя ответчика администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области ФИО3,
представителя третьего лица Отдела образования администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа № 1 п.Африканда и администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области об обязании организовать охрану жизни и здоровья обучающихся и работников школы, охрану школы на основании договора, заключенного с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Полярные Зори действуя в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа № 1 п.Африканда (далее – МБОУ ООШ № 1 п. Африканда) об обязании заключения договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в школе, поскольку ненадлежащая организация охраны создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обучающихся и работающих в образовательном учреждении.
Определением суда от 19.01.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Администрация).
В судебном заседании и.о. прокурора г. Полярные Зори ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, просила обязать Администрацию в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов по заключению МБОУ ООШ №1 п. Африканда договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в здании школы, обязать образовательное учреждение заключить с указанной организацией договор для осуществления контрольно-пропускного режима.
Дополнила, что организация охраны МБОУ ООШ №1 п. Африканда собственными силами посредством привлечения штатных сотрудников образовательного учреждения не обеспечивает надлежащей защиты жизни и здоровья обучающихся и работников школы, на что также было указано ответчику по результатам проверочных мероприятий, проводившихся ФСБ России. Наличие в здании МБОУ ООШ №1 п. Африканда тревожной кнопки также не свидетельствует о надлежащем уровне защищенности, поскольку данное образовательное учреждение расположено в отдаленном от служб быстрого реагирования районе.
Представитель МБОУ ООШ №1 п. Африканда ФИО2 выразила согласие с исковыми требованиями прокурора при условии финансирования на указанные цели, однако указала, что с учетом длительности процедуры предоставления бюджетных средств, а также времени завершения учебного процесса в мае 2016 года, заключение договора на обеспечение контрольно-пропускного режима целесообразно с 01.09.2016.
Пояснила, что в настоящее время в МБОУ ООШ №1 п. Африканда в пределах выделенного объема финансирования принят ряд мер по обеспечению организации охраны школы. Утвержден Паспорт безопасности МБОУ ООШ №1 п. Африканда, согласно которому образовательное учреждение оснащено системами внешнего (2 видеокамеры) и внутреннего (4 видеокамеры) видеонаблюдения; установлена автоматическая система пожарной сигнализации; организована физическая охрана объекта в ночное время (с 20.00 часов до 08.00 часов) сторожами, в дневное время (с 08.00 часов до 14.00 часов) уборщиками, в обязанности которых вменена охрана школы, с 14.00 часов до 20.00 часов здание школы охраняет вахтёр; в здании школы установлена система тревожной сигнализации для экстренного вызова сотрудников **** имеющего лицензию органов внутренних дел на выполнение услуг в сфере охраны, кнопка тревожной сигнализации установлена на вахте школы и выводится на пульт управления охранной сигнализации **** на основании договора от 11.01.2016. Утвержден и прошел соответствующее согласование План обеспечения антитеррористической защищенности объекта, приказом по учреждению назначено лицо, ответственное за безопасность в образовательном учреждении – *** МБОУ ООШ №1 п. Африканда гр.Р. утвержден график ежедневного дежурства администрации МБОУ ООШ №1 п. Африканда на 1 полугодие 2016 года.
12.10.2015 в адрес Отдела образования администрации г. Полярные Зори МБОУ ООШ №1 п. Африканда направлено ходатайство о выделении средств на охрану учебного заведения в дневное время. Средства на установку одиннадцати дополнительных видеокамер по периметру территории, а также внутри здания школы выделены на 2016 год.
С целью усиления мероприятий по ограничению свободного доступа посторонних лиц в школу и на её территорию в штатное расписание с 01.01.2016 введена дополнительная ставка вахтера для дежурства на входе в дневное время с 08.00 часов до 14.00 часов.
Представитель Администрации ФИО3 полагала исковые требования прокурора г. Полярные Зори не подлежащими удовлетворению. Указала, что из системного анализа правовых норм, приведенных прокурором в уточненном исковом заявлении и обосновывающих заявленные требования, не следует однозначный вывод о том, что охрана зданий образовательных учреждений должна осуществляться исключительно специализированными организациями имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел на осуществление деятельности по защите жизни и здоровья граждан и охране объектов и (или) имущества.
Приведенные прокурором нормативный акты носят рекомендательный характер и не устанавливают обязанности образовательных учреждений по организации контрольно-пропускного режима посредством привлечения специализированных организаций.
В МБОУ ООШ №1 п. Африканда имеется Паспорт безопасности школы, который прошел согласования и утвержден в установленном законом порядке. Полагала, что обеспечение контрольно-пропускного режима штатным сотрудником школы (вахтером), с которым заключен трудовой договор соответствует требованиям законодательства о противодействии терроризму. Положения Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» регулируют гражданско-правовые отношения в сфере оказания возмездных услуг и установленный ими запрет на охрану жизни и здоровья организациями, не имеющими специальной лицензии не распространяется на трудовые правоотношения.
В 2016 году в рамках муниципальной программы «Развитие образования города Полярные Зори» с подведомственной территорией» предусмотрено выделение средств местного и областного бюджетов на монтаж дополнительного наружного и внутреннего видеонаблюдения в МБОУ ООШ №1 п. Африканда.
Кроме того, в г. Полярные Зори утверждена муниципальная программа «Доступный город» которой предусматривается создание в администрации г. Полярные Зори Единой диспетчерской службы, на пост видеоконтроля которой в круглосуточном режиме будет поступать информация с установленных на территории муниципального образования видеокамер, в том числе, с видеокамер, установленных в МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, что также усилит антитеррористическую защищенность данного учебного заведения.
Представитель администрации полагала, что иск прокурора направлен на понуждение ответчика к заключению договора со специализированной охранной организацией, что противоречит ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантирующей свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров и устанавливающей запрет на понуждение к заключению договора.
Представитель третьего лица Отдела образования администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Отдел образования) ФИО4 поддержала доводы представителя Администрации, полагала исковые требования прокурора г. Полярные Зори не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что при рассмотрении 09.02.2015 представления прокурора от 15.01.2015 №** с участием представителя прокуратуры было принято решение о подготовке сметной документации для дополнительного оснащения МБОУ ООШ № 1 п. Африканда камерами системы видеонаблюдения, а также о заключении договора на физическую охрану школы со специализированной охранной организации при условии выделения средств из муниципального бюджета.
Дополнительные средства муниципального бюджета на заключение такого договора выделены не были. Однако, с 01.01.2016 в штат МБОУ ООШ № 1 п. Африканда введена дополнительная единица вахтера, в обязанности которого входит осуществление охраны, данная единица финансируется из средств фонда Госстандарта областного бюджета в сумме ***. в год. В местном бюджете не имеется денежных средств на оплату услуг по физической охране школы специальной организацией, имеющей лицензию.
Заключение договоров на охрану образовательных учреждений сотрудниками специализированных охранных предприятий не гарантирует полной защиты от противоправных посягательств, поскольку при проведении проверочных мероприятий выявлены факты беспрепятственного проникновения на территорию образовательных учреждений, в том числе охраняемых сотрудниками специализированных предприятий.
Выслушав и.о. прокурора г. Полярные Зори, представителей ответчиков и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 2, 3 Федерального закона N 35 от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Противодействие терроризму основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму.
Одним из основных принципов борьбы с терроризмом, является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 13 Концепции противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2015, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется в том числе путем принятия мер административного характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений пунктов 2 и 3 части 6 статьи 28 указанного закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 этого закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности.
Согласно Устава МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, утвержденного приказом Отдела образования Администрации от 30.09.2015 №** ответчик является общеобразовательной организацией, имеет статус самостоятельного юридического лица, основной целью деятельности является выполнение работ и оказание услуг в сфере образования (п. 1.1-1.5, 1.8 Устава, л.д. 22-24, 49).
В соответствии с п. 1 ст. 102, п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности; оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями относится к компетенции образовательного учреждения.
За МБОУ СОШ № 1 п. Африканда на праве оперативного управления закреплено здание школы, расположенное по адресу <адрес №> в котором происходит образовательный процесс (п. 8.3 Устава, л.д. 42).
Таким образом, в силу вышеназванных норм, МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, являясь образовательной организацией, обязано создать условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, работников школы, в том числе путем выполнения требований антитеррористической защищенности в отношении здания и территории образовательного учреждения.
Как следует из материалов дела, в результате проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистским проявлениям в образовательных организациях муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, проведенной прокуратурой г.Полярные Зори установлено, что в данном образовательном учреждении охрана осуществляется на основании договора на охрану объекта техническими средствами кнопкой тревожной сигнализации №** от 11.01.2016, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью ЧОП «Бастион» (л.д. 171-173).
Согласно Приложению №1 к Плану обеспечения антитеррористической защищенности объекта, утвержденному приказом директора МБОУ ООШ №1 н.п.Африканда от 27.08.2014 (л.д. 137-148) в образовательном учреждении утвержден и применяется Порядок организации контрольно-пропускного режима который устанавливает требования к организации такого режима для обучающихся и работников школы, родителей и иных лиц и представляет собой совокупность правил, необходимых к соблюдению при посещении образовательного учреждения.
Директором МБОУ ООШ №1 н.п. Африканда функции охраны обучающихся и сотрудников школы во время нахождения на территории образовательного учреждения вменены вахтеру (раздел 2 должностной инструкции вахтера, утвержденной приказом №** от 12.09.2014, л.д. 60-64), разделом 3 должностной инструкции в его обязанность также вменен пропуск работников, посетителей на территорию учреждения и обратно по предъявлении ими соответствующих документов, с соответствующей записью в журнале посетителей. В МБОУ ООШ №1 н.п. Африканда имеются две штатные единицы вахтера, обе в настоящее время заполнены, с вахтерами заключены трудовые договоры, обязанности по охране исполняются вахтерами с 08 часов до 14 часов, и с 14 часов до 20 часов. Вторая штатная единица вахтера для осуществления физической охраны в период времени с 14 часов до 20 часов введена с 15.01.2016 поскольку после 14 часов ежедневно значительное количество обучающихся посещают внеурочные занятия.
Помимо этого обязанности по охране обучающихся и сотрудников образовательной организации в дневное время с 08 часов до 14 часов возложены на уборщика (пункт 3.10 должностной инструкции уборщика, утвержденной директором школы 01.01.2015, л.д. 65-69), на него же возложены обязанности по осуществлению пропуска посетителей на территорию учреждения с соответствующей записью в журнале (п. 3.11 должностной инструкции).
Вахтерами и уборщиками приняты женщины, в том числе пенсионного возраста.
Физическая охрана объекта в ночное время с 20 часов до 08 часов осуществляется сторожами.
Таким образом, обеспечение контрольно-пропускного режима в школе, как элемента охраны, осуществляется работниками школы, не прошедшими специального обучения, а не сотрудниками специализированного охранного предприятия имеющего лицензию, выданную органами внутренних дел на осуществление охранной деятельности, владеющими навыками применения спецсредств.
Образовательное учреждение расположено в н.п. Африканда Мурманской области, в населенном пункте подразделения служб быстрого реагирования отсутствуют.Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителями ответчиков и третьего лица.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Как следует из положений ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» к видам охранных услуг отнесены защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов, имущества обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно п. 7 ст. 1.1 указанного Федерального закона под пропускным режимом понимается - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны). Согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона в целях охраны разрешается предоставление такой услуги как обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности). Для охраны жизни и здоровья граждан, находящихся на охраняемых объектах разрешено применение оружия и специальных средств.
Следовательно, организация пропускного режима в образовательном учреждении является одной из мер превентивного характера, наряду с принятием мер противопожарной безопасности и других мер, необходимость осуществления которой направлена на достижение конституционно значимых целей государства по противодействию терроризму, на что также указано в определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 № 452-О-О.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, в том числе услуг по осуществлению пропускного режима, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Таким образом, обеспечение пропускного режима в образовательном учреждении лицами, не имеющими статуса частного охранника, противоречит требованиям вышеприведенных правовых актов и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Недостатки антитеррористической защищенности образовательного учреждения, расположенного в населенном пункте Африканда в отдалении от служб быстрого реагирования, находящихся в г. Полярные Зори, в свою очередь создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, большей частью которого являются дети.
Данное обстоятельство подтверждается результатами проверки эффективности мер антитеррористической защиты МБОУ ООШ №1 н.п. Африканда, проведенной 15.09.2015 силами ФСБ России. По результатам проверки установлена возможность беспрепятственного проникновения посторонних лиц на территорию школы, охраняемой уборщиками и вахтерами, вынесено представление от 16.09.2015 №** об устранении угрозы безопасности (л.д. 98).
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства, приведенные нормы права в их системном толковании, а также положения п.п. 1 п. 5.3.4 Устава МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, данное образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, в том числе за ненадлежащую организацию обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, выразившуюся в организации контрольно-пропускного режима силами работников школы, не имеющими специального разрешения (лицензии) на оказание соответствующих охранных услуг.
Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Так, приказом N 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Во исполнение указанной Федеральной программы Министерством образования и науки Российской Федерации направлены совместное письмо Минобрнауки N АФ-102/09, Роспотребнадзора N 01/2050-8-23 и МЧС РФ N 43-828-19 от 12.03.2008 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» которым руководителям образовательных учреждений всех типов и видов предписано вести подготовку образовательных учреждений к новому году в соответствии с типовым перечнем мероприятий. Типовой перечень мероприятий по подготовке утвержден вышеуказанным совместным письмом, а также письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС343/09 и включает такие мероприятия, как установка ограждения по периметру образовательного учреждения, установка систем видеонаблюдения, установка тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, а также обеспечение охраны образовательного учреждения.
В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны Методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. Одним из требований, предъявляемых к безопасности объекта образования, является обеспечение его охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями.
Актуальность данных положений остается значимой и в настоящее время, поэтому
доводы представителей Администрации и Отдела образования об отсутствии законодательно установленной обязанности органов местного самоуправления и образовательных учреждений по организации охраны зданий образовательных учреждений исключительно специализированными организациями, имеющим соответствующую лицензию, а также доводы о необязательности вышеприведенных норм основаны на неправильном толковании закона.
Ссылки представителя Администрации о недопустимости в силу ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждения к заключению договора со специализированной охранной организацией для организации контрольно-пропускного режима расцениваются судом как несостоятельные, поскольку выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих МБОУ СОШ № 1 п. Африканда на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Как установлено судом, здание школы, подлежащее охране, находится в оперативном управлении МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, в связи с чем заключение договора на оказание охранных услуг со специализированной охранной организацией является обязанностью самого образовательного учреждения.
Вместе с тем, исходя из определения противодействия терроризму, приведенного в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и в силу п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления также обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В соответствии с утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Из приведенных норм усматривается, что орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащенные всем необходимым в соответствии с установленными правилами и нормами, обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся и сотрудников образовательного учреждения.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закреплены в статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
На основании п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование деятельности МБОУ СОШ № 1 п. Африканда осуществляется в виде субсидий из муниципального и регионального бюджетов (п. 8.15 Устава, л.д. 44), помимо субсидий из соответствующих бюджетов учреждению могут предоставляться бюджетные инвестиции (капитальные вложения в основные средства, средства на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества (п. 8.18 Устава, л.д. 45).
Учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ № 1 п. Африканда является муниципальное образование город Полярные Зори с подведомственной территорией, функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования осуществляет Администрация (п. 1.1-1.5, 1.8 Устава, л.д. 22-24, 49).
Финансовое обеспечение образовательной деятельности МБОУ СОШ № 1 п. Африканда осуществляется распорядителем бюджетных средств – Отделом образования Администрации на основании муниципального задания на оказание муниципальных услуг, формируемого в соответствии с уставной деятельностью ответчика на основании региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности; порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией (п. 8.14, 8.16 Устава, л.д. 44).
Из вышеприведенного усматривается, что обязанность обеспечивать надлежащее материально-техническое оснащение образовательных учреждений муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе по заключению образовательными учреждениями договоров со специализированной организацией для осуществления контрольно-пропускного режима в зданиях школ возложена на Администрацию.
Вместе с тем суд полагает, что заявленный прокурором г. Полярные Зори срок для выполнения указанной обязанности - в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда, не может быть признан достаточным для исполнения.
Судом из материалов дела и пояснений участвующих лиц установлено, что финансирование мероприятий по обеспечению физической охраны образовательных учреждений Полярнозоринского района предусмотрено в Подпрограмме 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» Муниципальной программы «Развитие образования города Полярные Зори с подведомственной территорией» на 2015-2020 г.г. Данным муниципальным актом предусмотрено выделение денежных средств на заключение договоров на специализированную охрану для ****
На реализацию охранных мероприятий в МБОУ СОШ № 1 п. Африканда в указанной Программе средства не предусмотрены.
Принимая во внимание недостаточность выделенных в 2016 году бюджетных средств для надлежащей организации контрольно-пропускного режима в МБОУ СОШ № 1 п. Африканда, ориентировочную стоимость услуг специализированной охранной организации, составляющей в месяц не менее *** что является значительной суммой для местного бюджета, длительность процедуры дополнительного финансирования, учитывая окончание учебного процесса 31.05.2016, исходя из принципа исполнимости судебных решений, суд приходит к выводу, что для устранения указанного нарушения возможно и целесообразно установить ответчикам срок до 01 сентября 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Полярные Зори удовлетворить.
Обязать администрацию города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 01 сентября 2016 года обеспечить финансирование расходов по заключению Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной школой № 1 п. Африканда договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основой общеобразовательной школе № 1 п. Африканда.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу № 1 п. Африканда в срок до 01 сентября 2016 года заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основой общеобразовательной школе № 1 п. Африканда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья М.Ю. Сапунова