Дело № 2-42/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> 05 февраля 2018 года Верхотурский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Бобровой А.В., при секретаре судебного заседания Рябченко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском к ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» и ГУ МЧС России по <адрес>, в котором просил: - возложить обязанность на Федеральное государственное казенное учреждение «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в течение 1 месяца с даты вступления решение суда в законную силу, провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой 71 пожарной части Федерального государственного казенного учреждения «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». - возложить обязанность на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в течение 1 месяца с даты вступления решение суда в законную силу, обеспечить финансирование за счет средств федерального бюджета проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой 71 пожарной части Федерального государственного казенного учреждения «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». Требования мотивированы тем, что ответчиками не соблюдаются требования Федерального закона РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091, а именно в нарушение требований законодательства аттестация аварийно-спасательной службы 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» не проведена. Отсутствие аттестации аварийно-спасательной службы 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» влечет невозможность осуществлять аварийно-спасательные работы, по оказанию медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Поэтому ответчика ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» следует обязать выполнить возложенную на него обязанность, устранить выявленное нарушение. В соответствии с Уставом ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>», Бюджетного кодекса РФ финансовые обязательства ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» при осуществлении аварийно-спасательной деятельности обеспечиваются ГУ МЧС России по <адрес> путем осуществления бюджетных ассигнований на указанные цели. В связи с чем, на ГУ МЧС <адрес> следует возложить обязанность за счет средств федерального бюджета обеспечить финансирование ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» для проведения аттестации аварийно-спасательной службы. Ответчики ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» и ГУ МЧС <адрес> в письменных возражениях заявленные исковые требования не признали в полном объеме обосновывая свои возражения тем, что действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность МЧС России создавать на базе своих подразделений федеральной противопожарной службы профессиональные аварийно-спасательные формирования. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1999 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», с изменениям внесенными ФЗ от 13.07.2015 №234-ФЗ, и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 №385 проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, отнесено к функциям федеральной противопожарной службы. 71 ОФПС, как территориальной подразделение федеральной противопожарной службы, проводит аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, в населенных пунктах в силу прямого указания на это в законе. Ранее 71 ОФПС был аттестован на проведение аварийно-спасательных работ в добровольном порядке, поскольку это не было отнесено законом к функциям федеральной противопожарной службы. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Петеренко В.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что возражения ответчиком основаны на неправильном толковании закона, проведение аттестации 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» является обязательным, срок аттестации 71 ПЧ истек ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленных доказательств, финансирование для целей проведения аттестации ответчиком ГУ МЧС <адрес> не обеспечено, что препятствует проведению аттестации аварийно-спасательной службы ответчиком ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>». Представитель ответчика ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, при этом не оспаривал, что 71 ПЧ ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ была аттестована о чем выдано свидетельство, срок действия аттестации истек ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование для целей проведения аттестации отсутствует. Полагает, что в связи с внесенными изменения в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведение аттестации не требуется. Проанализировав доводы истца и ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что в состав ФГКУ «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» входит 71 пожарная часть, которая обладает профессиональным статусом на осуществление аварийно-спасательной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ аварийно-спасательной службе 71 пожарная часть ФГКУ «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» было выдано свидетельство № серия 502, регистрационный №, имеющей профессиональный статус, на осуществление следующих видов аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, которое действительно сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21). На протяжении более 8 месяцев указанная аварийно-спасательная служба осуществляет свою деятельность без соответствующего свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, что не оспаривалось ответчиками. Из ответа начальника ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), а также информации предоставляемой ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» в адрес ГУ МЧС России по <адрес> аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» не проводилась в связи с отсутствием денежных средств на прохождение медицинской комиссии личного состава (л.д. 22-27). В силу требований ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. На основании статьи 5 Закона N 151-ФЗ к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации. Статьей 24 Закона №151-ФЗ установлено, что спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей. Пунктом 4 «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091, предусмотрено, что в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация. В соответствии с п. 18 Положения аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Согласно пункту 11 Положения периодическая аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) проводится 1 раз в 3 года. Из материалов дела следует, что функции по организации тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории городского Верхотурский возложена на ФГКУ «71 отряд ФПС по <адрес>», в состав которого входит, 71 пожарно-спасательная часть 1 разряда, дислоцирующаяся по адресу: <адрес>. Между тем, срок действия свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях 71 пожарно-спасательной части истек ДД.ММ.ГГГГ. Основными видами аварийно-спасательных работ, согласно свидетельству об аттестации, являются: 1) поисково-спасательные работы (оказание первой помощи пострадавшим; ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте); 2) аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Доводы ответчиков о том, что проведение аттестации аварийно-спасательной службы созданной на базе ФГКУ «71 отряд ФПС по <адрес>» не требуется, т.к. проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, отнесено к функциям федеральной противопожарной службы. 71 ОФПС, как территориальной подразделение федеральной противопожарной службы, проводит аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, в населенных пунктах в силу прямого указания на это в законе, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании закона. Как было указано выше в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, исходя из указных норм Закона, аварийно-спасательная служба – 71 пожарно-спасательная часть, подлежит обязательной аттестации. Отсутствие аттестации аварийно-спасательной службы 71 пожарной части ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» влечет невозможность осуществлять аварийно-спасательные работы, по оказанию медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Поэтому ответчика ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» следует обязать выполнить возложенную на него обязанность, устранить выявленное нарушение. Из п.3, 3.2., 3.5. Устава ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» следует, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы, которая, согласно п.3.5. Устава утверждается ГУ МЧС России по <адрес>. В соответствии с ч.1 ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; При этом согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам; В силу ст.70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: в том числе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; Таким образом, финансовые обязательства ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» при осуществлении аварийно-спасательной деятельности обеспечиваются ГУ МЧС России по <адрес> путем осуществления бюджетных ассигнований на указанные цели. Как установлено в ходе рассмотрения дела, финансирование на цели проведения аттестации аварийно-спасательной службы ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» ответчиком ГУ МЧС России по <адрес> не обеспечено. С учетом изложенного, на Главное управление Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> следует возложить обязанность за счет средств федерального бюджета обеспечить финансирование ФГКУ «71 ОФПС по <адрес>» для проведения аттестации аварийно-спасательной службы. В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Учитывая конкретные действия, которые истец просит обязать ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд полагает, что предложенный истцом срок для исполнения ответчиками решения соответствует ст. 206 ГПК РФ и является разумным. На основании изложенного суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в течение 1 месяца с даты вступления решение суда в законную силу, провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой 71 пожарной части Федерального государственного казенного учреждения «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в течение 1 месяца с даты вступления решение суда в законную силу, обеспечить финансирование за счет средств федерального бюджета проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях профессиональной аварийно-спасательной службой 71 пожарной части Федерального государственного казенного учреждения «71 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Верхотурский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Судья А.В. Боброва |