ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/2021 от 10.02.2021 Фатежского районного суда (Курская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Фатеж 10.02.2021

Фатежский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Феоктистова А.В.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО4,

представителя ответчика – администрации <адрес> по доверенности ФИО5,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних об обязании администрации <адрес> обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Фатежский районный суд <адрес> в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9 о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье ФИО12 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

До настоящего времени администрацией <адрес> указанный земельный участок не обеспечен необходимыми объектами инженерной инфраструктуры (водоотведением, водо, - электро, - газоснабжением), дорожной инфраструктуры (подъездными путями к земельному участку), что нарушает право несовершеннолетних многодетной семьи на обеспечение жильем и коммунальными услугами.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО4, иск поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика – администрации города ФИО5 в судебном заседании иск не признала, указав, что предоставленные земельные участки фактически обеспечены объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимыми для их использования.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9, - ФИО12, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Предварительно представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законом Курской области № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории <адрес>» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории <адрес>, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.

Согласно методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участок многодетным семьям.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства по предоставлению земельных участков многодетным семьям органами местного самоуправления <адрес> было установлено, что в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетная семья ФИО12 принята на учёт для бесплатного предоставления земельных участков с составом семьи - шесть человек: ФИО12, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9

Статус многодетной семьи ФИО12 подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье ФИО12 в общую долевую собственность по 1/6 доли каждому, предоставлен в собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:25:010166:315, площадью 1500 кв.м, с разрешённым использованием – для индивидуального жилищного строительства, с местоположением: <адрес>.

Как следует из выписки из ЕГРН правообладателями указанного земельного участка являются: ФИО12, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9

Как усматривается из материалов дела и не опровергается доказательствами дела, с момента предоставления многодетной семье ФИО13, названного земельного участка до обращения прокурора с иском прошло более года, между тем земельный участок не обеспечен необходимой применительно к условиям населенного пункта <адрес> коммунальной (прокурором именуется инженерной) инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением), а также транспортной (прокурором именуется дорожной) инфраструктурой (подъездные пути к земельному участку), в связи с чем семья ФИО13 лишена возможности проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии с п.п. 4,5 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 23.11.2009 №261 – ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 09.11.2017 №2516 – О «по жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а ровно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.п. 4, 5 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учетом положений норм права, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, суд приходит к выводу, что в данном случае обязанность обеспечить указанный выше земельный участок объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку) должна быть возложена на администрацию <адрес>.

Доводы представителя ответчика об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права. Так согласно ст. 3 Устава <адрес>, утвержденного Собранием Депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения <адрес> отнесено, в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета <адрес>, утверждение и исполнение бюджета <адрес>, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета <адрес> (п.1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес> (п.3); организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения <адрес> топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствами Российской Федерации (п. 5).

Таким образом, обязанность МО «<адрес>» по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участников в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена МО «<адрес>» в порядке решения вопросов местного значения городского поселения, круг которых определен федеральным законодательством и Уставом МО «<адрес>».

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем прокурора <адрес>ФИО10, с участием заместителя главы <адрес>ФИО11 установлено, что спорный земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры не обеспечен.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора о возложении на администрацию <адрес> обязанности обеспечить указанный выше земельный участок объектами коммунальной (инженерной) инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и объектами транспортной (дорожной) инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку) подлежащими удовлетворению, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, объектами инженерной инфраструктуры (электро -, газо-, водоснабжение), и объектами дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку).

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Фатежский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.

Судья