ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/2021 от 10.03.2022 Ленинскогого районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-42/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ленинск 10 марта 2022 года

Ленинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,

при секретаре Перевозниковой Р.А.,

с участием представителя истца ФИО5, ответчика К.В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Россети Юг» к К.В.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,

установил:

ПАО «Россети Юг» обратилось в суд с иском к К.В.В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Россети Юг» и К.В.В. был заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение по указанному договору необходимо для электроснабжения щита учёта и электрооборудования коровника, расположенных по адресу: ФИО1<адрес>, примерно 1,1 км на юг, кадастровый . Отношения между заявителем, имеющим намерение осуществить технологическое присоединение к электросетям, и сетевой организацией регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Согласно пункту 3 Правил , сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). В процессе исполнения договора Сетевой организацией выявлена невозможность его исполнения по причинам, не зависящим от Сетевой организации. В установленный договором срок стороны должны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, указанные в пункте 18 Правил : а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил ; <адрес>) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем. Согласно п. 6 Договора Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в т.ч. по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства. Согласно п. 10 Технических условий (приложение ), являющихся неотъемлемой частью договора, сетевая организация осуществляет мероприятия, необходимые к выполнению по строительству новых и реконструкции существующих энергетических объектов:

- запроектировать и построить трансформаторную подстанцию 10/0,4кВ, тип и место расположения которой определить проектом,

- запроектировать и построить ВЛ-10кВ от опоры ВЛ-10кВ ПС 35/6кВ «Заплавное» до проектируемой ТП-10/0,4кВ, протяженность линии определить проектом,

- запроектировать и простроить ВЛИ-0,4кВ от проектируемой ТП 10/0,4кВ до границы участка заявителя, протяженность линии определить проектом.

В силу положений пп. «в» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные парки. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. «б» п. 6 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ). Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения утвержден приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 18.01.2021 года № 21-ОД «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения». Ранее такой перечень был утвержден Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 года № 805. На основании указанных документов в число особо охраняемых природных территорий Волгоградской области входит территория Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 года № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области было создано Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». В ходе исполнения договора сетевой организацией было установлено, что проектируемая ВЛ будет проходить по территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». В связи с этим ПАО «Россети Юг» направило в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество) заявление № 334/ОЗР о выдаче разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности. Облкомимущество получило от Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Облкомприроды) письмо от 13.09.2021 №10-15-01/20230 и прилагаемое к нему экологическое заключение № 590. В экологическом заключении № 590 (п. 4.1) Облкомприроды пришел к выводу, что использование земельного участка невозможно, поскольку размещение вышеуказанного объекта противоречит запретам, установленным п. 4.4 и 4.7.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.07.2016 года № 389-п. Земельный участок, планируемый под строительство электросетевых объектов, и участок Заявителя находятся в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», функциональная зона – агроландшафтов. В соответствии с п. 4.5. Положения о природном парке на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Согласно п. 4.7.3. Положения о природном парке зона агроландшафтов предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного туризма. Для этой зоны установлены дополнительные ограничения по использованию ее территории. В зоне агроландшафтов дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 настоящего Положения, запрещается строительство новых линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности, сельского хозяйства и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов. Определение экологической экспертизы в ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» раскрывается следующим образом - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В силу требований п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Объектом экспертизы являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность. Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» раскрывает определение природоохранных требований следующим образом - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В силу ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза направлена на установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям. Принимая во внимание письмо Облкомприроды от 13.09.2021 года № 10-15-01/20230 и экологическое заключение № 590, Облкомимущество вынесло решение от 15.09.2021 года № 1573 об отказе в выдаче разрешения ПАО «Россети Юг» на размещение объекта «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ № 5 ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица) для электроснабжения коровника и вагончика, расположенных в ФИО1<адрес>, примерно 1,1 км на юг, 0,1 км по направлению на восток, Ленинский РЭС» (, ). При вышеуказанных обстоятельствах у истца отсутствует возможность исполнения обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения. П. 1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Невозможность исполнения обязательства по технологическому присоединению по причине, не зависящей от обязанной стороны, является основанием для расторжения договора в судебном порядке. В момент заключения договоров ПАО «Россети Юг» исходило из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет. Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые ПАО «Россети Юг» не может преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота. На стадии заключения договора ПАО «Россети Юг» не знало и не могло знать об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности исполнения договора технологического присоединения. Обстоятельства невозможности исполнения договора технологического присоединения выявляются только на стадии исполнения такого договора. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст. 452 ГК РФ). Со стороны ПАО «Россети Юг» была проведена досудебная процедура урегулирования спора - в адрес заявителя сетевой организацией письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Влг3/ЛР3/207 было направлено соглашение о расторжении договора. В указанный в письме срок и до настоящего времени ответа от К.В.В. в сетевую организацию не поступало.

В связи с изложенным, истец просит суд расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с К.В.В., а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца ПАО «Россети Юг» ФИО5 требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

В судебном заседании ответчик К.В.В. исковые требования ПАО «Россети Юг» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не признал, суду показал, что у него в собственности имеется земельный участок площадью примерно 25 гектар в границах Заплавненского поселения. На этом участке находится временное строение – коровник. Через его участок проходит линия электропередач в направлении пос. <адрес>, стоят столбы. Он подал заявку в ПАО «Россети-Юг» на подключение к этой линии, был заключен договор. Но затем ему прислали письмо о расторжении этого договора по причине того, что был получен отказ из Облкомимущества и Облкомприроды в выдаче разрешения на строительство линии электропередач к его коровнику и установку трансформатора. Он не стал подписывать соглашение о расторжении договора, и в связи с этим обратился в Генпрокуратуру и антимонопольную службу. К.В.В. просил в удовлетворении требований ПАО «Россети Юг» отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> не явился, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, из которого следует, в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2.46 Положения о комитете по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес>, утвержденным постановлением Губернатора ФИО1<адрес> от 26.04.2012 года № 222, Комитет принимает в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством решения о выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ, на землях и (или) земельных участках, находящихся в собственности ФИО1<адрес>, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в пределах осуществляемых полномочий. В п. 1 ст. 18 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Испрашиваемый земельный участок местоположением: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал 34:15:060103, находится в границах особо охраняемой природной территории Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» установлены Постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Согласно ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> (п. 1.2 Положения о Природном парке). В Облкомимущество поступило заявление филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ/ОЗР (вх.от ДД.ММ.ГГГГ) о выдаче разрешения на размещение объекта «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица) для электроснабжения коровника и вагончика, расположенных в ФИО1<адрес>, примерно 1,1 км на юг, 0,1 км по направлению на восток, Ленинский РЭС» (, ), имеющего местоположение: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал 34:15:060103. Согласно п. 8 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории ФИО1<адрес>, утвержденных постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на размещение объекта (о заключении договора о размещении объекта) и прилагаемых к нему документов направляет запрос о возможности размещения объектов, об ограничениях (обременениях) в использовании земель, земельных участков (частей земельных участков), указанных в заявлении, в органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО1<адрес>, на территории которых предполагается размещение объектов, в комитет государственной охраны объектов культурного наследия ФИО1<адрес>, в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> (в случае размещения объектов в границах особо охраняемых природных территорий). В соответствии с подп. «ж» п. 14 Правил размещения, решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта (в заключении договора о размещении объекта) принимается в случае, если существуют ограничения (обременения) в использовании земель (земельных участков), предусмотренные действующим законодательством, препятствующие размещению объекта. В рамках рассмотрения заявления ПАО «Россети Юг» о выдаче разрешения на размещение объекта, Комитетом направлены запросы (исх. от 03.09.2021г.) о возможности размещения объекта, местоположением: ФИО1<адрес>, в том числе в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес>. Согласно письму Облкомприроды от ДД.ММ.ГГГГ и Экологическому заключению , земельный участок местоположением: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал , располагается в границах особо охраняемой природной территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», функциональная зона агроландшафтов, размещение заявленного объекта на спорном земельном участке на соответствует ограничениям, установленным п. 4.5 и п. 4.7.3 Положения о Природном парке. Пунктом 4.5 Положения о природном парке на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Пунктом 4.7.3 Положения о природном парке зона агроландшафтов предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного туризма. Для этой зоны установлены дополнительные ограничения по использованию ее территории. В зоне агроландшафтов дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 настоящего Положения, запрещается строительство новых хозяйственных и жилых объектов, линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности, сельского хозяйства и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов. В связи с изложенным, в п. 4.1 Заключении Облкомприроды сделан вывод о невозможности использовании земельного участка, поскольку размещение указанного объекта противоречит запретам, установленным в п. 4.5 и п. 4.7.3 Положения о природном парке. Принимая во внимание отрицательное заключение Облкомприроды, Комитет принял решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ПАО «Россети Юг» в выдаче разрешения на размещение объекта, местоположением: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал , по основаниям, предусмотренным подп. «ж» п.14 Правил размещения. В настоящее время решение от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, в судебном порядке не оспорено.

В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> не явился, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, из которого следует, что согласно п. 1.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, комитет является органом исполнительной власти ФИО1<адрес>, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, а также организации, охраны и использовании особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с правилами размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории ФИО1<адрес>, утвержденными постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (п. 8), предусмотрено направление уполномоченным органом (комитет по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес>) запроса о возможности размещения объектов, об ограничениях (обременениях) в использовании земель, земельных участков (частей земельных участков), указанных в заявлении, в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> (в случаях размещения объектов в границах особо охраняемых природных территорий). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета поступил запрос Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возможности использования земель для размещения объектов (и предоставлении информации о принадлежности вышеуказанных земель к землям лесного фонда): «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица) для электроснабжения коровника и вагончика, расположенных в ФИО1<адрес>, примерно 1,1 км на юг, 0,1 км по направлению на восток, Ленинский РЭС» (, ), имеющего местоположение: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал . Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, примерно 1,1 км на юг, расположен на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», Положение о котором утверждено постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> 4.5 Положения о природном парке на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Пунктом 4.7.3 Положения о природном парке зона агроландшафтов предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного туризма. Для этой зоны установлены дополнительные ограничения по использованию ее территории. В зоне агроландшафтов дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 настоящего Положения, запрещается строительство новых хозяйственных и жилых объектов, линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности, сельского хозяйства и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов. По результатам рассмотрения запроса Комитетом в адрес Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением экологического заключения о невозможности использования земельного участка, поскольку размещение указанного объекта противоречит запретам, установленным п. 4.5 и п. 4.7.3 Положения.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1, 2 ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с положениями ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом (п. 1, п. 2 ст. 451 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В соответствии с п. 2 ст. 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Россети Юг» и К.В.В. заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Технологическое присоединение по указанному договору необходимо для электроснабжения щита учета и электрооборудования коровника, расположенных по адресу: ФИО1<адрес>, <адрес>, кадастровый (п. 2 Договора и п. 2 Технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора).

Согласно п. 6 Договора Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в т.ч. по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

Согласно п. 10 Технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора, сетевая организация осуществляет мероприятия, необходимые к выполнению по строительству новых и реконструкции существующих энергетических объектов: запроектировать и построить трансформаторную подстанцию 10/0,4кВ, тип и место расположения которой определить проектом, запроектировать и построить ВЛ-10кВ от опоры ВЛ-10кВ ПС 35/6кВ «Заплавное» до проектируемой ТП-10/0,4кВ, протяженность линии определить проектом, запроектировать и простроить ВЛИ-0,4кВ от проектируемой ТП 10/0,4кВ до границы участка заявителя, протяженность линии определить проектом.

Спорный земельный участок расположен по адресу: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>, находится в границах особо охраняемой природной территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».

Границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» установлены постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» направило в Комитет по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> заявление /ОЗР о выдаче разрешения на размещение объекта – воздушной линии электропередачи напряжением 6 кВ; о,4 кВ, протяженностью 0,480 км, в ориентирах: ФИО1<адрес>, в районе квартала с кадастровым .

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> направил запросы: за – в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> о предоставлении заключения о возможности использования земель для размещения объектов в кадастровом квартале ; за – в ФИО1 Ленинского муниципального района ФИО1<адрес> о предоставлении градостроительного заключения для замещения объекта в кадастровом квартале .

ДД.ММ.ГГГГ из Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО1<адрес> в адрес Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> направлена экологическое заключение , согласно выводам которого использование земельного участка по адресу: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал , расположенного в функциональной зоне агроландшафтов, невозможно, поскольку размещение объекта «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица), для электроснабжения коровника и вагончика», противоречит запретам, установленным п. 4.5 и п. 4.7.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».

ДД.ММ.ГГГГ из ФИО1 Ленинского муниципального района ФИО1<адрес> в адрес Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> направлена градостроительное заключение , согласно выводам которого размещение объекта «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица), для электроснабжения коровника и вагончика», расположенного на земельном участке по адресу: ФИО1<адрес>, кадастровый квартал , возможно, с условием соблюдения разрешений и согласований.

В соответствии с подп. «ж» п. 14 «Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории ФИО1<адрес>», утвержденных постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта (в заключении договора о размещении объекта) принимается в случае, если существуют ограничения (обременения) в использовании земель (земельных участков), предусмотренные действующим законодательством, препятствующие размещению объекта.

Как следует из решения Комитета по управлению государственным имуществом ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Россети Юг» отказано в выдаче разрешения на размещение объекта, расположенного по адресу: ФИО1<адрес>, по основанию, предусмотренному подп. «ж» п.14 «Правил…», поскольку размещение объекта противоречит запретам, установленным п.п. 4.5 и 4.7.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> решение не отменено, в судебном порядке не оспорено.

Пунктом 4.5 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, определено, что на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Пунктом 4.7.3 того же Положения определено, что зона агроландшафтов предназначена для сохранения исторически сложившегося ландшафтного разнообразия, ведения сельского хозяйства экологически безопасными методами (выращивания экологически чистой продукции растениеводства и животноводства, внедрения дружественных природе технологий в сферу сельского хозяйства), а также развития агро- и природно-познавательного туризма. В зоне агроландшафтов дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 настоящего Положения, запрещается строительство новых хозяйственных и жилых объектов, линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности, сельского хозяйства и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Таким образом, сетевой организацией была выявлена невозможность исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ по осуществлению технологического присоединения по причине, не зависящей от сетевой организации, поскольку размещение объекта «Строительство ВЛ-6кВ (ориентировочной протяженностью 0,450 км) отпайкой от ВЛ-6кВ ПС 35/6 кВ «Заплавное», ТП-6/0,4кВ (ориентировочной мощностью 40 кВА) и ВЛИ-0,4кВ (ориентировочной протяженностью 0,030 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица), для электроснабжения коровника и вагончика», планировалось на особо охраняемой природной территории Государственного бюджетного учреждения ФИО1<адрес> «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

ПАО «Россети Юг» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика К.В.В. письмо с проектом соглашения о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако соглашения о расторжении договора между ПАО «Россети Юг» и К.В.В. достигнуто не было.

Как предусмотрено п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно пункту 3 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. п. 12.1, 14 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Из этого следует, что факт заключения договора по технологическому присоединению не исключает возможности отказаться от исполнения этого договора в случае отсутствия технической возможности присоединения или в случае невозможности провести работы по технологическому присоединению без нарушения действующего законодательства.

Исходя из исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что сетевая организация ПАО «Россети Юг» не может исполнить условия договора о технологическом присоединении, заключенного с К.В.В., без нарушения закона.

Согласно ч. 1 ст. 416 ГК РФ, обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Поскольку невозможность исполнения ПАО «Россети Юг» условий договора возникла не по его вине, при заключении договора стороны исходили из того, что возможность исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ не будет утрачена, преодолеть причины невозможности исполнения обстоятельств в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем требования ПАО «Россети Юг» о расторжении с К.В.В. договора технологического присоединения подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным судом требованиям. Требование истца о взыскании с ответчика уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 6.000 рублей, суд также находит подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование ПАО «Россети Юг» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного с К.В.В., – удовлетворить.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с К.В.В. – расторгнуть.

Взыскать с К.В.В. в пользу ПАО «Россети Юг» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6.000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам ФИО1 областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2022 года.

Судья: В.С. Тельбухов

Копия верна. Судья: