РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
с участием:
представителя истца – прокурора Арсеньевского района Тульской области, в лице его помощника Стрекалова Д.В.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования Арсеньевский район по доверенности № б/н от 12 февраля 2021 года ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-42/2021 по исковому заявлению прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район об обязании зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, право оперативного управления на объект недвижимого имущества,
установил:
прокурор Арсеньевского района Тульской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район о возложении обязанности зарегистрировать в течение одного года в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделак с ним, право оперативного управления на объект недвижимого имущества - здание школы переданное муниципальному общеобразовательному учреждению «Кузьменская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район» (далее – МОУ «Кузьменская СОШ»).
В обоснование заявленного требования истцом указано, что прокуратурой Арсеньевского района Тульской области проведена проверка исполнения гражданского законодательства и законодательства о муниципальной собственности в администрации муниципального образования Арсеньевский район, где было установлено, что при передаче права оперативного управления МОУ «Кузьменская СОШ» недвижимым имуществом принадлежащим муниципальному образованию, не была произведена государственная регистрация перехода такого права в установленном законном порядке. Так, на основании договора оперативного управления от 29 ноября 2004 № 23 администрацией муниципального образования Арсеньевский район в оперативное управление МОУ «Кузьменская СОШ» передано здание школы, площадью 1 269,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. Собственником этого здания является муниципальное образование Арсеньевский район. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства право оперативного управления в установленном законом порядке не зарегистрировано. Просит возложить на администрацию муниципального образования Арсеньевский район обязанность в течение одного года зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право оперативного управления на объект недвижимого имущества – объект нежилого назначения - здание школы, площадью 1 269,1 кв.м с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, за МОУ «Кузьменская СОШ».
В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Стрекалов Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетвори.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Арсеньевский район ФИО1 в судебном заседании пояснила, что договор оперативного управления с МОУ «Кузьменская СОШ» был заключен 29 ноября 2004 года, а в соответствии с ч. 5 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, то есть не распространяется на данную ситуация, так как договор был заключен ранее, в связи с чем полагает, что администрация муниципального образования Арсеньевский район не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель третьего лица – МУП «Кузьменская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, где указал на отсутствие возражений в отношении заявленных исковых требований.
По основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя МОУ «Кузьменская СОШ».
Выслушав помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Стрекалова Д.В., представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Арсеньевского района Тульской области обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности
Согласно п. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что 29 ноября 2004 года комитетом по экономике и управлению имуществом администрации муниципального образования «Арсеньевский район», являющимся органом осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, с одной стороны и МУП «Кузьменская СОШ» с другой стороны, заключен договор № 23 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением муниципального образования «Арсеньевский район». В соответствии с п. 1.2 данного договора Комитет согласно постановлению главы Арсеньевского района № 208 от 29 ноября 2004 года закрепляет за МОУ «Кузьменская СОШ» на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, определяет источник формирования данного имущества. Согласно Приложению к этому договору за МОУ «Кузьменская СОШ» закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество, в том числе и здание школы балансовой стоимостью 3 722 рубля 00 копеек, расположенное по адресу: с. Кузьменки.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, постановления Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав» в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 все того же Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ и ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании также установлено и подтверждается материалами дела, что собственником здания школы, площадью 1 269,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, является муниципальное образование Арсеньевский район Тульской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2020 года.
За МОУ «Кузьменская СОШ» на праве оперативного управления, в соответствии с договором № 23 от 29 ноября 2004 года, закреплено, в том числе, и указанное задние школы.
В соответствии с ч. 5 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» этот Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Вместе с тем согласно п. 5.3 Договора № 23 от 29 ноября 2004 года «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением муниципального образования «Арсеньевский район», в случае изменения законодательства либо принятия Комитетом соответствующих решений Договор подлежит приведению в соответствие с данными актами в месячный срок, если это изменение не повлечет за собой ущерба правам и законным интересам третьих лиц.
Следовательно, указанный договор подлежал приведению в соответствие с изменениям и в законодательстве в месячный срок после вступления таких изменений в законную силу, то есть действие Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» распространяется и на правоотношения регулируемые указанным договором.
Оперативным управлением в гражданском праве Российской Федерации принято именовать имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с ГК РФ, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
При этом как право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления недвижимым имуществом подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Однако, администрацией муниципального образования Арсеньевский район обязанность зарегистрировать право оперативного управления переданного им МОУ «Кузьменская СОШ» имущества, в том числе и здание школы, после вступления в законную силу указанного выше закона, не исполнена, что является прямым нарушением требований п. 2 ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и влечет за собой нарушение государственного порядка управления в части прозрачности операций с муниципальной собственностью и нарушает право образовательного учреждения полноправного использования переданного ему в оперативное управление имущества.
Право на имущество, в том числе и право оперативного управления, возникает с момента его государственной регистрации, что ответчиком сделано не было.
Таким образом, иск прокурора Арсеньевского района Тульской области является обоснованным и подлежит безусловному удовлетворению.
Учитывая время, требующееся для подготовки к регистрации права хозяйственного ведения, а также право суда, закрепленное в ч. 2 ст. 206 ГПК РФ на установление срока исполнения принятого по делу решения, суд полагает предложенный истцом временной интервал для такой регистрации в один год разумным и отвечающим требованиям Федерального закона.
Поскольку истец является государственным учреждением, а администрация муниципального образования Арсеньевский район – органом местного самоуправления, то в соответствие с подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, судебные издержки по оплате государственной пошлины в обоих сторон взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район об обязании зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, право оперативного управления на объект недвижимого имущества, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район зарегистрировать за муниципальным общеобразовательным учреждением «Кузьменская общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район Тульской области» в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, право оперативного управления на объект недвижимого имущества – объект нежилого назначения здание школы, площадью 1 269,1 кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>.
Установить срок исполнения возложенной обязанности – один год со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский районный суд Тульской области.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 года.
Председательствующий В.В. Деркач