Дело № 2-42/2022
64RS0043-01-2021-009790-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Девятовой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Мукабеновым Б.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10 к Саратовскому региональному оператору акционерного общества «Ситиматик», третьи лица: Поляков ФИО14, Поляков ФИО11, ФИО1 ФИО12, Поляков ФИО13 о внесении изменений в сведения о проживающих лицах,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в котором просила возложить на последнего обязанность внести изменения в сведения о проживающих лицах по адресу: <адрес>, 1-й <адрес> для начисления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по количеству фактически проживающих в жилом помещении человек.
В обоснование требований указала, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Саратовским региональным оператором акционерного общества «Ситиматик» (далее – АО «Ситиматик») выставляются счета на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу регистрации истца исходя из количества зарегистрированных лиц. В вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы следующие лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Вместе с тем ФИО4 постоянно проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды жилого помещения и квитанциями об оплате коммунальных услуг по фактическому месту жительства. Вместе с ней проживает ее сын ФИО3 Кроме того, ФИО5 постоянно проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором аренды жилого помещения и квитанциями об оплате коммунальных услуг по фактическому месту жительства. В настоящее время в вышеуказанном жилом помещении проживают двое человек – ФИО6 и ее супруг ФИО2 Истцом было направлено заявление ответчику с требованием внести изменения в сведения о проживающих лицах (указать два вместо трех) по адресу: <адрес>, и произвести перерасчет по начислениям за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. АО «Ситиматик» получив данное заявление и подготовило положительный ответ о том, что сведения, указанные в заявлении, будут учитываться в дальнейшим при расчете платежей. Однако квитанции выставляются с учетом трех человек, вместо двух. Перерасчет сделан за минусом двух человек. Данный факт АО «Ситиматик» объясняет тем, что якобы внук истца проживает по адресу: <адрес>, 1-й <адрес>, но он проживает вместе со своей матерью (дочерью истца) по другому адресу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или его части должен обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть их транспортирование, обезвреживание и захоронение. Для этого он заключает с региональным оператором договор.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Поскольку нельзя определить объём индивидуального потребления услуги по обращению с ТКО, плата за неё рассчитывается по числу постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. Если же информации о таких лицах нет, то – по количеству собственников жилого помещения.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354, Правила) при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232).
Пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Верховный Суд РФ в Решении от 26 февраля 2020 года № АКПИ19-967 указал, что п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с ТКО при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами; ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления; при этом ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса предусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 ФИО15. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
В указанном жилом помещении помимо истца зарегистрированы третьи лица: Поляков ФИО16. (супруг), Поляков ФИО17. (внук), ФИО1 ФИО18 (дочь), Поляков ФИО19 (сын).
Из искового заявления следует, что ФИО4 (дочь) совместно со своим ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживает по адресу: <адрес>,
Кроме того, ФИО5 постоянно проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.
Названные обстоятельства подтверждается договорами аренды жилого помещения и квитанциями об оплате коммунальных услуг по фактическому месту жительства.
В судебном заседании установлено, что ответчиком выставляются счета на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> исходя из количества трех зарегистрированных лиц, в частности, учитываются истец ФИО6, ее супруг ФИО2 и их внук, ФИО3
АО «Ситиматик» данные обстоятельства не оспаривались.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что ФИО3 является несовершеннолетним и проживает со своей матерью, ФИО4 по адресу: <адрес>.
В материалы дела стороной истца представлен договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО4 Вместе с ней в квартире проживают: ФИО3 – несовершеннолетний ребенок и ФИО8
Таким образом, в спорном жилом помещении, несмотря на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, в настоящее время проживают двое человек – ФИО6 и ФИО2
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно пункту 148(36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Ni - норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в п. 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.
Пунктом 148(36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п. 56(2) Правил).
Учитывая приведенные обстоятельства и правовые нормы, суд приходит к выводу, что при предоставлении документальных доказательств отсутствия проживания третьего лица ФИО1 ФИО20 в спорном жилом помещении, имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности внести сведения о проживающих по адресу: <...> лицах для начисления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по количеству фактически проживающих в жилом помещении человек.
Тем самым заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Саратовский региональный оператор акционерного общества «Ситиматик» обязанность внести сведения о проживающих по адресу: <...> лицах для начисления услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по количеству фактически проживающих в жилом помещении человек.
Решение суда может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Н.В. Девятова
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2022 года.
Судья Н.В. Девятова