ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-42/2022 от 25.04.2022 Притобольного районного суда (Курганская область)

Дело № 2-42/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Село Глядянское 25 апреля 2022 г.

Притобольный районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,

с участием помощника прокурора Притобольного района

Курганской области ФИО1

при секретаре Комогоровой Н.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Притобольного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное <адрес> в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Притобольного района Курганской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Челябинской и Курганской областях о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны собственниками таких объектов. Надзорными мероприятиями установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие (инвентарный номер , дата приема в эксплуатацию: 1977 год, класс убежища: П-4), находящееся в ведении Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (номер в реестре федерального имущества: ), расположенное в здании МКОУ «Нагорская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований действующего законодательства в обозначенной сфере. В соответствии со ст. 1, 2, 6 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» ( далее –Закон №28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – постановление Правительства №1309). Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575 от 21.07.2005 утвержден порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее –Порядок №575). В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение перечисленных норм действующего законодательства, а также пунктов 10.1.1, 10.4.8, 11.1.1, 11.2.1 СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденного Приказом Минстроя России от 18.02.2014 №59/пр (далее- СП 88.13330.2014), в противорадиационном укрытии №448-46, отсутствует система отопления, что не позволяет поддерживать необходимый температурный режим, не проведена система электроснабжения. Помещение противорадиационного укрытия частично разрушено, что свидетельствует о его неготовности к эксплуатации по назначению в полном объеме. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санк -Петербурга и муниципальную собственность» находятся в федеральной собственности. Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Противорадиационное укрытие №448-46 является федеральной собственностью и находится в ведении Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях, ему присвоен номер в реестре федерального имущества В1240004940. Просит суд признать незаконным бездействие, допущенное ответчиком, выразившееся в непринятии мер по содержанию защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационное укрытия №448-46, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575, СП 88.13330.2014. Возложит на ответчика обязать провести в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с вышеуказанным законодательством, а именно: провести систему отопления, систему электроснабжения, восстановить разрушенные помещения защитного сооружения.

Определением Притобольного районного суда Курганской области от 14.02.2022 приняты измененные исковые требования, в части предъявляемых к ответчику дополнительных требований, о возложении на ответчика установлении защитно- герметические и герметических дверей; проведения систему воздухоснабжения и водоснабжения; установлении напорных емкостей для аварийного запаса воды; установлении санузлов; освободить пути движения в укрытии.

Определением Притобольного районного суда Курганской области от 10.03.2022 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика по делу –Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях на надлежащего ответчика- Администрацию Притобольного района Курганской области.

Истец в судебном заседании поддержал свои требования с учетом измененных исковых требований, дополнил, что на стадии подготовки дела установлено, что здание, находящееся по адресу: <адрес><адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Притобольный район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Распоряжением Администрации Притобольного района рассматриваемый объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за МКОУ «Нагорская СОШ» с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направленностей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту здания, составленному в марте 2011 года, объект недвижимости состоит из двух этажей, а также подвала, в котором по факту и устроено противорадиационное укрытие, представляющее собой защитное сооружение гражданской обороны. Согласно п. 1 ст. 32 Устава Притобольного района, Администрация Притобольного района, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Притобольного района федеральными законами и законами Курганской области. К вопросам местного значения Притобольного района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Притобольного района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( п. 27 ст. 6 Устава). Администрация Притобольного района управляет и распоряжается имуществом, которое находится в муниципальной собственности. Просит

Представитель ответчика Администрация Притобольного района Курганской области ФИО2. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.), иск не признала, в возражение показала, что рассматриваемое защитное сооружение гражданской обороны не поставлено на кадастровый учет, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, в реестре муниципального имущества данный объект не числится. Поэтому расходование денежных средств на содержание и ремонт данного объекта бюджетом не предусмотрено. Кроме того, на территории района нет объектов атомной энергетики, и необходимости в таком укрытии нет.

Представитель 3-го лица- Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, в отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии со ст. 8.1 ГК РФ права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества ( права на имущество) подлежат государственной регистрации. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Право на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2022 №, здание школы с кадастровым номером 45:16:010501:602, в том числе противорадиационное укрытие в подвале здания, является собственность муниципального образования Притобольный район, закреплено на праве оперативного управления за МКОУ «Нагорская СОШ» на праве оперативного управления. В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ « О гражданской обороне» создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Указанное положение тождественно с нормами, установленными п.8 ч.1 ст. 14, п.21 ч.1 ст. 15, п.28 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно Порядку содержания и использования ЗС ГО в мирное время от 21.09.2005 №7032, утвержденному Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, компетенцию органов исполнительной власти субъектах РФ и органов местного самоуправления составляет: обеспечение постоянной готовности помещений и оборудование систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасности пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Полномочия по поддержанию в состоянии готовности к приему укрываемых муниципального защитного сооружения- - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <...>. 37 отнесены к компетенции муниципального образования Притобольный район. В соответствии с Положением о МТУ Росимущества, утвержденным приказом Росимущества от 16.12.2016 №452 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. При указанных обстоятельствах, полномочия по управлению спорным противорадиационным укрытием не отнесены к компетенции МТУ. В связи с изложенным, противорадиационное укрытие, которое ошибочно было учтено в реестре федерального имущества под временным реестровым номером В12460004940, в связи с отсутствием достаточных документов, подтверждающих право федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» исключено из реестра федерального имущества 27.01.2022.

Представитель 3-го лица: МКОУ «Нагорская СОШ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок.

Представитель 3-го лица-Главного управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, в отзыве на исковое заявление указал, что поддерживает правовую позицию прокурора. Добавил, что в защитном сооружении гражданской обороны- противорадиационное укрытие №448-46 ( далее –ЗС ГО), не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время, чрезвычайной ситуации мирного времени (отсутствуют системы отопления и электроснабжения, помещение частично разрешено). Выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны: половое покрытие засыпано песком, и обвалившиеся штукатуркой, защитно-герметические и герметические двери отсутствуют, загромождены пути движения в укрытии, а именно на всей площади складируется неиспользуемое школьное имущество ( парты, доски и прочее), текущий и плановый ремонт не проводится, отсутствует система воздухоснабжения, отсутствуют санузлы, отсутствуют напорные емкости для аварийного запаса воды, чем нарушены п.1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ; п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14 Порядка содержания и использования защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России №575 от 21.07.2005 №575, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК Российской Федерации), ввиду надлежащего извещения сторон о дате, месте и времени судебного заседания, отсутствия заявлений об отложении слушания, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, показания представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.21 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относиться организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 1 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного значения.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п.2 ст. 8 настоящего Закона).

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия ( правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средства индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства ( п.1 ст.4 названного Закона).

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно Порядку содержания использования ЗС ГО в мирное время от 21.09.2005 №7032, утвержденному Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, компетенцию органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления составляет: обеспечение постоянной готовности помещений и оборудование систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 №327, защитное сооружение- инженерное сооружение, предназначенное для укрытие людей, техники имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектов либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпп.2.3.10); убежище – защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ ( подп. 2.3.11).

В силу п.8 Порядка федеральные органы исполнительный власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденном приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п.3.2.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечивать проток воды с полным объемом в течении 2 суток, при наличии проектного то обоснования и согласования допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно материалам дела прокуратурой Притобольного района Курганской области в ходе надзорных мероприятий исполнения требований законодательства при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны собственниками таких объектов, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие (инвентарный номер 448-46, дата приема в эксплуатацию: 1977 год, класс убежища: П-4), расположенное в здании МКОУ «Нагорская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований действующего законодательства в обозначенной сфере.

В ходе проверки защитного сооружения, сотрудниками ГО МЧС Росси установлены нарушения:

-половое покрытие засыпано песком и обвалившейся штукатуркой, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,3,6,9,11 Порядка № 575,п.п 3.2.1 Правил;

- отсутствуют защитно – герметически и герметические двери, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,3,6,9,11 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

- загромождены пути движения в укрытие, а именно на всей площади складируется неиспользуемое школьное имущество( парты, доски и прочее), чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,3,11,14 Порядка № 575,п.п 3.2.1 Правил;

- не проводится текущий и плановый ремонт, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,6,9, 11 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

- отсутствует система воздухоснабжения, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,5,6,7,9, 11 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

-отсутствуют санузлы, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,3,5,6,7,9, 11, 15 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

-отсутствуют напорные емкости для аварийного запаса воды, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,3,9, 11 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

Отсутствует система водоснабжения, чем нарушены п.1 ст.9 Федерального закона № 28 –ФЗ, п.13 Порядка № 1309, п.2,5,6,9, 11 Порядка № 575,п.п 3.2.1, 3.2.2 Правил;

Из учетной карточки ЗС ГО (убежище, противорадиационного укрытия) №46/448, составленной 30.08.2013, площадью 1 200 кв.м., класс убежища П-4, дата ввода в эксплуатацию 1977 год, находится в муниципальной собственности.

Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) №448-46, оформленного 10.09.2014, класс убежища П-4, эксплуатация МКОУ «Нагорская СОШ», дата приема в эксплуатацию 1977 год, общая его площадь составляет 1 200 кв.м., встроенное в 2 этажное здание.

Согласно техническому паспорту школы, инвентарный номер 4306, расположенной в <...>. 37 Притобольного района, составленного на 02.03.2011 г., год постройки 1977 год, здание имеет 2 этажа и подвал.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что противорадиационное укрытие расположено в подвальном помещении МКОУ « Нагорская СОШ », данное помещение находится в муниципальной собственности Притобольного района, передано в оперативное управление МКОУ « Нагорская СОШ». Иных собственников на данное подвальное помещение, используемое для целей противорадиационного укрытия, не установлено.

Согласно Приложению №5 Перечня защитных сооружений гражданской обороны, утвержденного главой Притобольного района 03.09.2018, по результатам проведенной в 2013-2014 годах инвентаризации числиться ЗС ГО №, по адресу: <адрес>.

Согласно инвентаризации, проведенной в 2018 г., в реестре защитных сооружений гражданской обороны МЧС России в Притобольном районе Курганской области числится объект гражданской обороны, инвентарный №, номер в реестре ЗС ГО МЧС России, тип ПРУ, год ввода в эксплуатацию 1977, адрес местоположения <адрес>

Согласно приложению к письму МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях противорадиационное укрытие, РНФИ –, расположено по адресу: <адрес>.

Согласно реестра федерального имущества МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях значится противорадиационное укрытие, РНФИ –, расположено по адресу: Курганская область, Притобольный район, с. Нагорское.

27.01.2022 защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие (инвентарный номер 448-46, дата приема в эксплуатацию: 1977 год, класс убежища: П-4), ошибочно учтенное в реестре федерального имущества Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, под номер В12460004940, расположенное в здании МКОУ «Нагорская средняя общеобразовательная школа» по адресу: ул. Центральная, д. 37 с. Нагорское Притобольного района Курганской области, исключено из реестра федерального имущества.

Согласно выписки из ЕГРН от 18.01.2022 здание школы, кадастровый номер , год строительства 1977 года, находящееся по адресу: <адрес><адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Притобольный район.

Распоряжением Администрации Притобольного района от 16.09.2005 №161-р рассматриваемый объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за МКОУ «Нагорская СОШ» с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направленностей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 07.05.2012.

Согласно п. 1 ст. 32 Устава Притобольного района, Администрация Притобольного района, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Притобольного района федеральными законами и законами Курганской области. К вопросам местного значения Притобольного района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Притобольного района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( п. 27 ст. 6 Устава). Администрация Притобольного района управляет и распоряжается имуществом, которое находится в муниципальной собственности.

Как следует из представленных материалов дела, в ходе выездной проверки в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны: половое покрытие засыпано песком, и обвалившиеся штукатуркой, защитно-герметические и герметические двери отсутствуют, загромождены пути движения в укрытии, а именно на всей площади складируется неиспользуемое школьное имущество ( парты, доски и прочее), текущий и плановый ремонт не проводится, отсутствует система воздухоснабжения, отсутствуют санузлы, отсутствуют напорные емкости для аварийного запаса воды, чем нарушены п.1 ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ; п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14 Порядка содержания и использования защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России №575 от 21.07.2005 №575, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.

Таким образом, судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> находится в муниципальной собственности, обязанность по его содержанию лежит на Администрации Притобольного района, на объекте установлены разрушения, препятствующие использованию данного противорадиационного укрытия по назначению, в связи с чем, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

С учетом объема требований, ходатайства истца об установлении срока исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данного времени будет достаточно для выполнения указанных в решении суда действий.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Притобольного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Притобольного района Курганской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие, расположенное по <адрес> в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.

Признать бездействие, допущенное ответчиком, выразившееся в непринятии мер по содержанию защитного сооружения гражданской обороны- противорадиационного укрытия , расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28 –ФЗ « О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575, противоправными.

Возложит на Администрацию Притобольного района Курганской области обязанность привести в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу защитное сооружение гражданской обороны- противорадиационное укрытие , расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28 –ФЗ « О гражданской обороне», постановления Правительства Российской федерации от 29 ноября 1999 г. №1309, приказа МЧС России от 15.12.2002 №583, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №575: установить защитно- герметические и герметические двери; провести систему воздухоснабжения и водоснабжения; установить санузлы, установить напорные ёмкости для аварийного запаса воды; освободить пути движения в укрытие.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Притобольный районный суд Курганской области.

Председательствующий судья: подпись М.Н. Трифонова.