ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4300/18МОТИВИ от 11.10.2018 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-4300/2018 Мотивированное решение изготовлено 11.10.2018 года.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 октября 2018 года г.Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Сазановой Н.Н.,

при секретаре Маничевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений *** к ФИО1 о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком (неосновательного обогащения) и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Комитет имущественных отношений *** обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за фактическое пользование земельным участком (неосновательного обогащения) и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование требований истец указал, что с *** комитет имущественных отношений *** и гражданин ФИО1 заключили договор №*** на аренду земельного участка площадью *** с кадастровым номером №***, расположенного по адрес***, по постановлению администрации *** от 04.12.2014 года № 3998 «О прекращении Открытому акционерному обществу «Мурманский морской рыбный порт» права пользования земельным участком адрес*** и о предоставлении ФИО1 в пользование земельного участка адрес***», на условиях аренды сроком по ***.

Согласно акту приема-передачи от ***, земельный участок передан Арендатору ***, подписан акт ответчиком ***.

*** между комитетом имущественных отношений *** и гражданином ФИО1 заключено соглашение о расторжении договора аренды земли №*** от *** с *** на основании заявления от ***№*** и в связи с оформлением договора аренды земли №*** от ***.

Ответчик не выполняет надлежащим образом свои обязательства в части внесения арендной платы за пользование земельным участком, в связи с чем, Задолженность Ответчика по арендной плате за *** по состоянию на *** составила 102 759,77 рублей.

В адрес ответчика было направлено письмо от ***№***, в котором Истец уведомил Ответчика о задолженности и предложил оплатить долг в 10-дневный срок с момента получения указанного требования и подписать направленный акт сверки расчетов по арендной плате за землю, один подписанный экземпляр акта возвратить в комитет имущественных отношений ***

Задолженность не погашена.

Просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по арендной плате за *** по состоянию на *** в сумме 102 759,77 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 27569,987 рублей за период с *** по ***.

Представитель истца Комитета имущественных отношений ***ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила в иске отказать, ссылалась, что истец пропустил без уважительных причин срок на предъявление в суд иска о взыскании задолженности за ***, также ссылалась, что истец не вправе предъявлять соответствующие требования, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации, просила в иске отказать.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу ч.3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Решением Мурманского городского Совета от 24 июня 2002 года № 16-154 утверждено Положение об арендной плате за пользование муниципальных земель в границах муниципального образования город Мурманск.

Пунктом 1.14 указанного Положения предусмотрено, что арендная плата вносится в бюджет арендаторами ежеквартально равными долями не позднее 1-го числа третьего месяца квартала и до 25 ноября за четвертый квартал.

Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с *** комитет имущественных отношений *** и гражданин ФИО1 заключили договор №*** на аренду земельного участка площадью *** с кадастровым номером №***, расположенного по адрес***, по постановлению администрации *** от 04.12.2014 года № 3998 «О прекращении Открытому акционерному обществу «Мурманский морской рыбный порт» права пользования земельным участком адрес*** и о предоставлении ФИО1 в пользование земельного участка адрес***», на условиях аренды сроком по ***.

Согласно акту приема-передачи от ***, земельный участок передан Арендатору ***, подписан акт ответчиком ***.

*** между комитетом имущественных отношений города Мурманска и гражданином ФИО1 заключено соглашение о расторжении договора аренды земли №*** от *** с *** на основании заявления от ***№*** и в связи с оформлением договора аренды земли №*** от ***.

Ответчик не выполняет надлежащим образом свои обязательства в части внесения арендной платы за пользование земельным участком, в связи с чем, Задолженность Ответчика по арендной плате за *** по состоянию на *** составила 102 759,77 рублей.

В адрес ответчика было направлено письмо от ***№***, в котором Истец уведомил Ответчика о задолженности и предложил оплатить долг.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые сторонами не оспорены и принимаются судом.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности суд полагает, что истец обосновал надлежащим образом и факт наличия долга и его размер, однако, ответчиком приведены доводы, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы.

Так, действующей с 01.07.2006 года статьей 31 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Таким образом, на дату вступления названной нормы в силу, собственность на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями была разграничена по вышеуказанному признаку, если на землю не были зарегистрированы права иных собственников.

Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации…» (далее - Закон о морских портах) (в редакции действовавшей на дату заключения договора) границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 32 Закона о морских портах земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1535-р установлены границы морского порта Мурманск.

Спорный земельный участок №*** расположен в границах морского порта ***, что следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

Таким образом, право федеральной собственности на указанный земельный участок возникло в силу закона с момента включения его в границы морского порта.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

С момента возникновения права федеральной собственности на земельный участок плата за пользование имуществом подлежала внесению в федеральный бюджет.

*** в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: земельный участок, общей площадью *** с кадастровым номером №***, расположенный по адрес***, за Российской Федерацией.

Вместе с тем, исходя из вышеизложенного, право федеральной собственности на спорный земельный участок возникло в силу закона с момента включения его в границы морского порта Мурманск, вне зависимости от наличия либо отсутствия в ЕГРП регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации.

Доказательства регистрации до *** иными лицами права собственности на спорный земельный участок в материалы дела не представлены.

Согласно пункту 5.3.11 Положения о федеральном агентстве морского и речного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371, федеральному агентству морского и речного транспорта предоставлены полномочия по осуществлению в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работы по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Указанная норма введена постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 388.

Соответственно, Комитет не имеет полномочий по распоряжению и управлению объектами недвижимого имущества, расположенными в границах морского порта.

Пользователь земельного участка ФИО1, против исковых требований Комитета возражает, полагая их необоснованными и незаконными.

Также, заявление ответчика о пропуске срока исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности по арендной плате, пени и процентов за *** суд полагает обоснованным, поскольку установленный законом трехлетний срок на предъявление соответствующего иска в суд истек к моменту обращения истца в суд – ***, при том, что уважительных причин, препятствующих своевременному предъявлению иска в суд истец не привел.

В этой связи, требования истца суд оставляет без удовлетворения, поскольку признает не доказанным наличие у истца полномочий на взыскание арендной платы за землю, находящуюся в федеральной собственности, а также признает пропущенным без уважительных причин срок на предъявление иска в суд.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Комитета имущественных отношений города Мурманска к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате за землю, пени за просрочку платежей и проценты за пользование чужими денежными средствами - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Н. Сазанова