ДЕЛО № 2-534/2020
22RS0066-01-2019-005638-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Чернета К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации, просил взыскать расходы за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере <данные изъяты>
В обоснование требований указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на технические средства индивидуальной реабилитации в виде кресла-коляски <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел кресло-коляску <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> у ИП ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ обратился в филиал № ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации за приобретенное кресло-коляску.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведена частичная выплата за приобретенное кресло-коляску в сумме 28 308 руб.
Истец считает данную выплату компенсации незаконной, противоречащей п. 4 Порядка выплаты компенсации и нарушающим его права и законные интересы, поскольку при принятии решения ответчик исходил из стоимости кресла-коляски активного типа, закупленного по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, не являющегося последним по времени исполненным государственным контрактом. На дату подачи им заявления ДД.ММ.ГГГГ последним по времени, исполненным государственным контрактом в <адрес> являлся государственный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ «Поставка кресла-коляски активного типа для обеспечения инвалида», стоимостью <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией о компенсации стоимости в полном объеме. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. С данным ответом истец не согласен, в связи с чем обратился в суд.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в них основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо ИП ФИО4 в суд не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен
полномочиями по обеспечению граждан, признанных в установленном законом
порядке инвалидами, техническими средствами реабилитации в соответствии с
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ),
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных
протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240
(далее - Правила № 240), Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка
выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническоесредство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определенияее размера и порядок информирования граждан о размере указаннойкомпенсации" (далее - Приказ N 57н).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
23.09.2014 N 657н утвержден Административный регламент предоставления
Фондом социального страхования Российской Федерации государственной
услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и
(или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами
(кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, действовавший до 19.10.2019 (далее - Регламент).
Согласно п. 2 Правил № 240 и п. 22 Регламента обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, на основании личного заявления инвалида или лица, представляющего его интересы, поданного в исполнительный орган Фонда по месту жительства.
Согласно п. 15(1) Правил № 240 в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) или услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Приказа № 57н от 31.01.2011).
Согласно п. 3 Порядка, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации или оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н, (действовала до 11.06.2019) включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (п.З Порядка).
Согласно п. 4 Приказа № 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Иного порядка определения размера компенсации законодательством не предусмотрено.
Таким образом, законом урегулирована ситуация, когда технические средства реабилитации по каким-либо причинам не могут быть предоставлены инвалиду. В этом случае гражданин может купить техническое средство реабилитации самостоятельно и получить компенсацию в установленном законодательством размере. При этом его право на обеспечение не будет нарушено.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ИПРА) ФИО1 определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе в кресло-коляске <данные изъяты> Срок реабилитационного мероприятия с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в филиал № отделения Фонда с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - <данные изъяты> В подтверждение произведённых расходов представлены квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 166 100руб., товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Филиалом № отделения Фонда вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении ФИО1 расходов, понесённых на приобретение кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) в размере 28308руб.
При этом основанием для принятия такого решения послужили исполненные обязательства по государственному контракту №№ от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кресло-колясок активного типа, в том числе для обеспечения детей-инвалидов, заключенному отделением <адрес> (акт об исполнении контракта ДД.ММ.ГГГГ). Стоимость изделия по данному государственному контракту составляла <данные изъяты>
Истец полагает, что данная выплата является незаконной, поскольку при принятии решения ответчик исходил из стоимости кресла-коляски активного типа, закупленного по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, не являющегося последним по времени, исполненным государственным контрактом. На дату подачи им заявления ДД.ММ.ГГГГ, последним по времени исполненным государственным контрактом в <адрес> являлся государственный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> стоимостью <данные изъяты>
Проверяя данные доводы истца, суд приходит к следующим выводам.
Несмотря на то, что государственный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, т.е. позднее государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, однако он не может быть принят за основу определения размера суммы компенсации в связи с тем, что согласно техническому заданию (приложение № к госконтракту) кресло-коляска активного типа, поставляемая Заказчиком - АКГУП «Алтаймедтехника» по условиям указанного госконтракта является спортивной, предназначена для реабилитации инвалида, ведущего активный образ жизни, принимающего участие в международных соревнованиях, в том числе паралимпийских играх. Предназначена для занятия спортом.
Утверждение истца и его представителя о том, что характеристики кресло-коляски, приобретенной истцом самостоятельно идентичны характеристикам, указанным в техническом задании государственного контракта № № не соответствуют материалам дела и ничем не подтверждено.
Так, приобретенная истцом кресло-коляска (как следует из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ) соответствует следующим параметрам:ширина <данные изъяты>.Технический паспорт приобретенного технического средства реабилитации, который бы содержал достоверные сведения о характеристиках технического средства реабилитации, истцом в суд не предоставлено
Однако, государственный контракт № заключен на поставку кресло-коляски с шириной сиденья - 62см., грузоподъемностью - 170кг, что не соответствует параметрам, указанным в ИПРА истца, в связи с чем инвалид не имеет права на обеспечение данной кресло-коляской. Техническое средство реабилитации, приобретенное по данному государственному контракту не является аналогичным техническому средству, рекомендованному ФИО1 ИПРА.
Таким образом, государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не принят во внимание отделением Фонда при определении размера компенсации ФИО1 по причине несоответствия технического средства реабилитации указанного в государственном контракте и ИПРА инвалида.
Вместе с тем судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата приобретения истцом самостоятельно кресла-коляски) последней по времени завершенной закупкой технического средства реабилитации, приобретенной с параметрами, наиболее соответствующими ИПРА истца, является закупка Государственного учреждения - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, что подтверждается ответом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№
В соответствии с государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ он заключен на поставку кресло-коляски <данные изъяты>
Стоимость кресла-коляски по данному государственному контракту составляет <данные изъяты>
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец при обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику за выплатой компенсации за самостоятельное приобретение ТСР имел право на получение компенсации в размере <данные изъяты>
Вместе с тем, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Фондом выплачена компенсация в связи с приобретением кресла-коляски за собственный счет в размере <данные изъяты>
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию разница между данными суммами в размере 11 080,05 руб. (39 388,05 руб. - 28 308 руб.), в связи с чем исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО1 в возмещение расходов за приобретение технического средства реабилитации сумму в размере 11 080,05 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья О.А. Яковченко