№2-4302
61RS0022-01 -2022-006176-25
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц ИИ
«23» августа 2022 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Иванченко М.В.
при секретаре Дзюба О.Ю.
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.
представителя Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» Андреева И.А., действующего на основании доверенности от 22.08.2022 года,
представителя ООО «Мегалист-Таганрог» Андреева И. А., действующего по доверенности от 23.08.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Таганрога к Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности,
при участии третьих лиц ООО «Мегалист-Таганрог», ГУ МЧС России по Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности, указав на следующие обстоятельства. Прокуратурой города во исполнении приказа прокурора Ростовской области от 26.04.2021 №76 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонного-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения порядка использования объектов гражданской обороны. Установлено, что на балансе Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» находится здание по адресу: Данное здание учитывалось как производственное с встроенным объектом гражданской обороны, введенным в эксплуатацию в 1981 году. В отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежища с инвентарным номером № изготовлен паспорт защитного сооружения согласно которому убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость - 211 человек; общая площадь - 192 кв. м; общий объем - 576 куб. м; расположение убежища: встроенное в здание двух этажей; входов - один; аварийных выходов - один; количество ворот, дверей и ставен - 5 шт.; класс защиты убежища - IV. Согласно договору аренды от 01.01.2022 Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество слепых ордена Трудового Красного Знамени» сдает в аренду ООО «Мегалист-Таганрог» здания и сооружения общей площадью 12962,1 кв.м., расположенные по адресу: . Согласно п. 2 раздела III приложения № к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях № 1 - 3 к Постановлению от 27.12.1991 №3020-1 прямо не поименованы. Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно- обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При указанных обстоятельствах, защитные сооружения гражданской обороны могут быть расценены как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, п. 2 раздела III приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» подлежит применению, в том числе, в отношении спорного объекта. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» данные объекты учитываются в реестре федерального имущества. Согласно пункту 2.4 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 года № 583 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Согласно паспорту убежища, спорный объект недвижимости является защитным сооружениями гражданской обороны и имеет инвентарный № 371-61. Присвоение защитному сооружению гражданской обороны инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доказательств, свидетельствующих об утрате спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны не установлено. При указанных обстоятельствах, спорный объект имеет статус защитного сооружения гражданского обороны, и регистрационная запись о праве собственности Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» нарушает права собственника - Российской Федерации, поскольку объект - защитное сооружение гражданской обороны из федеральной собственности не выбывал.
На основании изложенного, прокурор просит суд истребовать из чужого незаконного владения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (№) защитное сооружение гражданской обороны, адрес (местоположение): , инв. №, вместимостью 211 человек, год принятия в эксплуатацию 1981, и признать право собственности Российской Федерации на указанное защитное сооружение в течение 6 месяцев с даты вступления в силу судебного решения.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» Андреева И.А., действующий на основании доверенности от 22.08.2022 года в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель ООО «Мегалист-Таганрог» Андреев И.А., действующий по доверенности от 23.08.2022 года в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.В письменных возражениях представитель ТУ Росимущества указал, что в штатном расписании ТУ Росимущества в Ростовской области отсутствуют специальные штатные единицы для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны, принятие на баланс защитного сооружения, а также поддержание его состояния готовности к приему укрываемых, может повлечь необоснованное и нецелесообразное расходование средств федерального бюджета.
Представитель ГУ МЧС России по Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставили суду возражения относительно заявленных требований.
Дело в отсутствии неявившихся рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 2 раздела III приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях № 1 - 3 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 прямо не поименованы.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе, убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно- обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 года N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583, рассчитаны на случаи режима работы в повседневной деятельности, военное время, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, защитные сооружения гражданской обороны могут быть расценены как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, соответственно, п. 2 раздела III приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В силу Государственной программы приватизации от 24.12.1993 N 2284 переход в частную собственность граждан и юридических лиц особо значимых объектов для обеспечения публичных интересов, как защитные сооружения гражданской обороны, запрещен.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» данные объекты учитываются в реестре федерального имущества.
Согласно пункту 2.4 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 года N 583 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения защитного сооружения гражданской обороны и копии паспортов сооружений.
Прокуратурой города во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 26.04.2021 №76 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса» проведена проверка соблюдения порядка использования объектов гражданской обороны.
В результате проведенной проверки было установлено, что на балансе Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» находится здание по адресу: Данное здание учитывалось как производственное с встроенным объектом гражданской обороны, введенным в эксплуатацию в 1981 году.
В отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежища с инвентарным номером № изготовлен паспорт защитного сооружения согласно которому убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость - 211 человек; общая площадь - 192 кв.м.; общий объем - 576 куб. м; расположение убежища: встроенное в здание двух этажей; входов - один; аварийных выходов - один; количество ворот, дверей и ставен - 5 шт.; класс защиты убежища - IV.
Согласно договору аренды от 01.01.2022 Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество слепых ордена Трудового Красного Знамени» сдает в аренду ООО «Мегалист-Таганрог» здания и сооружения общей площадью 12962,1 кв.м., расположенные по адресу: , в том числе производственный корпус лит. Б.Б1, п\Б, этажность 1, площадь 620,1 кв.м.
Согласно пункту 2.4 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 года № 583 инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией защитного сооружения гражданской обороны, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно паспорту убежища, спорный объект недвижимости является защитным сооружениями гражданской обороны и имеет инвентарный №.
Из ответа ГУ МЧС России по от следует, что защитное сооружение № включено в реестр МЧС России, ограничено готово, состоит на учете.
Присвоение защитному сооружению гражданской обороны инвентарного номера свидетельствует о его постановке на учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как пояснил представитель ответчика арендатор использует только помещения 1 этажа, подвальный этаж имеет самостоятельный вход и не используется арендатором.
Из технических документов следует, что подвал расположен в лит. «п/Б», площадью 188,8 кв.м., имеет самостоятельный вход лит. «б1» площадью 14,2 кв.м., изолирован от других помещений, расположенных в здании (л.д.40-41)
При указанных обстоятельствах, спорный объект имеет статус защитного сооружения гражданского обороны, и регистрационная запись о праве собственности Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» нарушает права собственника - Российской Федерации, поскольку объект - защитное сооружение гражданской обороны из федеральной собственности не выбывал.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Установление необходимости выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права.
Поскольку Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» заключая договор аренды включила в него в том числе и подвал, в котором размещено сооружение гражданской обороны, то требования об истребовании сооружения ГО являются обоснованными и удовлетворяются судом.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена ст.206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику, суд находит разумным установить срок для исполнения решения в указанной части в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Таганрога Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности - удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» () защитное сооружение гражданской обороны, адрес (местоположение): , инв. №, расположено литер «п/Б», площадью 188,8 кв.м., вход в подвал литер «б1» площадью 14,2 кв.м.
Признать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны, адрес (местоположение): инв. №, расположено литер «п/Б», площадью 188,8 кв.м., вход в подвал литер «б1» площадью 14,2 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 30 августа 2022 года.
Председательствующий судья М.В. Иванченко