ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4303/2016 от 01.12.2016 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-4303/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2016 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Куминой Ю.С.

при секретаре Васениной М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2

гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа в назначении субсидии,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее по тексту – УСЗН ЗГО) об оспаривании распоряжения УСЗН ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение субсидии, возложении на УСЗН ЗГО обязанности предоставить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив полный пакет документов. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии ей отказано со ссылкой на п.8(а) Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761, ввиду отсутствия сведений о постоянной регистрации по месту жительства. Полагает, что данный отказ является незаконным, нарушающим ее права.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила суд признать незаконным распоряжение об отказе в предоставлении субсидии, обязать УСЗН ЗГО назначить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснила суду, что более 20 лет проживала на <адрес>, однако гражданство никогда не меняла. В ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с боевыми действиями, была вынуждена уехать с <адрес>. Вернувшись в Россию, она восстановила документы, временно, по 3 месяца, была зарегистрирована сначала у своих знакомых по <адрес>, затем <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года с ней был заключен договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по которому в ее пользование и владение была предоставлена комната по адресу: <адрес>. Срок найма помещения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Имея минимальную пенсию, она испытывает затруднения в оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем обратилась в УСЗН ЗГО с заявлением о предоставлении субсидии. В удовлетворении заявления ей было отказано, основанием для отказа явилось отсутствие постоянной регистрации по месту жительства. С решением УСЗН ЗГО она не согласна, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает в комнате дома № по <адрес>, иного жилого помещения на праве собственности, найма не имеет, зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства.

Представитель ответчика УСЗН ЗГО ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась. Суду пояснила, что порядок и условия предоставления субсидии определены Правилами представления субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Методическими рекомендациями по применению Правил, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 года № 58/403. Согласно указанным Методическим рекомендациям субсидия представляется гражданину, имеющему постоянную регистрацию по месту жительства. Для подтверждения места постоянного жительства гражданин обязан представить документ удостоверяющий личность, а именно паспорт. У ФИО1 постоянная регистрация по месту жительства отсутствует, имеется лишь временная регистрации по месту пребывания на территории <адрес>. Указанное обстоятельство послужило основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии.

Представитель третьего лица Министерство социальных отношений Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 65), просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 67). В представленном отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать, полагая заявленные требования необоснованными (л.д. 66).

Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Частью 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.

В силу подп. "а" п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных п. п. 8 и 9 Правил, с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1 числа этого месяца.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности.

Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Администрацией Златоустовского городского округа (л.д. 7-9).

При этом, пп. 3 п. 6 данного договора указано право истца как нанимателя на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 159 ЖК РФ.

В указанном жилом помещении ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. УСЗН ЗГО ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на основании пункта 8 (а) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761, в связи с отсутствием сведений о постоянной регистрации по месту жительства (л.д. 11).Согласно уведомлению Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 55) истец не имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, помимо комнаты по вышеуказанному адресу.Суд полагает, что оспариваемое распоряжение является незаконным по следующим основаниям.ФИО1, как наниматель помещения муниципального жилищного фонда, относится к категории граждан, имеющих в силу ст. 159 ЖК РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают. Вышеуказанное жилое помещение является местом постоянного жительства истца, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 159 ЖК РФ и статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Так, в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства. При этом под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.Согласно данному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).Сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации ФИО1 в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца. В любом случае ФИО1 относится к пользователям жилого помещения муниципального жилищного фонда, представляющим по смыслу, установленному в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, самостоятельную категорию граждан, имеющую право претендовать на предоставление указанных субсидий.Поскольку истец не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения - комнаты - расположенной по адресу: <адрес>, то данное жилое помещение не может расцениваться как место временного пребывания. Доводы представителя ответчика о том, что при вынесении распоряжения ответчик руководствовался Методическими рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 58/403, суд находит несостоятельными и не являющимися основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку решением Верховного Суда Российской Федерации от 09 октября 2015г. по делу № АКПИ15-885 признаны недействующими пункты 7.3,24,45 вышеуказанных Методических рекомендаций.Методические рекомендации содержат нормативные предписания, которые затрагивают права граждан, в частности, касающиеся реализации ими права на субсидии, предусмотренного статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не были официально опубликованы в установленном порядке, поэтому не могут считаться вступившими в силу и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Доводы ответчика о том, что истец имеет постоянную регистрацию на территории Украины, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований. Как пояснила в судебном заседании ФИО1, дом в <адрес>, где она имеет регистрацию, разрушен в ходе боевых действий, иного жилого помещения ни на территории <адрес>, ни где бы то ни было, она не имеет. Постоянно, с ДД.ММ.ГГГГ года, проживает в <адрес>. Перед тем, как уехать с <адрес>, сняться с регистрационного учета по месту жительства она возможности не имела, в связи с тем, что органы, осуществляющие регистрацию граждан, не работают. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что оснований для отказа ФИО1 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, поскольку жилое помещение, в отношении которого заявлено о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является местом постоянного жительства истца, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 159 ЖК РФ и статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Кроме того, учитывая размер регионального стандарта стоимости ЖКУ для многоквартирных домов, на одиноко проживающего гражданина; среднедушевой доход семьи истца в месяц; факт оплаты ЖКУ, иных оснований для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не усматривается, следовательно, исковые требования ФИО1, предъявленные к УСЗН ЗГО, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судр е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа назначить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Ю.С. Кумина

Решение в законную силу не вступило