ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4303/2021 от 21.10.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-4303/2021

16RS0050-01-2021-007590-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Чибисовой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шигаповой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Постнова Ю.Г. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан о признании недействительной записи о регистрации прекращения деятельности юридического лица, обязании прекратить процесс ликвидации путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, обязании провести налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Постнов Ю.Г. обратился в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан о признании недействительной записи, внесенной 20.05.2020, о регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО «Дзогчен», понуждении прекратить процесс ликвидации путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, понуждении провести налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в отношении должника ООО СХП «Дормидонтов» в пользу взыскателя Постнова Ю.Г. возбуждены исполнительные производства -ИП и -ИП на сумму 50 300 рублей и 24 000 рублей соответственно. 29.12.2020 исполнительные производства, возбужденные в отношении должника ООО СХП «Дормидонтов» объединены в сводное исполнительное производство -СД с суммой долга 212 940,03 рублей. 14 апреля 2020 года ООО «Дзогчен» по договорам купли-продажи и приобрело у ООО СХП «Дормидонтов» земельные участки с кадастровыми номерами и по цене 100 000 рублей за каждый земельный участок. При этом расчет за приобретенные земельные участки ООО «Дзогчен» не произведен, что следует из ответа МИФНС №4 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом ООО «Дзогчен» является дебитором должника ООО СХП «Дормидонтов» и в силу положений статьи 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к истцу перешли права должника на получение дебиторской задолженности. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дзогчен» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором Губайдуллина Н.Н., о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ. При этом при принятии решения о ликвидации общества, ООО «Дзогчен» нарушены требования статьей 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившиеся в изготовлении и представлении недостоверных сведений в ФНС России, которые послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ записи о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора при наличии кредиторов: ООО СХП «Дормидонтов» (сумма долга 200 000 рублей), ООО СХП «Вятка» (сумма долга 300 000 рублей). При таких обстоятельствах, в случае продолжения процедуры ликвидации ООО «Дзогчен» будут нарушены права истца и других взыскателей по сводному исполнительному производству -СД с суммой долга 212 940,03 рублей и станет невозможным исполнение вступившего в законную силу решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан.

Судом в рамках рассмотрения дела в административном судопроизводстве к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фасхутдинов М.М., Лаишевское РОСП УФССП по РТ.

27 июля 2021 года Приволжским районным судом города Казани вынесено определение о переходе к рассмотрению вышеуказанного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика МИФНС России № 18 по РТ исковые требования не признал, после объявленного судом перерыва в судебное заседание не явился.

Ответчик МИФНС России № 4 по РТ о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Губайдуллин Н.Н., представляющий также интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Дзогчен» с иском не согласился.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Дормидонтов», Лаишевское РОСП УФССП по РТ, Фасхутдинов М.М. о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что постановлениями судебного пристава-исполнителя от 13.02.2020 (л.д.6) и от 25.09.2020 (л.д.7) в отношении должника ООО СХП «Дормидонтов» в пользу взыскателя Постнова Ю.Г. возбуждены исполнительные производства -ИП и -ИП о взыскании задолженности на сумму 50 300 рублей и 24 000 рублей соответственно.

Постановлением судебного пристава-исполнителя 29.12.2020 исполнительные производства, возбужденные в отношении должника ООО СХП «Дормидонтов», в том числе вышеуказанные, объединены в сводное исполнительное производство -СД с суммой долга 212 940,03 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Дзогчен» и ООО СХП «Дормидонтов» заключены договоры купли-продажи и , по которым ООО «Дзогчен» приобрело у ООО СХП «Дормидонтов» земельные участки с кадастровыми номерами и по цене 100 000 рублей за каждый земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дзогчен» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатором Губайдуллина Н.Н., о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 19.03.2021 (л.д.30, 31) в пользу Постнова Ю.Г. наложен арест на дебиторскую задолженность ООО «Дзогчен» перед ООО СХП «Дормидонтов» и обращено взыскание на данную задолженность.

Таким образом, права Постнова Ю.Г. на указанную дебиторскую задолженность защищены в порядке, предусмотренном статьей 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В отзыве на исковое заявление МИФНС № 18 по Республике Татарстан (л.д.22-24, 89-94) указано следующее.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон), записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Внесение записей в ЕГРЮЛ носит заявительный характер.

В соответствии с установленным заявительным принципом государственной регистрации, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах, возложена на заявителя.

Пунктом 1 статьи 8, пунктом 3 статьи 23 Закона установлено, что решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено законом №129-ФЗ.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установлен статьей 23 Закона, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на текущую дату, статус юридического лица ООО «Дзогчен» - «находится в стадии ликвидации».

20.05.2020 в ЕГРЮЛ за государственным номером внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии со статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой VII Закона №129-ФЗ и состоит из следующих этапов: принятие решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятие судом решения о ликвидации юридического лица); формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора);, публикация сообщения о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса; государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией.

Согласно пунктам 1-3 статьи 20 Закона сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

В соответствии со статьей 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено несколько вариантов по уведомлению заинтересованных лиц о поступивших в регистрирующий орган заявлениях государственной регистрации с целью предотвращения нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет" запрос о направлении по указанному в нем адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган после размещения такого запроса документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган направляет данную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов в отношении указанного в запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Суд первой инстанции принимает во внимание приведенные возражения ответчика, поскольку они являются обоснованными, мотивированы соответствующим нормами права, регулирующими отношения в рассматриваемой сфере правоотношений, не опровергнуты истцом в ходе рассмотрения настоящего дела.

Вышеуказанными доводами МИФНС № 18 по Республике Татарстан подтверждается правомерность действий ответчика по внесению 20.05.2020 в ЕГРЮЛ за государственным номером записи о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора, в связи с чем правовых оснований для признания недействительной записи, внесенной 20.05.2020, о регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО «Дзогчен», не имеется, данное исковое требование удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела также следует, что решением МИФНС № 18 по Республике Татарстан от 23.10.2020 Губайдуллину Н.Н., действующему в отношении ООО «Дзогчен», отказано в государственной регистрации в связи с составлением промежуточного баланса по тем причинам, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2020 запрещено вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации в отношении ООО «Дзогчен».

В связи с этим, учитывая также, что в полномочия МИФНС № 18 по Республике Татарстан не входит прав прекращать процесс ликвидации юридического лица, исковое требование о понуждении прекратить процесс ликвидации путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц также является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

При этом суд первой инстанции также принимает во внимание тот факт, что в связи с вынесением постановлений судебного пристава-исполнителя от 19.03.2021 о наложении ареста на дебиторскую задолженность ООО «Дзогчен» перед ООО СХП «Дормидонтов» и обращении взыскания на данную задолженность в пользу Постнова Ю.Г., его права защищены в порядке, предусмотренном статьей 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Требование истца о понуждении МИ ФНС № 4 по Республике Татарстан провести встречную налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Дзогчен» и расчетов с ООО СХП «Дормидонтов» и ООО «<данные изъяты> результаты представить в Лаишевское РОСП УФСПП по РТ не мотивировано и не основано на законе, разрешение данных вопросов к компетенции судебных органов не отнесено, в связи с чем удовлетворению также не подлежит.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Постнова Ю.Г. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Татарстан о признании недействительной записи о регистрации прекращения деятельности юридического лица, понуждении прекратить процесс ликвидации путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, понуждении провести налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021 года.

Судья Чибисова В.В.