ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4303/2021 от 29.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2-4303/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 г. город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,

при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ Центр занятости населения г. Уфы к ФИО1 о взыскании пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился суд с вышеназванным исковым заявлением.

В обосновании иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 обратилась в Филиал государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Ленинскому району в целях содействия в поиске работы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зарегистрирован в Филиале в качестве безработного. Данный факт подтверждается приказом о признании ответчика безработным от ДД.ММ.ГГГГ

При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.

В декабре 2020 года ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика в отношении которого применяется данный специальный налоговый режим.

Считает, что налогоплательщик налога на профессиональный доход не может быть зарегистрирован в Центре занятости и получать пособие по безработице.

Одним из критериев признания гражданина безработным является отсутствие у него заработка. Налогоплательщик, являющийся плательщиком налога на профессиональный доход осуществляет деятельность по получению дохода, т.е. заработка и не может быть признан безработным. Граждан, являющихся налогоплательщиком налога на профессиональный доход признаются лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, занятые граждане не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в данном качестве.

На основании вышеизложенного ответчик не мог состоять на учете в качестве безработного, так как являлся налогоплательщиком налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ. Невозможность быть безработным исключает ответчика в получении им пособия по безработице. Получения пособия по безработице законодательство связывает признания гражданина безработных путем регистрации его в центрах занятости в качестве безработного.

На основании вышесказанного полагает, что ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице, начисленное ему в связи с постановкой в качестве безработного, которое было произведено неправомерно. Выплаты были произведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общий размер выплаты составляет 51 342 руб., которая должна быть возвращено ответчиком, поскольку получена ей незаконно.

На основании изложенного просит суд взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Центр занятости населения г. Уфы неосновательное обогащение в размере 51 342,91 руб.

Представитель истца ГКУ Центр занятости населения г. Уфы на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Ответчик ФИО1 на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

В силу ч.2 ст.116 ГПК РФ в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

В соответствии со ст. 35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно ст. 165.1. ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила п. 1 статьи ст. 165.1. ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Таким образом, суд полагает что, предпринял все возможные меры, предусмотренные ст. 113 ГПК Российской Федерации, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела.

Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебные извещения, ответчиком не представлено.

Согласно ст. 167 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1).

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований.

Согласно п.1 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (действующей на период времени обращения истца) – Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.3 вышеназванного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 обратилась в Филиал государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Ленинскому району в целях содействия в поиске работы. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была зарегистрирована в Филиале в качестве безработной, ей назначено пособие по безработице в соответствии со ст. 30, 31, 33, 3, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Филиала государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Ленинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, размер начисления пособия по безработице производить с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Филиала государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Ленинскому району от ДД.ММ.ГГГГФИО1 снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Согласно проверки статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) следует, что ФИО1. <данные изъяты> является плательщиком налога на профессиональный доход.

В силу выше указанного Закона, одним из критериев признания гражданина безработным является отсутствие у него заработка. Налогоплательщик, являющийся плательщиком налога на профессиональный доход осуществляет деятельность по получению дохода, т.е. заработка и не может быть признан безработным.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Данная норма закона признает, что налогоплательщик, применяющий данный налоговый режим, должен осуществлять и уже осуществляет деятельность.

В силу п.6 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" -Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности, а пункт 7 ст. 2 данного закона определяет, что профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Таким образом, налогоплательщиком по данному налоговому режиму является граждане, которые осуществляют деятельность в целях получения дохода не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии работодателя и без использования наемных работников по трудовым договорам.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" – физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Налогоплательщики налога на профессиональный доход – это физические лица осуществляющие деятельность по получению прибыли без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданское законодательство, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 2 ГК РФ).

Согласно ч.1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Из вышеизложенного следует, что граждан, являющимися налогоплательщиком налога на профессиональный доход признаются лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В целях легализации приносящей доход деятельности физических лиц - самозанятых граждан принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому в ряде субъектов Российской Федерации физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

В соответствии со ст.83 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - уведомление налоговых органов).

Таким образом, граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие «занятые граждане» включает понятие «самозанятые», поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой, из чего следует, что занятые граждане не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в данном качестве.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"- пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

К тому же закон предусматривает выплаты пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработным.

В случае с ответчиком выплаты пособий по безработице не должны были производиться в силу того, что последний не мог быть признан и зарегистрирован в качестве безработного, поскольку на период обращения ответчика в ГКУ Центр занятости населения г. Уфы за содействием в трудоустройстве, она являлась налогоплательщиком налога на профессиональный доход, и согласно действующего законодательства в качестве безработного не могла быть зарегистрирована.

Выплаты пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработным предусмотрены действующим законодательством, однако при постановке на учет, ответчиком была нарушена норма Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не допускающая регистрацию ответчика в качестве безработного.

В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Так как ответчик незаконно была зарегистрирована в качестве безработного и неправомерно получала пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у истца возникло право требования от ответчика выплаченной суммы пособия по безработице в размере 51 372,92 руб.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика была направлена претензия требованием о возврате незаконно полученной суммы пособий по безработице в вышеуказанном размере, оставленная ответчиком без ответа.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-ФЗ - лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку судом установлен факт нарушения ФИО1 законодательства и незаконного получения пособия по безработице, а также факт возврат незаконно полученных ден6енжных средств, к тому же доказательств отсутствия ее вины судом не установлено, исковые требования ГКУ Центр занятости населения г. Уфы к ФИО1 о взыскании пособия по безработице подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального права Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ГКУ Центр занятости населения г. Уфы к ФИО1 о взыскании пособия по безработице удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ «Центр занятости населения Ленинского района г.Уфа» денежные средства в размере 51 342 рублей 91 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 607 рублей 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий судья Р.Ф.Фахрутдинова