ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4304/2016 от 28.11.2016 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-4304/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2016 года г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Куминой Ю.С.

при секретаре Васениной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилова И.Г. к Администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Шилова И.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрации ЗГО), в котором просила:

- признать незаконным распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)» в части отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты>.м, расположенного по адресу: <адрес> для сенокошения на правах аренды;

- обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка площадью <данные изъяты>.м, расположенного по адресу: <адрес> для сенокошения на правах аренды.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию Златоустовского городского округа о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для сенокошения, на правах аренды. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ. «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)» ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ввиду ранее принятого решения о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.)». С указанным решением она не согласна, поскольку данный отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует ни одному из указанных в п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ оснований. Распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. -р «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.)» не содержит решение о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. № 38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, отсутствует правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления Городского округа, официально опубликованный в печатных средствах массовой информации о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО. Таким образом, отказ в предварительном согласовании земельного участка нарушает ее права, предусмотренные как Конституцией РФ, так и земельным законодательством.

Истец Шилова И.Г. и ее представитель Васильев Ю.В., допущенный к участию в деле протокольным определением суда от 28.11.2016г. (л.д. 78-79), в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 52).

Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Земельный кодекс РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, обеспечивает выполнение кадастровых работ. В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования земельного участка.

Такое заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, к которому прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать основания отказа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГШилова И.Г. обратилась в Администрацию ЗГО с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка по адресному ориентиру: <адрес> для сенокошения (л.д. 29), приложив к заявлению копию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)» (п.п. 18 п. 14) Шилова И.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1191 кв.м, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для сенокошения ввиду ранее принятого решения о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007 г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. № 38-ЗГО), в части территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)» (л.д. 9-14). Распоряжение опубликовано в газете Златоустовский рабочий, а также на официальном сайте Администрации ЗГО (л.д. 14).

Из пояснений истца в ходе судебного заседания (л.д. 78-79), следует, что в ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для сенокошения. Данное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по землеотводам ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду того, что ранее было принято решение о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части изменения вида территориальной зоны, а именно с зоны леса на зону усадебной и коттеджной застройки.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, по адресу: <адрес> не имеется (л.д. 54).

Из уведомления ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по Челябинской области» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что сведения о земельном участке, по адресу: <адрес>, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 53).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок по адресному ориентиру: <адрес>, не обременен правами третьих лиц, спорным не является.

Как следует из ответа на запрос суда Управления архитектуры и градостроительства администрации ЗГО (л.д. 56), согласно Генеральному плану г.Златоуста и Правилам землепользования и застройки г.Златоуста, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. № 38-ЗГО, от 04.07.2016г. № 42-ЗГО), земельный участок, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, находится в зоне А.1. – (леса, луга). Зона А.1 предназначена для сохранения естественных природных ландшафтов города, сохранения благоприятной экологической обстановки. А также для отдыха населения. В состав зоны А.1 включены территории, занятые лугами и городскими лесами, в том числе землями лесов, не покрытых растительностью. Дополнительно сообщают, что согласно заключению Челябинского областного бюджетного учреждения «Златоустовское лесничество» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ.) земельный участок, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, к землям лесного фонда Златоустовского лесничества не относится, общих границ с землями лесного фонда не имеет (л.д. 56-59).

Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГШилова И.Г. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду ранее принятого решения о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью 814 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Из протокола заседания комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что администрации ЗГО было рекомендовано в установленном порядке внести изменения в Генеральный план <адрес> и Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 27.05.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе, в ст. 14 данного Федерального закона в части вопросов местного значения городских поселений.

В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского поселения, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 20).

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений (п.п. 1, 3 ч. 1).

Согласно п.26 ст.6 Устава ЗГО в ведении местного самоуправления Городского округа находятся в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

В соответствии с п.10 ст.34 Устава ЗГО правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Городского округа, затрагивающие интересы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, вступают в силу только после их официального опубликования, в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления. Подписанные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Городского округа подлежат опубликованию не позднее 20 дней с момента их подписания.

Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. При этом на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В силу ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, устанавливающими, в том числе, необходимость вынесения указанного вопроса на публичные слушания.

Из представленных документов следует, что решение о внесении изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на момент рассмотрения заявления Шилова И.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для сенокошения на правах аренды, не было принято. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на условиях аренды по основаниям, указанным в оспариваемом распоряжении, у Администрации ЗГО не имелось, поскольку сведения о внесении изменений в Генеральный план г.Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны отсутствовали.

Следовательно, распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части является незаконным.

Признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется органом местного самоуправления, обладающим правом их предоставления в пределах компетенции с учетом соблюдения процедуры их предоставления, суд считает необходимым возложить на администрацию ЗГО обязанность повторно рассмотреть с учетом установленных судом обстоятельств заявление Шилова И.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для сенокошения, следует отказать, поскольку органом местного самоуправления заявление Шилова И.Г. по существу не рассматривалось ввиду ранее принятого решения о внесении изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007г. № 10-ЗГО (с изменениями от 02.06.2010г. №38-ЗГО), в части вида территориальной зоны: частичное изменение зоны А.1 (леса) на зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки) по земельному участку, площадью 814 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. -р «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шиловой И.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ)», в части отказа Шиловой И.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1191 кв.м, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>» для сенокошения (подпункт 18 пункта 14 распоряжения).

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление Шиловой И.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты>.м, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>» для сенокошения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шиловой И.Г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Ю.С. Кумина

Решение в законную силу не вступило