ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4304/2022-2011 от 28.11.2011 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Курска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Курска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№2-4304/22-2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года г.Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

Председательствующего судьи Муромской С.В.

С участием истца Цивинского №

Представителя ответчика Каратеевой №

Представителя третьего лица ОГУ «Центр медико-социальных услуг Курской области» Яковлевой №

Представителя третьего лица ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Пашковой №

При секретаре Булгаковой Е.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цивинского № к ГУ- Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Цивинский В.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ-Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ при спецподготовке по десантированию, получил травму в виде тройного перелома с подвывихом правой голени, впоследствии ему была установлена 2-ая группа инвалидности и его должны были обеспечивать обувью ручного производства на сложную деформированную стопу. В ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился к ответчику с целью получения обуви ручного производства на сложную деформированную стопу, костыли и трость. Согласно представленного ответчиком сообщения, он должен был получить обувь во ДД.ММ.ГГГГ г. В течение ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком обувь ему предоставлена не была. Просит суд взыскать с ГУ Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец Цивинский В.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просил их удовлетворить в полном объеме. Кроме того, пояснил, что по вине ответчика в ДД.ММ.ГГГГ г. он вынужден был приобретать обувь, которая ему непригодна, чем причинен моральный вред. За собственные денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ г. он ортопедическую обувь не приобретал и за выплатой соответствующей денежной компенсации к ответчику не обращался.

Представитель ответчика Каратеева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер. Цивинский В.А. в ДД.ММ.ГГГГ году не обращался в Курское региональное отделение за компенсацией за приобретенное им техническое средство реабилитации - ортопедическую обувь. Состоял на учете в региональном отделении Фонда социального страхования с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с представленной индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ были выданы следующие средства реабилитации: трость опорная 1 шт., бандаж-наколенник - 2шт.; сложная ортопедическая обувь - 2 пары. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ были выданы: сложная ортопедическая обувь - 2 пары. Согласно индивидуальной программы реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ Цивинский В.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ на получение следующих средств реабилитации: трость опорная 1 шт.; костыли - 1 пара; сложная ортопедическая обувь 2 пары. Выданы: трость опорная 1 шт.- ДД.ММ.ГГГГ; костыли 1 пара - ДД.ММ.ГГГГ Не выданы 2 пары сложной ортопедической обуви. Обеспечение инвалидов средствами реабилитации производилось, исходя из объема выделенных ассигнований из федерального бюджета. Постановлением Фонда социального страхования от ДД.ММ.ГГГГ региональному отделению Фонда были выделены ассигнования на обеспечение в 2010 году инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в размере 39104700 руб. После проведения процедуры закупки в соответствии с 94-ФЗ был заключен контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение инвалидов сложной ортопедической обувью с ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие». В связи с окончанием финансового года и коротким сроком поставки (до ДД.ММ.ГГГГ) для более оперативного приема заявок и обеспечения инвалидов, направления на обеспечение инвалидов сложной ортопедической обувью были переданы ФГУП «Курское протезно - ортопедическое предприятие», в том числе и направление Цивинского В.А. По информации ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие» Цивинский В.А. прибыл для оформления заказа после ДД.ММ.ГГГГ, т. е. после окончания сроков поставки изделий. В связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ функций по обеспечению инвалидов средствами реабилитации в Комитет социального обеспечения Курской области неисполненная заявка Цивинского В.А. на 2 пары сложной ортопедической обуви была передана в указанную структуру. Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации; денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью; денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат; бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Фонд социального страхования осуществляет расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в пределах средств Федерального бюджета, предусмотренных Федеральными законами на очередной финансовый год и перечисленных в Фонд. Региональное отделение не имело возможности обеспечить Цивинского В.А. сложной ортопедической обувью по причинам, не зависящим от ответчика. В настоящее время истец ортопедической обувью обеспечен.

Представитель третьего лица третьего лица ОГУ «Центр медико-социальных услуг Курской области» Яковлева Л.А. в судебном заседании требования истца признала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ полномочия от ГУ Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ были переданы лица ОГУ «Центр медико-социальных услуг Курской области». На основании соответствующего обращения от ДД.ММ.ГГГГ, Цивинский В.А. должен быть обеспечен 2 парами сложной ортопедической обуви. ДД.ММ.ГГГГ состоялся конкурс по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе и сложной ортопедической обувью. После подписания госконтракта, ДД.ММ.ГГГГ Цивинскому было выдано направление на изготовление обуви в ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие». ДД.ММ.ГГГГ задолженность перед Цивинским В.А. была погашена.

Представителя третьего лица ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Пашкова Л. В. в судебном заседании исковые требования признала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в настоящее время Цивинский В.А. обеспечен обувью. В данном случае, если финансирование по пошиву ортопедической обуви отсутствует, то истец вправе был приобрести за свой счет данную обувь и расходы по ее приобретению впоследствии были бы компенсированы. Кроме того, истец вправе был обратиться в ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития РФ по своей инициативе с целью пошива обуви. При этом он оплатил бы только 30 процентов ее стоимости, которые также впоследствии ему буду возвращены ответчиком. Однако данным правом истец не воспользовался.

Представитель третьего лица ЮЗГУ Тарасов Ю.А. в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица газеты «Друг для Друга» Новиков Е.А. в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ч.1 ст. 10 и ч. 15 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. а п. 3 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Согласно п. 15(1) вышеназванных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Фонд социального страхования, согласно п.2 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240, осуществляет в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В судебном заседании установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ Цивинский В.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ на получение средств реабилитации: трость опорная; костыли; сложная ортопедическая обувь - 2 пары. При этом, в ДД.ММ.ГГГГ г. Цивинскому В.А. были выданы трость опорная, костыли. Не были выданы 2 пары сложной ортопедической обуви, в связи с недостаточным объемом средств на обеспечение инвалидов средствами реабилитации.

В ДД.ММ.ГГГГ года региональное отделение Фонда направило письмо с расчетом потребности средств на обеспечение инвалидов средствами реабилитации дополнительно на 148179635,04 рублей. ДД.ММ.ГГГГ региональному отделению Фонда были выделены ассигнования в размере 26143700 руб.

В ДД.ММ.ГГГГ года региональным отделением Фонда вновь было направлено письмо о необходимости выделения средств на обеспечение инвалидов средствами реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ были выделены средства в размере 4000000 руб. на возмещение расходов за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо о необходимости выделения дополнительно 126615554,6 руб. на обеспечение инвалидов средствами реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ были выделены 4804480 руб. для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

В связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ функций по обеспечению инвалидов средствами реабилитации в Комитет социального обеспечения Курской области неисполненная заявка Цивинского В.А. на 2 пары сложной ортопедической обуви была передана в данное учреждение.

ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «Центр медико-социальных услуг» Цивинский В.А. был направлен в ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие» с целью изготовления 2 пары обуви, которые были им получены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим заказом.

В соответствии с п.2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 №101, фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации; денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью; денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат; бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Таким образом, фонд социального страхования осуществляет расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации в пределах средств Федерального бюджета, предусмотренных Федеральными законами на очередной финансовый год и перечисленных в Фонд.

В силу ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 14 июля 2008 г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1 ст. 10); если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (ч. 6 ст.11); финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации; перечень технических средств реабилитации и показания для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (ч.ч. 8, 15 ст. 11.1).

Таким образом, гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случаях: 1) если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду; 2) если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет.

С учетом того, что ответчик не имел возможности обеспечить Цивинского В.А. сложной ортопедической обувью по причинам от него независящим, при этом, законом предусмотрено право на получение денежной компенсации, которым истец не воспользовался, суд считает требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Цивинского № к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья