ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4306/20 от 25.05.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

86RS0004-01-2020-004308-09

мотивированное решение

изготовлено 25.05.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Савельевой Е.Н.,

при секретаре Привалихиной В.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) (далее – ГУ УПФР в <адрес>) о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон «О страховых пенсиях»). Для установления пенсии по указанному основанию мужчине в возрасте 55 лет необходимо: страховой стаж в гражданской авиации – 25 лет, стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов в гражданской авиации – 20 лет. По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета на дату подачи заявления ответчик установил: страховой стаж в гражданской авиации – 37 лет 11 месяцев 4 дня (с учетом Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П), стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов в гражданской авиации – 19 лет 12 дней. Решением ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. При этом в стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации ответчик не включил следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ЛА и Д инженерно-авиационной службы в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника в Иркутском объединенном авиаотряде; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника Авиакомпании «Байкал». Истец полагает, что спорные периоды необоснованным исключены ответчиком из специального стажа истца, чем нарушено его право на социальное обеспечение.

Просит суд: 1) обязать ГУ УПФР в <адрес> включить ФИО2 в стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ЛА и Д инженерно-авиационной службы в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника в Иркутском объединенном авиаотряде; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника Авиакомпании «Байкал»; 2) обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО2 в суд не явился, извещен о дате и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия, доверил представлять свои интересы представителю в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном порядке заявленные доводы, изложенные в иске, поддержала, на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ГУ УПФР в <адрес>, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, не возражал против рассмотрения дела без его участия. В суд направил отзыв, в обоснование доводов указал, что оснований для включения спорных периодов не имеется, поскольку работодателями не представлены документы, подтверждающие занятость истца в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию ФИО2 было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

При этом, как следует из оспариваемого решения ГУ УПФР в <адрес>, для назначения пенсии истцу необходимо одновременно: страховой стаж в гражданской авиации – 25 лет, стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – 20 лет.

ФИО2 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж истца на дату подачи заявления составляет: страховой в гражданской авиации – 37 лет 11 месяцев 4 дня (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П); работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 14 лет 6 месяцев 23 дня; работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – 19 лет 12 дней.

Спорными являются периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ЛАиД инженерно-авиационной службы в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника в Иркутском объединенном авиаотряде; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника Авиакомпании «Байкал».

Записи о периодах работы отражены в трудовой книжке серии АТ-III .

Указанные периоды работы истца включены истцу в страховой стаж в полном объеме.

Имеются сведения о спорных периодах работы также в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования при этом с отметкой о выслуге лет (ИТС).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГп, код основания для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с классификатором ПФР - "ИТС" (выслуга лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением).

Согласно ст. 79 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с работой в инженерно - техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Из подп. «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" следует, что при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения:

пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" (далее – Положение, утвержденное Постановлением ), - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;

Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее – Правила), - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ

Так из пункта 11 названного Положения, утвержденного Постановлением , следует, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список должностей работников летного состава авиации и Список должностей инженерно - технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", из которого следует, что в нем указана должность «авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований».

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Так из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ.8-24, выданной Акционерным обществом «Аэропорт Усть-Кут», следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., работал с ДД.ММ.ГГГГ (приказ /Л от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ /Л от ДД.ММ.ГГГГ) в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА в должности авиатехника ЛАиД инженерно-авиационной службы. Непосредственно занимался на работах по оперативному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день. Работа в указанный период выполнялась в аэродромных условиях вне специально оборудованных помещений. Работа авиационного техника ЛАиД ИАС (инженерно-авиационной службы) в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ дает право на пенсию по выслуге лет в гражданской авиации. Работа выполнялась в течение полного рабочего дня полной рабочей недели. Периодов, которые не засчитываются в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости не имеется.

Сведений об отзыве работодателем уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ.8-24, выданной Акционерным обществом «Аэропорт Усть-Кут», материалы дела не содержат.

Из уточняющей справки от 29.8-14 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной АО «Аэропорт Усть-Кут», также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 работал в Усть-Кутском объединении авиаотряда ВСУ ГА авиатехником в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Из уточняющих справок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФГУП «Аэропорт Иркутск», следует, что ФИО2 работал в Иркутском объединённом авиаотряде авиационно технической базе /АТБ/ с ДД.ММ.ГГГГ (приказ 399/л от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 238 от ДД.ММ.ГГГГ). Работал авиатехником авиационно технической базе /АТБ/ и непосредственно занимался на работах по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день. Работа в указанный период с 1987 по 1992 выполнялась в аэродромных условиях вне специально оборудованных помещениях, что в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ дает право на пенсию по выслуге в гражданской авиации, за исключением периодов: находился в отпуске без оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 153/л от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 335/л от ДД.ММ.ГГГГ); на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 451/л от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 383/л от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 123/л от ДД.ММ.ГГГГ); в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 45/л от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 21/л от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ 159/л от ДД.ММ.ГГГГ).

Сведений об отзыве работодателем уточняющих справок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФГУП «Аэропорт Иркутск», в материалах дела не имеется.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной областным государственным учреждением «Государственный архив документов по личному составу <адрес>», следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 работал авиатехником Авиакомпании «Байкал», с ДД.ММ.ГГГГ переведен инженером (без категории) Авиационно-технического комплекса, с ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению численности работников АО «Авиакомпания «Байкал».

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной областным государственным учреждением «Государственный архив документов по личному составу <адрес>», следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.

При этом сведений о льготном характере труда ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с достоверностью подтверждающих то, что истец был занят в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности представленные доказательства, учитывая, что занятость ФИО2 на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в период подтверждена за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ЛАиД инженерно-авиационной службы в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника в Иркутском объединенном авиаотряде, за исключением периодов предоставления отпусков без сохранения заработной платы, направления на курсы повышения квалификации кадров, предоставления учебных отпусков, суд приходит к выводу, что заявленные периоды работы подлежат включению в стаж работы истца на работах в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В свою очередь, учитывая, что льготный характер труда по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не подтвержден в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника Авиакомпании «Байкал», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования в данной части иска.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из установленных обстоятельств в совокупности, учитывая, что с учетом дополнительно включенных судом периодов работы истцу в стаж работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, а также неоспариваемых периодов работы со стороны ГУ УПФР в <адрес>, включенных по решению ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (достижение 55-летнего возраста) возникло право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», поскольку он выработал требуемую продолжительность стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в размере 20 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о назначении страховой пенсии по старости.

Таким образом, суд считает возможным назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 88, ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ГУ УПФР в <адрес> в пользу ФИО2 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 600 рублей, уплата которой подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) включить ФИО2 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника ЛАиД инженерно-авиационной службы в Усть-Кутском объединенном авиаотряде ВСУ ГА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиатехника в Иркутском объединенном авиаотряде - в стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, за исключением периодов: нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в учебных оплачиваемых отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение в течение месяца с момента изготовления решения суда в мотивированном виде может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья Е.Н. Савельева