ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4308/2016 от 13.09.2016 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2-4308/2016 13 сентября 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Гуцал М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Клюшина Н. М. к публичному акционерному обществу «Ростелеком» об обязании предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Клюшин Н. М. обратился в суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Ростелеком» (далее – ответчик, общество, ПАО «Ростелеком») об обязании предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда в размере <***>, штрафа.

В обоснование требований указано, что <Дата> по электронной почте истца от ПАО «Ростелеком» поступило уведомление о задолженности за оказанные услуги в размере <***>. В связи с этим <Дата> истец направил в адрес ответчика претензию, которая не была исполнена ответчиком до настоящего момента. Однако ответчик продолжает выставлять истцу извещения о наличии задолженности по данному договору. Полагает, что данным бездействием нарушены положения ст.ст. 10, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» на предоставление информации о рассмотрении претензии. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ответчик не направил в материалы дела мотивированный отзыв относительно заявленных требований.

Представитель истца Блинов К.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Подтвердил факт того, что истец действительно получил ответ на претензию, однако ПАО «Ростелеком» нарушены сроки ответа на претензию истца, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи», чем истцу был причинен моральный вред.

Представитель ПАО «Ростелеком» направил в материалы дела отзыв относительно заявленных требований, где указал, что с предъявленными требованиями не согласен, поскольку в нарушение положений ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) истец не понес физических и нравственных страданий в связи с не направлением ответа на претензию в срок, доказательств иного материалы дела не содержат, представил в материалы дела копию ответа на претензию истца от <Дата> с доказательствами отправления от <Дата>.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, <Дата> на электронную почту истца от ПАО «Ростелеком» поступило уведомление о наличии у него задолженности за оказанные услуги в размере <***>.

В связи с этим <Дата> истец направил в адрес ответчика претензию, где просил дать объяснения, на основании чего образовалась эта задолженность в письменном виде в установленный законом срок.

<Дата> в адрес Клюшина ПАО «Ростелеком» направило ответ, где указало, что с <Дата> общество проиндексировало тарифы на услугу доступа в сеть Интернет. Размер установленных тарифов обусловлен уровнем затрат на производство услуг и коньюктурой рынка, стоимость услуги согласно выбранного истцом плана с <Дата> составила <***> в месяц. Руководствуясь п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 года №575, информация об изменениях действующих тарифных планов размещается оператором связи на сайте компании, являющимся официальным средством массовой информации в разделе новости за 10 дней до введения индексации тарифов. При этом информирование абонентов в индивидуальном порядке действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку истцом оплата услуг производится по прежнему тарифу, соответственно, по состоянию на <Дата> задолженность за оказанные услуги связи у истца с <Дата> составляет <***>. В связи с этим основания для аннулирования данной задолженности у истца отсутствуют.

Факт поучения данного ответа представитель истца подтвердил в ходе заседания.

При таких обстоятельствах требование истца об обязании предоставить запрашиваемые документы суд не находит подлежащим удовлетворению. Более того. данное требование не содержит и конкретизации с перечислением документов, которые общество должно было предоставить истцу, поскольку и само обращение истца не содержит требование о предоставлении каких-либо документов.

В отношении требования о взыскании компенсации морального вреда в размере <***> за нарушение срока предоставления такой информации в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей» и ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2013 года №126-ФЗ «О связи», суд приходит к следующему.

Статья 151 ГК РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (ч. 3 ст. 1099 ГК РФ).

В силу положений ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Между сторонами заключен договор на предоставление телематических услуг (доступ в сеть Интернет).

В соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации утвердило Правила оказания телематических услуг связи (далее – Правила), которые регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи (далее - оператор связи), с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.

Пунктом 26 Правил оказания телематических услуг связи определено, что оператор связи обязан: извещать абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. По заявлению абонента извещение об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи возможно осуществлять через указанный им адрес электронной почты или электронный адрес личного кабинета.

Факт наличия извещения в такой форме об изменении ответчиком тарифов в части оказания телематических услуг стороной истца не оспаривается, как не оспаривается и правомерность выставления истцом задолженности ежемесячно за рассматриваемый период в размере <***>. Таким образом, незаконность действий общества по увеличению стоимости оказываемых услуг и причинение в связи с этим убытков ответчиком судом не установлены.

Фактически истец не согласен с нарушением срока ответа на его поданное в мае 2016 года обращение, где он просил разъяснить основания возникновения задолженности, данное обращение он поименовал как «претензию». Нарушение срока ответа на данное обращение явилось основанием для взыскания компенсации морального вреда.

В ст. 44 Федерального закона «О связи», являющемся специальным законом и применяемым к рассматриваемым отношениям, определено, что Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон. В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных настоящим Федеральным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 55 Федерального закона РФ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензии предъявляются в следующие сроки: 1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями); 2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств; 3) в течение месяца со дня подачи телеграммы - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл. При этом к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба. Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Пунктами 59, 60 Правил, которыми детально регламентирован порядок разрешения разногласий между абонентом и оператором, определено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию телематических услуг связи абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляют оператору связи претензию. Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день получения ее оператором связи. Претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании телематических услуг связи, с несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев с даты оказания телематических услуг связи, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу. К претензии прилагаются копия договора (в случае заключения договора в письменной форме), а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба.

В силу п. 61 Правил претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить в письменной форме предъявившим ее абоненту и (или) пользователю. Если претензия признана оператором связи обоснованной, недостатки, выявленные при оказании телематических услуг связи, подлежат устранению в разумный срок, назначенный абонентом и (или) пользователем. Требования абонента и (или) пользователя об уменьшении размера оплаты оказанных телематических услуг связи, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченных за оказание телематических услуг связи средств и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления телематических услуг связи, признанные оператором связи обоснованными, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты признания их обоснованными.

Суд полагает, что фактически поданное Клюшиным Н.М. обращение <Дата> не является претензией в смысле, придаваемом ст. 55 Федерального закона «О связи», п.п. 59, 60 Правил, поскольку не содержало указаний на неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств по оказанию телематических услуг связи, а фактически отражало просьбу абонента предоставить информацию.

Более того, к ней не была приложена копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба. То есть обращение Клюшина Н.М. также не соответствовало данным требованиям.

Данный вывод подтверждается и тем, что согласно п.п. 62 Правил за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в следующих случаях: а) нарушение сроков предоставления доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии; б) нарушение предусмотренных договором сроков оказания телематических услуг связи; в) неоказание телематических услуг связи, предусмотренных договором; г) некачественное оказание телематических услуг связи; д) нарушение установленных ограничений на распространение сведений об абоненте-гражданине, ставших известными оператору связи ввиду исполнения договора. Судом ни одно из перечисленных нарушений со стороны ПАО «Ростелеком» в рассматриваемой ситуации не установлено, как и стороной истца не заявлено. Таким образом, нарушений прав истца, как потребителя, со стороны ответчика не допущено. Следовательно, отсутствуют и основания для взыскания морального вреда как вида ответственности.

Кроме того, суд отклоняет и ссылку на ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» с учетом следующего.

Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При этом в случае непредоставления такой информации наступает для продавца ответственность определенная ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей»: при отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В рассматриваемой ситуации Клюшин Н.М. не отказывается от исполнения договора, убытков не заявляет, следовательно, в рассматриваемой ситуации также отсутствуют основания для компенсации морального вреда со ссылкой на данную статью, поскольку нарушений её судом также не установлено.

Поскольку в данном деле не были нарушены права истца, как потребителя. Более того, общество разъяснило истцу основания для выставления задолженности, что не было законодательно закреплено. Доказательств нарушения прав истца по иным основаниям, не предусмотренным законодательством о защите прав потребителя, не представлено, как и подобных оснований иска в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Клюшина Н. М. к публичному акционерному обществу «Ростелеком» об обязании предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова