Дело № 2-430/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.,
при секретаре Юркиной В.В.
с участием истца ФИО5
представителя ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 29 октября 2018 года гражданское дело по иску ФИО5 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании решений № 238 от 05.06.2018, № 239 от 05.06.2018, № 236 от 05.06.2018, № 235 от 05.06.2018, № 235/1 от 05.06.2018, № 240 от 05.06.2018 и № 241 от 05.06.2018 незаконными,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании решений № 238 от 05.06.2018, № 239 от 05,06.2018, № 236 от 05.06.2018, № 235 от 05.06.2018 и № 235/1 от 05.06.2018 незаконными, обязании сохранить статус малоимущей семьи с 01 апреля 2017 года по 30 сентября 2017 года и с 01 декабря 2017 года по 31 мая 2018 года.
В обоснование иска указала, что она имеет статус малоимущей. В июле 2017 года приобрела квартиру, находящуюся по <адрес>. О том, что она должна была уведомить Центр, она не знала, хотя квартиру приобрела через Центр на материнский капитал и региональный капитал, где также ее не поставили в известность. Договор купли-продажи она сразу предоставила в Центр в тот кабинет, где оформляла документы. О том, что договор нужно было заносить в разные кабинеты, она не знала, ее не уведомили. После того как она приобрела квартиру в июле 2017 года, она переехала в нее в сентябре 2017 года. Об этом знал социальный работник. В сентябре 2017 года обратившись в Центр с заявлением, предоставив все необходимые документы для признании семьи малоимущей, социальный работник знав устно, что она стала собственником квартиры, не сказала, что это надо сделать письменно. 28.11.2017 она вновь обратилась в Центр с заявлением, предоставив все необходимые документы для признания семьи малоимущей. В день обращения социальный работник также знав, что она является собственником квартиры, не сказала, что это надо оформить документально. Теперь Центр прислал ей письмо, где говориться о том, что она не указала, что она стала собственником квартиры. 05.06.2018 Центром были принято решение об отмене решения о признании малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017 и с 01.12.2017 по 31.05.2018, хотя квартиру она приобрела в июле 2017 года и ни как не могла в апреле 2017 года сообщить об этом. 05.06.2018 Центром также приняты решения о прекращении выплаты пособия на каждого ребенка с 01.04.2017 по 30.09.2017 и с 01.12.2017 по 31.05.2018, об отказе в предоставлении питания обучающимся с 01.04.2017 по 30.09.2017 и с 01.12.2017 по 31.05.2018, об отказе в предоставлении государственной социальной помощи малоимущим семьям с 01.04.2017 по 30.09.25017, об отказе в назначении помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа с 01.04.2017 по 30.09.2017. Кроме того, ей предложено добровольно возместить 37381,05руб., с чем она категорически не согласна.
11.10.2018 истица дополнила свои требования, представив заявление, в котором просила признать незаконными решения ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» № 240 и № 241 от 05 июня 2018 года.
Истица в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, указав, что на тот момент, когда она впервые подавала заявление в ЦСЗН, она не имела квартиры в собственности. В заявлениях о предоставлении государственной услуги она самостоятельно ставила галочки в графе «имущества», заявления ею были подписаны. Возможно она не полностью восприняла информацию, отраженную в заявлении. 05.07.2017 она приобрела квартиру на средства материнского капитала. 05.07.25017 она предоставила сотруднику ЦСЗН копию договора купли-продажи квартиры. В декабре 2017, когда она оформляла декларацию в ЦСЗН, сотрудница знала о покупке ею квартиры, однако не просила это указать в заявлении. Она говорила ей, где ставить галочки и она машинально их ставила. Только в мае 2018 года, когда она вновь пришла в ЦСЗН заполнять декларацию, сотрудница просила ее указать в заявлении сведения о собственности на квартиру. Дополнительно указала, что она просит признать решения ответчика незаконными, поскольку в будущем на основании данных решений с нее будут взыскивать суммы пособия.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав участников процесса, допосив свидетеля, исследовав материалы дела и материалы личного дела ФИО5, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Частью 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказание ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Республики Коми в сфере предоставления социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи населению Республики Коми, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».
В целях реализации Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области оказания государственной социальной помощи установленных федеральными законами, постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 «О мерах социальной помощи в Республике Коми» утверждены: Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода (Приложение № 1), Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (Приложение № 2), Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа (Приложение № 6).
Наряду с этим, 26 декабря 2005 года принят Закон Республики Коми N 143-РЗ "О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми".
В силу статьи 2 названного закона решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи. Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Порядок предоставления питания учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных учреждениях, государственных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, и муниципальных общеобразовательных учреждениях, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2005 года N 342.
В целях реализации Закона Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 282 утвержден Порядок назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка.
Пунтом 13 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, утвержденного постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281, установлено, что основанием для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими является в том числе наличие в предоставленных документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности. При наличии противоречивых сведений в предоставленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства центр осуществляет проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления запросов в течение 5 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий (в случае если документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Порядка и условий предоставлены по инициативе заявителя), в органы и организации, располагающие необходимой информацией.
На основании информации, подтверждающей недостоверность представленных сведений центр в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной информации принимает решение об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
В соответствии с п.16 Порядка и условий при изменении состава семьи, имущества на праве собственности, истечения срока регистрации по месту пребывания гражданина и (или) членов его семьи в пределах муниципального образования, на территории которого находится центр или МФЦ, в период с месяца подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, до окончания срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин обязан в течение одного месяца с момента наступления указанных обстоятельств предоставить в центр документы, предусмотренные пунктом 2 настоящих Порядка и условий.
Решение о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (об отказе) принимается центром в соответствии с положениями настоящих Правил и условий.
В соответствии с подпунктом «б» подпункта 1 пунктом 17 вышеуказанного Порядка Центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Порядка и условий.
Подпунктом «б» подпункта 2 пункта 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим от 31.12.2004 установлено, что Центр принимает решение об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае выявления по истечении срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в случае выявления фактов невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Порядка и условий, в предыдущих расчетных периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий.
Решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании семьи малоимущей или одиноко проживающего гражданина малоимущим принимается центром в течение 5 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
Статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 26 Порядка и условий выплата пособия прекращается при наступлении следующих обстоятельств, влекущих утрату права на назначение и выплату пособия: 1) прекращение статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили (выявлены) соответствующие обстоятельства; 2) превышение среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина над размером гарантированного душевого дохода, установленного в Республике Коми на соответствующий квартал.
Пунктом 27 Порядка и условий предусмотрено, что сумма пособия, излишне выплаченная заявителю вследствие предоставления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что заявитель несет ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов. Представление получателем государственной социальной помощью недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае представления получателем государственной социальной помощи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления государственной социальной помощи или определения (изменения) ее размера, производится возврат неправомерно полученных выплат.
Судом установлено, что 14 марта 2017 года ФИО5 обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» с заявлением о признании семьи малоимущей, назначении и выплате им государственной помощи в виде социального пособия, представив все необходимые документы. При этом в заявлении подтвердила, что обязуется извещать центр по предоставлению государственных услуг Койгородского района об изменениях сведений о составе семье по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о выплатах получаемых ею и (или) ее семьей, являющихся основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в течение двух недель со дня возникновения указанных изменений. Также ФИО5 подтвердила, что она предупреждена, что выплаты, предоставленные неправомерно вследствие предоставления ею документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на предоставление государственной услуги или на исчисление размера выплат, взыскиваются в установленном законодательством порядке.
Протоколом ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» ФИО5 присвоен статус малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017.
На основании признании семьи малоимущей ФИО5 и членам ее семьи за период с 01.04.2017 года по 30 сентября 2017 года предоставлялась государственная социальная помощь в виде материальной помощи, пособия на каждого ребенка, ежемесячно, питания обучающимся, компенсация понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа.
05 июля 2017 года ФИО5 стала собственником квартиры.
28 ноября 2017 года ФИО5 вновь обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» с заявлением, предоставив все необходимые документы, для признания малоимущей. При этом указала в графе принадлежности имущества об отсутствии у семьи дома, квартиры. В указанном заявлении ФИО5 подтвердила, что обязуется извещать центр по предоставлению государственных услуг Койгородского района об изменениях сведений о составе семье по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о выплатах получаемых ею и (или) ее семьей, являющихся основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в течение двух недель со дня возникновения указанных изменений. Также ФИО5 подтвердила, что она предупреждена, что выплаты, предоставленные неправомерно вследствие предоставления ею документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на предоставление государственной услуги или на исчисление размера выплат, взыскиваются в установленном законодательством порядке.
Протоколом ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» ФИО5 присвоен статус малоимущей семьи с 01.12.2017 по 31.05.2018.
На основании признания семьи ФИО5 малоимущей ей и членам ее семьи за период с 01.12.2017 по 31 мая 2018 года предоставлялась государственная социальная помощь в виде пособия на каждого ребенка, ежемесячно, питания обучающимся.
14 мая 2018 года ФИО5 вновь обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» с заявлением, предоставив все необходимые документы, для признания семьи малоимущей. При этом указала в графе принадлежности имущества о наличии у семьи квартиры, которую приобрела 05.07.2017 года.
По обращению ФИО5 от 14.05.2018 ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» 05.06.2018 принял решение за № 235 об отмене ранее принятого решения о признании семьи малоимущей на период с 01.04.2017 по 30.09.2017 в соответствии с пп. 2 «б», п.17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже государственного душевого денежного дохода, утвержденного Постановлением Правительства РК № 281 от 31.12.2004 (невыполнение гражданином обязательств, предусмотренных пунктом 16 Порядка и условий).
По результатам проверки представленных документов от 14.05.2018 Центром принято решение № 235/1 от 05.06.2018 о прекращении статуса малоимущей семьи с 01.12.2017 по 31.05.2018 в соответствии с пп.1а, п.17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже государственного душевого денежного дохода, утвержденного Постановлением Правительства РК № 281 от 31.12.2004 (предоставления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017 и с 01.12.2017 по 31.05.2018 ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» было принято решение № 236 от 05.06.2018 об отказе в предоставлении питания обучающимся из семей, в установленном порядке признанных малоимущими с 01.09.2017 по 30.09.2017 и с 01.12.2017 по 31.05.2018 в соответствии с п.3 Порядка предоставления за счет средств республиканского бюджета республики Коми образовательными организациями питания обучающимся из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, утвержденным Постановлением Правительства РК от 30.12.2005 № 342 (отсутствие статуса малоимущей семьи).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017 Центром принято решение № 239 от 05.06.2018 года об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа за период с 01.04.2017 по 30.09.2017 в соответствии с пп.1 п.7 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа, утвержденных постановлением Правительства РРК от 31.12.2004 № 281 (отсутствие статуса малоимущей семьи).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017 Центром было принято решение № 240 от 05.06.2018 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде материальной помощи в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации в период с 01.09.2017 по 30.09.2017 в соответствии с пп.4 п.11 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РК № 281 от 31.12.2004г. (отсутствие права на назначение и выплату материальной помощи).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.12.2017 по 31.05.2018 Центром было принято решение № 241 от 05.06.2018 об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа за период с 01.12.2017 по 31.05.2018 в соответствии с пп.1 п.7 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде компенсации понесенных затрат на приобретение бытового сжиженного газа, утвержденных постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 (отсутствие статуса малоимущей семьи).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.12.2017 по 31.05.2018 Центром было принято решение № 238 от 05.06.2018 о прекращении с 01.12.2017 по 31 мая 2018 года государственных услуг по назначению и выплате пособия на детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, на основании пп.3 п.9 и п.17 Порядка назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, утвержденного постановлением Правительства РК № 282 от 31.12.2004 (отсутствие статуса малоимущей семьи).
На основании решения об отмене статуса малоимущей семьи с 01.04.2017 по 30.09.2017 Центром принято решение о прекращении предоставления с 01.04.2017 по 30.09.2017 государственных услуг по назначению и выплате пособия на детей: ФИО1, ФИО2, на основании пп.3 п.9 и п.17 Порядка назначения и выплаты пособия на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, утвержденного постановлением Правительства РК № 282 от 31.12.2004 (отсутствие статуса малоимущей семьи).
09.06.2018 Центром в адрес истца было направлено уведомление о прекращении статуса малоимущей и об отмене решения о признании семьи малоимущей и предложено в семидневный срок добровольно возместить образовавшуюся переплату в сумме 37381,05руб.
Принимая оспариваемое решение о прекращении статуса малоимущей семьи № 235/1 от 05.06.2018, Центр исходил из того, что истцом была предоставлена зведомо недостоверная информация о принадлежащей ей на праве собственности квартиры, которую она приобрела 05.07.2017 года.
Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.
Вместе с тем, представленные доказательства не подтверждают наличие умысла ФИО5 на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения статуса малоимущей семьи.
Напротив, ФИО5, обращаясь в Центр с заявлением о распоряжении средствами регионального семейного капитала, представила 03.08.2017 года копию договора купли-продажи квартиры от 04.07.2017, а также выписку из ЕГРН от 05.07.2017 года. Таким образом, о наличии у истца имущества в виде квартиры Центру было известно уже 03.08.2017, поскольку указанная информация содержится в единой государственной информационной системе социального обеспечения. И как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель ответчика, указанную информацию может отследить любой сотрудник Центра.
Суд полагает необходимым отметить, что ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» при наличии сомнений был не лишен возможности реализовать свои полномочия, предусмотренные пунктом 13 Порядка и условий, т.е. осуществить проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности, однако это сделано ответчиком не было.
Принимая во внимание, что ФИО5 в качестве документа, подтверждающего приобретение квартиры, 03.08.2017 года была предоставлена в Центр копия договора купли-продажи квартиры от 04.07.2017 и выписку из ЕГРН от 05.07.2017, при этом в заявлении от 28.11.2017 для признании семьи малоимущей, указанную информацию не указала, а ответчик не проверил соответствие указанных сведений действительности, оснований полагать, что сведения, представленные в адрес ответчика об отсутствии квартиры в собственности, являются недостоверными не имелось.
Принимая решение об отмене решения о признании малоимущей семьи № 235 от 05.06.2018 года, Центр исходил из того, что ФИО5 не выполнила обязательства, установленные п.16 Порядка и условий, а именно, после приобретения квартиры 05.07.2017 не представила в Центр в течение одного месяца документы, педусмотренные пунктом 2 Порядка и условий.
Как пояснила истица в ходе рассмотрения дела, 05.07.2017 она приобрела квартиру на средства материнского капитала и она представила сотруднику Центра, которая также принимала у нее заявление на признание семьи малоимущей, копию договора купли-продажи квартиры. О том, что после приобретения квартиры она должна была вновь представить весь пакет документов для признания семьи малоимущей, она не знала и ей сотрудник ЦЗН не разъясняла.
Действительно, ФИО5 в заявлении расписалась, что она обязуется извещать центр по предоставлению государственных услуг Койгородского района об изменениях сведений о составе семье по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о выплатах получаемых ею и (или) ее семьей, являющихся основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в течение двух недель со дня возникновения указанных изменений. Однако каким образом она должна известить Центр об изменениях, в заявлении не указано.
Как было установлено выше, ФИО5 квартиру приобрела 05.07.2017 года, на тот момент она имела статус малоимущей семьи. 03.08.2017 при подаче заявления о распоряжении средствами регионального семейного капитала истица представила в Центр копию договора купли-продажи квартиры и выписку из ЕГРН. При таких обстоятельствах, суд считает, что информацию об изменении имущественного положения ФИО5 представила в Центр.
Кроме того, представитель ответчика в суде признавала, что при условии указания в заявлении сведений о наличии в собственности квартиры и своевременном сообщении о покупке квартиры, ее статус в качестве малоимущей не изменился бы. Поэтому предоставление недостоверных сведений не повлияло на изменение статуса ФИО5 и, соответственно, на ее право на получение соответствующих выплат.
Принимая во внимание, что в каждом конкретном случае при принятии решения должны быть учтены все обстоятельства, исходя из недопустимости формального подхода при принятии решения об отмене решения о признании малоимущей семьи и прекращении статуса малоимущей семьи, что должно соответствовать задачам, на достижение которых направлено законодательство о государственной социальной помощи, и обеспечивать надлежащие последствия принимаемого решения, поскольку это является основанием для взыскания с ФИО5 излишне выплаченных сумм пособий, суд считает, что при принятии оспариваемых решений № 235 и № 235/1 Центр подошел формально без учета всех обстоятельств. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать решение ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» № 235 и № 235/1 от 05.06.2018 года незаконными.
Учитывая, что решения № 238, № 239, № 236, № 240 и № 241 от 05.06.2018 Центром были приняты на основании решения об отмене статуса малоимущей семьи, которое судом признано незаконным, суд считает необходимым признать указанные решения также незаконными.
Вместе с тем, суд также учитывает, что оспариваемые решения Центром были приняты по истечении срока, установленного п.17 Порядка и условий. Так, Центр выявил обстоятельства 14.05.2018 года при обращении ФИО5 с заявлением о признании семьи малоимущей. Таким образом, решение должно было быть принято 21.05.2018, тогда как решения были приняты 05.06.2018года, т.е. по истечении 16 дней.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Решения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании решений № 238 от 05.06.2018, № 239 от 05,06.2018, № 236 от 05.06.2018, № 235 от 05.06.2018, № 235/1 от 05.06.2018, № 240 от 05.06.2018 и № 241 от 05.06.2018 признать незаконными.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 03.11.2018