РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 ноября 2019 года с. Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Морозова А.А.,
при секретаре Резеньковой Г.П.,
с участием представителя прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Фроловой И.В. в интересах ФИО1,
истца ФИО1,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области – ФИО2,
представителя ответчика Отдела образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-430/19 по исковому заявлению прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, к Отделу образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о включении в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд в интересах ФИО1 к Отделу образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области, в котором просит:
1. обязать Отдел образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат;
2. обязать Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 09.09.2019.
В обоснование исковых требований прокурор Песчанокопского района Ростовской области указал следующее: в ходе проведения проверки доводов обращения ФИО1 прокуратурой района установлено, что она является пенсионером, с 1984 года по 15.07.1995 год работала в должности <данные изъяты> детского сада в дошкольном учреждении в ведомственном детском саду колхоза «Подеба». Ссылаясь на п.п.7 п.5 ст.47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года (вступившего в силу с 01.09.2013), ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, действовавшего до 01.09.2013, пп. «б» п.6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 года №437, от 24.01.1985 №85, истец указывает в иске, что положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании». Абзацем 1 п.2, п.7 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится работающим и проживающим в сельской местности на территориях муниципальных районов в Ростовской области педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в абзаце 1 п.2 настоящей статьи, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. По мнению истца, ФИО1, достигшая пенсионного возраста, получающая пенсию по выслуге лет, проживающая в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как работник образования, пенсионер. Отказ УСЗН Администрации Песчанокопского района в предоставлении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что ее фамилия не включена в список работников образования и работников образования-пенсионеров, поданных в управление учреждениями образования для установления и предоставления мер социальной поддержки, что она проработала в ведомственном (колхозном) дошкольном учреждении, является незаконным. Прокурор Песчанокопского района ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях от 04.12.2007 года №958-0-0, от 01.04.2008 года №480-О-П, согласно которой из абзаца 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В судебном заседании представитель прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области Фролова И.В. в интересах ФИО1, истец ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме, просили требования удовлетворить.
В обоснование иска представитель прокуратуры Фролова И.В. указала, что согласно представленной трудовой книжке очевидно, что ФИО1 работала в должности заведующей в ведомственном колхозном саде, который в последующем был преобразован. ФИО1, являясь заведующей ведомственного детского сада, отработавшая в сельской местности, обладает в настоящее время право быть включенной в список лиц и получать компенсацию на оплату жилого помещения как педагог-пенсионер. Просит удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование иска ФИО1 указала, что имеет стаж работе в ведомственном колхозном садике составляет 12 лет. Данный детский сад ничем не отличался от сегодняшних муниципальных детских садов.
Представитель ответчика УСЗН Администрации Песчанокопского района ФИО2 возражает против удовлетворения иска. В обоснование указала, что УСЗН не определяет льготы гражданам, обратившимся к ним. Руководствуются списками подразделений «районо». ФИО1 имеет трудовую книжку колхозника, детский сад, в котором она работала не относится к муниципальным учреждениям.
Представитель ответчика Отдела образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области ФИО3 возражает против удовлетворения иска. В обоснование указала, что отдел образования не включил ФИО1 в список, поскольку не был даже указан адрес детского сада, в котором она работала. В период с 1992 года по 2010 года были ликвидированы детские сады. Вместе с тем, считает, что ведомственный колхозный детский сад подразумевал собой воспитание несовершеннолетних.
Также ФИО3 предоставила отзыв, согласно которому указано, что в селе Жуковское имелось три ведомственных детских сада колхоза «Победа». Согласно свидетельству о гос.регистрации права от 29.12.2008 ведомственный детский сад колхоза «Победа», расположенный по адресу: <...> и детский сад №22, расположенный по адресу: <...>, были выделены под жилье. Однако ни в одном документе, предоставленным истцом, не указан адрес места работы ФИО1. Просит прекратить производство по делу.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив суду письменный отзыв, в котором указал, что УСЗН законно и обоснованно отказал истцу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Песчанокопского района не имеется.
Заслушав представителя истца прокуратуры Песчанокопского района Ростовской области - Фролову И.В., истца ФИО1, представителей ответчиков - УСЗН Администрации Песчанокопского района - ФИО2, Отдела образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области ФИО3, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд находит исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской федерации полномочий совместного ведения, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской федерации и по предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из положений п.п.7 п.5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, вступившего в силу с 01.09.2013, педагогические работники имеют право на меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, действовавшего до 01.09.2013, предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было предусмотрено пп. б п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. № 437, от 24 января 1985 года №85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Таким образом, положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании».
В соответствии со ст.1.1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области.
Абзацем 1 пункта 2, пунктом 7 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания, культуры, а также лицам из числа указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а в случае установления (назначения) им пенсии ранее указанного возраста - после установления (назначения) им пенсии, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет.
Паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД Песчанокопского района Ростовской области, пенсионным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, достигла пенсионного возраста, получает пенсию по выслуге лет, и проживает в сельской местности <адрес>
Представленные Отделом образования Администрации Песчанокопского района сведения по ликвидации детских садов, в том числе детского сада №22 (Колхоз «Победа»), в котором работала ФИО1, и передаче детских садов под жилье, не могут являться основанием для отказа в предоставлении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Так, согласно представленной истцом в материалы дела копии трудовой книжки подтверждается, что ФИО1 с 1984 года по 15.07.1995 (более 10 лет) работала в должности <данные изъяты> детского сада в дошкольном учреждении в ведомственном саду колхоза «Победа».
Из письма начальника Песчанокопского УСЗН от 21.02.2019 №462, адресованного ФИО1, следует, что в списках работников образования и работников образования-пенсионеров, подданных в Песчанокопское УСЗН учреждениями образования для предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, фамилия ФИО1 не указана, в связи с чем в настоящее время ей не представляется возможным назначение и выплата льгот по оплате ЖКУ, как работнику-образования пенсионеру.
Детский сад №22 (Колхоз «Победа»), где работала ФИО1, не был взят на баланс Отдела образования. В списках работников образования и работников образования-пенсионеров, поданных в Песчанокопское УСЗН учреждениями образования для установления и предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, фамилия ФИО1 не указана. В связи с чем, в настоящее время ФИО1 не представляется возможным назначение и выплата льгот по оплате коммунальных услуг, как работнику образования пенсионеру.
Суд находит, что отказ УСЗН Администрации Песчанокопского района ФИО1 в предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что ФИО1 работала в ведомственном (колхозном) дошкольном учреждении, является незаконным, так как ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года, действовавшего до 01.09.2013, не устанавливает, что предоставление льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательного учреждения. Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 4.12.2007 № 958-О-О, от 01.04.2008 № 480-О-П, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В этой связи суд полагает, что истец ФИО1, как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж работы в сельской местности более 10 лет, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
Таким образом, нарушенное право ФИО1 должно быть восстановлено путем возложения на Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области обязанности предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Решая вопрос о сроке, начиная с которого на УСЗН Администрации Песчанокопского района должна быть возложена обязанность по предоставлению истице мер социальной поддержки, суд учитывает следующее.
Поскольку указанные выплаты носят компенсационный характер, то выплата указанных компенсаций может быть произведена на основании заявления лица, имеющего право на предоставление указанных льгот. В судебном заседании установлено, что за предоставлением указанных компенсационных выплат ФИО1 обращалась в УСЗН 18.02.2019.
Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года №232, предусмотрено, что компенсационные выплаты устанавливаются и предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения педагогического работника, поэтому суд считает необходимым обязать УСЗН предоставить Н.А. указанные меры социальной поддержки с 01.03.2019.
Поскольку статьей 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС, а также п.6.7.2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 года №232, предусмотрено, что меры социальной поддержки устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, которые составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают сельские специалисты, суд находит обоснованными требования истицы, заявленные к Отделу образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области об обязании включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Руководствуясь ст. 12, 56, 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области, обратившегося в интересах ФИО1, к Отделу образования Песчанокопского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о включении в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, удовлетворить.
Обязать Отдел образования Администрации Песчанокопского района Ростовской области включить ФИО1 в список граждан, имеющих право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат с 01.03.2019.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 ноября 2019 года.
Судья А.А. Морозов