дело № 2-430/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года район Талнах, г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,
при секретаре Пустохиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратюка Б.А. к Министерству строительства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска о признании права на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Кондратюк Б.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г.Норильска, в котором просит признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановление Правительства Красноярского края №514-п от 30 сентября 2013 года, с учетом календарного стажа работы, периода службы в органах внутренних дел и времени проживания на пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Заявленные требования истец обосновывает тем, что является участником в подпрограмме «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы: Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013. Администрацией г.Норильска он был включен в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 году. Однако, из разъяснений действующего законодательства следует, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», и вопрос включения периодов военной службы, службы в ОВД на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, законодательством не урегулирован. Считает, что имеет право на получение жилищной субсидии, поскольку имеет необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера, с 06.08.1985 по 05.08.1988 он работал в Талнахской обогатительной фабрике, с 08.08.1988 по 25.02.1991 в Первом Норильском монтажное управлении «Сибтехмонтаж», с 24.02.1991 по 21.05.2007 он проходил службу в ОВД РФ в г. Норильске район Талнах Красноярского края, с 01.06.2010 по настоящее время работает в тресте «Норильскшахтсервис», его общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 30 лет 4 месяца.
В судебном заседании истец не участвовал, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска Николаев А.В., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве указывает на то, что истец состоит на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон) с 07.04.2016 категория «пенсионеры». 18.02.2019 истец предоставил в Управление заявление и пакет документов для получения социальной выплаты в 2020 году в рамках реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013.Однако, в соответствии с письмом Минстроя России от 03.09.2014 № 18469-ВМ/05, периоды прохождения службы в ОВД, не входят в понятие «Период работы или иной деятельности». Министерство строительства Красноярского края возвращает учетные дела граждан в связи с этим, указывая, что период службы не входит в общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним местностей и не учитывается при расчете социальной выплаты. В связи с этим, полагает требования истца законными и обоснованными.
Представитель ответчика Министерства строительства Красноярского края Козупица С.А. по заявленным требованиям представил письменные возражения, указывая, что общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера без учета периодов прохождения службы в ОВД России не соответствует условиям получения заявленных мер социальной поддержки. Указанная позиция соответствует разъяснениям Минстроя России в письме от 03.09.2014 № 18469-ВМ/05.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края Глухарева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, представила письменный отзыв, в котором предложено учесть, что согласно справки от 12.04.2019 № 302483/19, представленной руководителем Клиентской службы, Кондратюк Б.А. не является получателем пенсий и иных социальных выплат в УПФР в г. Норильске Красноярского края. Согласно выписке о состоянии индивидуального лицевого счета Кондратюк Б.А. как застрахованного лица сведения о его страховом стаже с проставлением кода территориальных условий «РКС» во время службы в Талнахском ГОВД с 24.02.1991 по 10.06.1997 и ОВД по району Талнах города Норильска с 17.08.1997 по 31.12.2001 отсутствуют.
Представитель третьего лица Главное Управление внутренних дел МВД России по Красноярскому краю Якуш А.Б., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве указала, что Кондратюк Борис Андреевич, 21.02.1964 г.р.действительно проходил службу в органах внутренних дел с 24.02.1991 (приказ № 10 л/с от 03.12.1991) принят на должность милиционера мотовзвода ОВО при Талнахском ГОВД УВД г. Норильска. Уволен 10.06.1997 по ст. 58 п. А «Положения о прохождении службы рядового и начальствующего составом в органах внутренних дел», по собственному желанию (приказ № 45 л/с от 10.06.1997). Вновь принят на службу в органы внутренних дел 17.08.1997 (приказ № 68 л/с от 18.08.1997) на должность помощника оперативного дежурного дежурной части Талнахского ГОВД УВД г. Норильска. Уволен 21.05.2007 по ст.19 п. В «Закона о милиции», по выслуге срока службы дающего право на пенсию (приказ № 76 г/с от 17.05.2007). Службу проходил в районах Крайнего Севера. В соответствии с требованиями приказа МВД России от 25.10.2006 г. № 847, приказом ГУВД по Красноярскому краю от 11.12.2006 № 1034 утверждено Положение об Управлении внутренних дел по городу Норильску ГУВД по Красноярскому краю 20 мая 2011 года - Управление внутренних дел по городу Норильску Красноярского края переименовано в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску (приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 20.05.2011 г. № 236). Отдел МВД России по г. Норильску находится на территории Норильского промышленного района, относящегося к районам Крайнего Севера согласно перечню указанных районов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, в редакции от 18.07.1994. Согласно Постановлению Государственного Комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС № 380/п-18 от 04.09.1964 к заработной плате рабочих и служащих Норильского промышленного района применяется единый районный коэффициент 80%.
Ознакомившись с исковыми требованиями, изучив отзывы ответчиков и третьего лица, исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь ст. ст. 55 - 56, 59 - 60 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В силу ст.1 названного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, статьей 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Красноярского края Постановлением от 30.09.2013 № 514-п утвердило государственную программу Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», согласно которой право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации: за пределами районов Крайнего Севера (далее -социальная выплата) в соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» имеют граждане Российской Федерации, соответствующие следующим требованиям: 1) имеющие место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края (далее - районы отселения); 2) состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее -Федеральный закон); 3) переселяющиеся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера: 4) прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992; 5) имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; 6) не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении.
В соответствии с Законом Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края», социальная поддержка оказывается гражданам, соответствующим следующим требованиям: а) имеющим место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; б) состоящим на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон); в) переселяющимся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; г) прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992; д) имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; е) не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении (ст.1).
Гражданам, указанным в статье 1 Закона, мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья, на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера (далее - социальная выплата) (ст. 2).
Норматив предоставления социальной выплаты определяется в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления социальной выплаты для инвалидов I и II группы, пенсионеров и безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 5).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей» постановка на учет граждан, нуждающихся на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяется соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, … и их семей», исходящего из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, условия назначения им пенсий, порядка их исчисления и размеров, отличающихся от аналогичных параметров трудовых пенсий.
Согласно подл. 1 п. 1 ст. 11 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах, внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах, уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 названного Федерального закона.
Системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения истцом службы в ОВД на территории районов Крайнего Севера подлежит включению в суммарную продолжительность общего трудового стажа.
Как следует из материалов учетного дела, с 07.04.2019 истец Кондратюк Б.А. состоит на учете в Администрации г. Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во второй очереди, категория «пенсионеры».
На основании заявления от 18.02.2019 Кондратюк Б.А. включен Администрацией г. Норильска в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 году в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением. Правительства Красноярского края № 514-п от 30.09.2013.
Согласно копии трудовой книжки, справки ОМВД России по г. Норильску Кондратюк Б.А. проходил службу в ОВД в районах Крайнего Севера с 24.02.1991 (приказ № 10 л/с от 03.12.1991) принят на должность милиционера мотовзвода ОВО при Талнахском ГОВД УВД г. Норильска. Уволен 10.06.1997 по ст. 58 п. А «Положения о прохождении службы рядового и начальствующего составом в органах внутренних дел», по собственному желанию (приказ № 45 л/с от 10.06.1997). Вновь принят на службу в органы внутренних дел 17.08.1997 (приказ № 68 л/с от 18.08.1997) на должность помощника оперативного дежурного дежурной части Талнахского ГОВД УВД г. Норильска. Уволен 21.05.2007 по ст.19 п. В «Закона о милиции», по выслуге срока службы дающего право на пенсию (приказ № 76 г/с от 17.05.2007).
С 22.05.2007 истец является получателем пенсии по выслуге лет в связи с прохождением вышеуказанной службы и продолжает проживать в г. Норильске.
По состоянию на 15.03.2019 общий трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера составляет 30 лет 4 месяца, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой ООО «Норильскникельремонт», где истец продолжает работать в должности слесаря дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда в структурном подразделении ООО «Норильскникельремонт» трест «Норильскшахтсервис» подземный ремонтно-монтажный участок №3».
Из отзыва Управления жилищного фонда указывается на возврат Министерством строительства Красноярского края дел граждан со ссылкой на разъяснение Минстроя России от 03.09.2014 № 18469-ВМ/05 о том, что периоды прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности».
Вместе с тем, судом достоверно установлено, что истец имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 30 лет 4 месяцев, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами.
Сведений о наличии у истца жилья на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Суд приходит к выводу, что у Кондратюка Б.А. имеются все необходимые условия для получения социальной выплаты, установленной Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятой в его исполнение подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, государственной программы Красноярского края «Создание условия для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 514-П от 30.09.2013.
Исключение из общей продолжительности трудового стажа работы истца в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в органах внутренних дел суд считает необоснованным, так как это противоречит федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Ссылка ответчика на письмо Минстроя России от 03.09.2014, согласно которому периоды указанной службы не подлежат зачету в общую продолжительность стажа, работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, является несостоятельной, поскольку указанные в письме нормы Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулируют пенсионные правоотношения, и применяются при назначении и расчете размера пенсии.
Действующее законодательство не содержит запрета на включение в общую продолжительность трудового стажа работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учитываемую при постановке на учет на получение социальной выплаты и при ее выплате, периодов прохождения службы в органах внутренних дел на указанных территориях. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондратюка Б.А. удовлетворить.
Признать за Кондратюком Б.А. право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края № 514-П от 30.09.2013, с учетом календарного стажа работы, периода службы в органах внутренних дел и времени проживания на пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 апреля 2019 года.
Председательствующий: судья Е.В. Шевелева