Дело №2-430/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года г. Суджа
Суджанский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Заречного А.А.,
при помощнике ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суджанского района Курской области в интересах муниципального образования «Суджанский район» Курской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Замостянская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
установил:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования «Суджанский район» Курской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Замостянская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области (далее МКОУ «ЗСОШ»), в котором просит возложить на ответчика обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКОУ «ЗСОШ» в соответствии с ч.6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов, указывая, что, в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере осуществления закупок ответчиком установлено, что в МКОУ «ЗСОШ» функции контрактного управляющего осуществляет бухгалтер, которая имеет высшее профессиональное образование по специальности экономист по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», однако полагает, что бухгалтер, являющийся контрактным управляющим, в нарушение требований ст. 195.1 ТК РФ, ч.5 ст. 39, ч.6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ приказов Минтруда России от 10.09.2015 г. №625н, №626н не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также интересов учебного заведения и муниципального района, который является учредителем и собственником имущества МКОУ «ЗСОШ», осуществляя финансовое обеспечение последнего.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Зуенко А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Замостянская средняя общеобразовательная школа» ФИО3 в судебном заседании требования признал.
Представитель МО «Суджанский район» Курской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассматривать дело в отсутствии их представителя, указав, что оставляет вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.
Выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона N 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.
Часть 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н утверждены профессиональные стандарты "Специалист в сфере закупок", "Эксперт в сфере закупок".
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании достоверно установлено, что в МКОУ «ЗСОШ» обязанности главного бухгалтера выполняет ФИО1, пункт 2.21 должностной инструкции которой, установлено, что она при необходимости исполняет функции контрактного управляющего с рядом обязанностей, перечисленных в инструкции.
Положениями части 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ работник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
При этом Законом N 44-ФЗ других требований к контрактной службе не установлено.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет высшее образование по специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит и ей присуждена квалификация экономист, что подтверждается представленными в материалы дела документами о наличии высшего образования и, что не оспаривалось стороной истца и доказательств обратного в нарушении ст. 56 ГПК РФ представлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу, что контрактный управляющий МКОУ «ЗСОШ» вопреки утверждениям истца соответствует требованиям, установленным ч.6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, а исковые требования истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку законодатель не предусмотрел необходимость получения контрактным управляющим высшего образования в сфере закупок, а, напротив предусматривает альтернативу: или наличие любого высшего образования или наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015 направило методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, пункт 2.3 которых рекомендует устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, тогда как установлено в судебном заседании, о чем указывает и сам истец, ФИО1 являющаяся контрактным управляющим ответчика с 17 по 28 марта 2014 года повысила свою квалификацию по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в объеме 120 часов то есть в объеме превышающим минимальный.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора Суджанского района Курской области в интересах муниципального образования «Суджанский район» Курской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Замостянская средняя общеобразовательная школа» <адрес> о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: