Дело №2-430/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Ярково 20 декабря 2016 года
Ярковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Е.А.
при секретаре Щепетевой Е.В.,
с участием: помощника прокурора Ярковского района Тюменской области Молодкиной Ю.В., истца ФИО1, представителя Правительства Тюменской области - ФИО2, представившей доверенность № 120-16 от 01.09.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-430/2016 по иску прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ярковского района Тюменской области обратился в интересах ФИО1 в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его мать - ФИО5<данные изъяты>. На основании распоряжения администрации Ярковского района от ДД.ММ.ГГГГ. № над ФИО1 учреждена опека, опекуном назначена ФИО7 ФИО1 состоит на учете в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», номер очереди - №. До настоящего времени истец, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия и находясь на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жильем не обеспечен. На основании изложенного, просит обязать Правительство Тюменской области предоставить ФИО1 жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ярковского района, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.; обязать администрацию Ярковского муниципального района заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Молодкина Ю.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным выше.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что зарегистрирован по месту жительства у бабушки, в настоящее время проживает у отца, так как учится в техникуме с. Ярково, своего жилья не имеет.
Представитель ответчика - администрации Ярковского муниципального района в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом (л.д. 28), в представленном суду отзыве просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика, с заявленными требованиями согласны (л.д. 31). На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Ярковского муниципального района.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области - ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями указаны ФИО13. и ФИО5 Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении №№, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> отделом ЗАГС комитета ЗАГС администрации <адрес> (л.д. 10).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № над <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., учреждена опека, опекуном назначена ФИО7 (л.д. 17).
Таким образом, ФИО1 на основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право на обеспечение истца жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в прокуратуру Ярковского района Тюменской области с заявлением, в котором указал, что нуждается в жилье, в настоящее время снимает жилье в с. Ярково (л.д. 8).
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, сведениями Ярковского производственного участка Тюменского отделения Западно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ. № № подтверждается отсутствие у ФИО1 в собственности жилого помещения (л.д. 29, 30). Договор социального найма жилого помещения с ФИО1 не заключался и по учётным данным ФИО1, как получивший муниципальное жилье, не значится (л.д. 18).
Как следует из справки Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы) от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит с ДД.ММ.ГГГГ. в списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ярковского района, номер в списке - № (л.д. 11).
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ярковского муниципального района (л.д. 12).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3).
Согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей статьей и статьей 30.2 настоящего Закона, может быть передано органам местного самоуправления.
В судебном заседании было достоверно установлено, что ФИО1, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия и находясь на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, жильём не обеспечен.
Как следует из положений ст. 30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В рамках ст. 22 указанного Закона жилые помещения предоставляются из государственного фонда Тюменской области по решению уполномоченного собственником органа.
Управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами относится к компетенции Правительства Тюменской области (п. 4 ч. 7 ст. 41 Устава Тюменской области). Следовательно, предоставление ФИО1 жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области по договору найма специализированного жилого помещения должно быть обеспечено Правительством Тюменской области.
В силу п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По правилам ст. 1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно ст. 23 указанного выше Закона Тюменской области, предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма (в черте соответствующего населенного пункта) либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, входящих в состав муниципального района или городского округа, на территории которого проживает гражданин (ст.24 Закона от 07.10.1999г. N 137).
В соответствии с ч. 8 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014г. № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области отнесены полномочия органов государственной власти Тюменской области, в том числе по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6); по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений (п. 7).
Следовательно, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Ярковского муниципального района.
Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ярковского района Тюменской области в интересах ФИО1 к Правительству Тюменской области, администрации Ярковского муниципального района о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>., на территории Ярковского района Тюменской области, из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Ярковского муниципального района заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения, обеспеченного Правительством Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы, представления через Ярковский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2016 года.
Председательствующий