ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-430/2017 от 06.06.2017 Андроповского районного суда (Ставропольский край)

№2-430/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Курсавка 06 июня 2017 года

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Танчук Л.Н., при секретаре судебного заседания Морозовой И.А., с участием: помощника прокурора Андроповского района Ставропольского края Масленникова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-430/2017 по заявлению заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Андроповского района Ставропольского края обратился в Андроповский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в обосновании которого указано следующее.

Прокуратурой Андроповского района в ходе проверки исполнения миграционного законодательства осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом: <данные изъяты>, статьи с указанием конкретного способа незаконной покупки паспорта гражданина Российской Федерации с целью противоправного приобретения гражданства Российской Федерации.

Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации

Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч, 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с пунктом 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В статье, размещенной на интернет-сайте <данные изъяты>, указывается о способах приобретения (покупки) паспорта гражданина Российской Федерации незаконным путем, что подтверждается актом осмотра данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.

Согласно пункту 40 Административного регламента Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, принятого во исполнение Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828, за выдачу паспорта взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: за выдачу паспорта - 200 рублей; за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность - 500 рублей.

На основании пункта 10 указанного Административного регламента паспорт гражданина Российской Федерации выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой

То есть, действующим законодательством не предусмотрена «покупка паспорта», а предусмотрено лишь взимание госпошлины за его выдачу. Сама выдача паспорта осуществляется исключительно территориальным органом Федеральной миграционной службы.

Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет-сайте <данные изъяты> в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконном приобретении (покупке) паспорта, что влечет нарушение действующего миграционного законодательства Российской Федерации.

На названном интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 КоАП РФ - Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт), так и уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ - подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет- странице: - <данные изъяты>, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В этой связи к рассмотрению настоящего заявления необходимо привлечь Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор), как федеральный орган исполнительной власти, которым, в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, осуществляется создание, формирование и ведение указанного Единого реестра

На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ,

Признать информацию, размещенную на интернет-странице <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Помощник прокурора Андроповского района Ставропольского края Масленников Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте слушания, дела в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие. Кроме того, представлен отзыв, в котором указано, что Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, рассмотрев заявление заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной на интернет <данные изъяты> распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В ходе проверки установлено, что интернет страница <данные изъяты> в Едином реестре нет, доступ к вышеуказанному сетевому адресу установлен. Внесение в единый реестр информации, признанной запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 в течении суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со 10 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.

Согласно пункту 40 Административного регламента Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, принятого во исполнение Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828, за выдачу паспорта взимается государственная пошлина.

На основании пункта 10 указанного Административного регламента паспорт гражданина Российской Федерации выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность продажи паспортов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с пунктом 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 указанного закона для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» сведений, указанный в части 2 настоящей статьи, в том числе доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Положениями статьи 9 закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав. В частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение в указанной в заявлении информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Из материалом дела видно, что согласно акту осмотра Интернет-сайта от ДД.ММ.ГГГГ проведенной прокуратурой проверкой установлен факт свободного доступа к электронному ресурсу-сайта <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет», где указаны сроки, условия быстрой покупки паспорта гражданина Российской Федерации.

Поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность продажа паспортов гражданина Российской Федерации, данная информация является не законной.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края, действующей в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

По вступлении решения суда в законную силу направить его копию в Роскомнадзор Российской Федерации (<адрес>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Андроповский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Н. Танчук