Дело № 2-430/2018Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Звенигово 21 мая 2018 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием помощника прокурора Гилязова Р.Ф., от ответчика администрации МО «Исменецкое сельское поселение» Героевой Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Звениговского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» о возложении обязанности принять меры, направленные на передачу объектов водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» в пользование по концессионному соглашению, |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Звениговского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», в котором просил обязать администрацию МО «Исменецкое сельское поселение» устранить нарушения требований Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»; обязать принять меры, направленные на передачу прав пользования объектами водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Звениговского района установлено, что с <дата> в связи с истечением срока действия ранее заключенного с ООО «Звениговский <.....>» договора аренды муниципального имущества № от <дата> на территории МО «Исменецкое сельское поселение» водоснабжение населения осуществляется администрацией МО «Исменецкое сельское поселение». Осуществление администрацией поселения деятельности по водоснабжению населения сопряжено с нарушениями требований законодательства. Водоснабжение населения предполагает подъем воды из артезианских скважин, то есть использование недр, однако, органы местного самоуправления, в силу положений абз. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № «О недрах» не могут являться пользователями недр. Отсутствие на территории поселения специализированной организации, оказывающей услуги по водоснабжению, может явиться препятствием для реализации гражданами права на бесперебойное и надежное снабжение водой. Объекты водоснабжения МО «Исменецкое сельское поселение» были введены в эксплуатацию в период с <дата>, передача объектов водоснабжения и водоотведения должна была осуществляться по концессионному соглашению. Деятельность администрации поселения по водоснабжению населения муниципального образования противоречит требованиям законодательства и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Гилязов Р.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме, объяснял согласно изложенному в иске.
Представитель ответчика администрации МО «Исменецкое сельское поселение» в лице и.о. главы администрации Героевой Г.П. (решение Собрания депутатов № от <дата>) в судебном заседании требования признала, представила суду соответствующее заявление, правовые последствия признания иска разъяснены и понятны.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, что прокуратурой Звениговского района установлено, что с <дата> в связи с истечением срока действия ранее заключенного с ООО «<.....>» договора аренды муниципального имущества № от <дата> на территории МО «Исменецкое сельское поселение» водоснабжение населения осуществляется администрацией МО «Исменецкое сельское поселение».
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения ( п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131-Фз, Закона Республики Марий Эл, Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года № 61-ФЗ «О закреплении за сельскими поселения Республики Марий Эл вопросов местного значения», решением собрания депутатов СО «Исменецкое сельское поселение» от <дата>№ «О принятии части полномочий по решению вопросов местного значения» к полномочиям органов МО «Исменецкое сельское поселение» отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.
Водоснабжение населения предполагает подъем воды из артезианских скважин, то есть использование недр. В силу положений абз. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» органы местного самоуправления не могут являться пользователями недр.
В силу п. 2.10.1 «МДК 3-02-2001 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Договоры холодного водоснабжения, договору водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Отсутствие на территории поселения специализированной организации, оказывающей услуги по водоснабжению, может явиться препятствием для реализации гражданами права на бесперебойное и надежное снабжение водой.
В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 416-ФЗ.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» действие положений ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ распространяется на отношения по аренде объектов водоснабжения и водоотведения государственной или муниципальной собственности, извещение о конкурсе на право аренды, которых опубликованы после 05 декабря 2015 года.
Объекты водоснабжения МО «Исменецкое сельское поселение» были введены в эксплуатацию в период с <дата>, передача объектов водоснабжения и водоотведения должна осуществляться по концессионному соглашению.
Объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность администрации МО «Исменецкое сельское поселение» по водоснабжению населения муниципального образования противоречит требованиям законодательства и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с нормами статей 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Ответчиком представлено заявление о признании исковых требований прокурора Звениговского района. Суд не усматривает оснований для непринятия признания иска. Лицам, участвующим в деле, разъяснены последствия признания иска ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Звениговского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» обязанность течение 12 месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить нарушения требований Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»; принять меры, направленные на передачу прав пользования объектами водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.