ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-430/2018 от 21.05.2018 Звениговского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-430/2018Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Звенигово 21 мая 2018 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием помощника прокурора Гилязова Р.Ф., от ответчика администрации МО «Исменецкое сельское поселение» Героевой Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Звениговского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» о возложении обязанности принять меры, направленные на передачу объектов водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» в пользование по концессионному соглашению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Звениговского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», в котором просил обязать администрацию МО «Исменецкое сельское поселение» устранить нарушения требований Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»; обязать принять меры, направленные на передачу прав пользования объектами водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Звениговского района установлено, что с <дата> в связи с истечением срока действия ранее заключенного с ООО «Звениговский <.....>» договора аренды муниципального имущества от <дата> на территории МО «Исменецкое сельское поселение» водоснабжение населения осуществляется администрацией МО «Исменецкое сельское поселение». Осуществление администрацией поселения деятельности по водоснабжению населения сопряжено с нарушениями требований законодательства. Водоснабжение населения предполагает подъем воды из артезианских скважин, то есть использование недр, однако, органы местного самоуправления, в силу положений абз. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года «О недрах» не могут являться пользователями недр. Отсутствие на территории поселения специализированной организации, оказывающей услуги по водоснабжению, может явиться препятствием для реализации гражданами права на бесперебойное и надежное снабжение водой. Объекты водоснабжения МО «Исменецкое сельское поселение» были введены в эксплуатацию в период с <дата>, передача объектов водоснабжения и водоотведения должна была осуществляться по концессионному соглашению. Деятельность администрации поселения по водоснабжению населения муниципального образования противоречит требованиям законодательства и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Гилязов Р.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме, объяснял согласно изложенному в иске.

Представитель ответчика администрации МО «Исменецкое сельское поселение» в лице и.о. главы администрации Героевой Г.П. (решение Собрания депутатов от <дата>) в судебном заседании требования признала, представила суду соответствующее заявление, правовые последствия признания иска разъяснены и понятны.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела, что прокуратурой Звениговского района установлено, что с <дата> в связи с истечением срока действия ранее заключенного с ООО «<.....>» договора аренды муниципального имущества от <дата> на территории МО «Исменецкое сельское поселение» водоснабжение населения осуществляется администрацией МО «Исменецкое сельское поселение».

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения ( п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 131-Фз, Закона Республики Марий Эл, Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года № 61-ФЗ «О закреплении за сельскими поселения Республики Марий Эл вопросов местного значения», решением собрания депутатов СО «Исменецкое сельское поселение» от <дата> «О принятии части полномочий по решению вопросов местного значения» к полномочиям органов МО «Исменецкое сельское поселение» отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.

Водоснабжение населения предполагает подъем воды из артезианских скважин, то есть использование недр. В силу положений абз. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» органы местного самоуправления не могут являться пользователями недр.

В силу п. 2.10.1 «МДК 3-02-2001 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Договоры холодного водоснабжения, договору водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Отсутствие на территории поселения специализированной организации, оказывающей услуги по водоснабжению, может явиться препятствием для реализации гражданами права на бесперебойное и надежное снабжение водой.

В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 416-ФЗ.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» действие положений ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ распространяется на отношения по аренде объектов водоснабжения и водоотведения государственной или муниципальной собственности, извещение о конкурсе на право аренды, которых опубликованы после 05 декабря 2015 года.

Объекты водоснабжения МО «Исменецкое сельское поселение» были введены в эксплуатацию в период с <дата>, передача объектов водоснабжения и водоотведения должна осуществляться по концессионному соглашению.

Объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность администрации МО «Исменецкое сельское поселение» по водоснабжению населения муниципального образования противоречит требованиям законодательства и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с нормами статей 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Ответчиком представлено заявление о признании исковых требований прокурора Звениговского района. Суд не усматривает оснований для непринятия признания иска. Лицам, участвующим в деле, разъяснены последствия признания иска ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Звениговского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» обязанность течение 12 месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить нарушения требований Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»; принять меры, направленные на передачу прав пользования объектами водоснабжения муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.