ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-430/2021 от 22.01.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 2- 430\ 2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2021 года г.Астрахань

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Бутыриной О.П.

При секретаре Сапаровой А.Ш.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственной инспекции труда в Астраханской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликтов интересов от 23 ноября 2020 года

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликтов интересов от 23 ноября 2020 года, указав в обоснование своих требований, что была принята в Государственную инспекцию труда в Астраханской области 01.06.2015г. на должность государственного инспектора труда отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации, 02.11.2015 переведена на должность главного государственного инспектора вышеуказанного отдела, 24.10.2018г. переведена на должность заместителя начальника отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства, 18.12.2018г. переведена на должность заместителя начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев. 20.05.2020г. уволена по инициативе гражданского служащего в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.06.2005 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

09.11.2020г. в связи с прохождением процедуры трудоустройства обратилась в Государственную инспекцию труда Астраханской области с заявлением о даче согласия (отказа) на замещение должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

На заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликтов интересов ей отказано в замещении должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка», что подтверждается Протоколом заседания Комиссии от 23.11.2020г. №5.

Решение Комиссии истец считает необоснованным и подлежащим отмене, поскольку в протоколе от 23.11.2020г. заседания Комиссии фактически отказ в замещении должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» не мотивирован, комиссией лишь был установлен факт того, что истцом проводились в отношении данной организации проверочные мероприятия; в заседании Комиссии определяемые председателем комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой истцом, не участвовали, в связи с чем, по мнению истца, состав Комиссии является неправомочным, а принятое Комиссией решение незаконным.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, просили суд в иске отказать в полном объеме, полагая, что оснований для отмены решения комиссии не имеется.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3.1 ст. 17 Федерального закона N 79 от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решение Комиссии не должно ограничивать гражданина в его конституционном праве на осуществление труда, органы государственной власти должны руководствоваться принципом соблюдения баланса интересов, как государства, так и конкретного гражданина.

Судом установлено, что ФИО2 09 ноября 2020 года подала заявление в Государственную инспекцию труда Астраханской области о даче согласия(отказа) на замещение должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

В соответствии с абз.2 пп. «б» п.16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ РТ 01.07.2010 № 821, данное заявление явилось основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликта интересов.

Как следует из представленных документов в материалы гражданского дела, ФИО2 была принята в Государственную инспекцию труда в Астраханской области 01.06.2015г. на должность государственного инспектора труда отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации, 02.11.2015 переведена на должность главного государственного инспектора вышеуказанного отдела, 24.10.2018г. переведена на должность заместителя начальника отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства, 18.12.2018г. переведена на должность заместителя начальника отдела надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев. 20.05.2020г. уволена по инициативе гражданского служащего в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.06.2005 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Все вышеуказанные должности, замещаемые ФИО2 включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости, при замещении которых обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги(супруга) и несовершеннолетних детей.

23 ноября 2020 года на основании заявления ФИО2 от 09.11.2020 года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликта интересов.

Как следует из п. 24 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Положение), по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Согласно протоколу заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликтов от 23.11.2020 г., комиссия приняла решение об отказе в замещении должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

Основанием для принятия решения об отказе послужили следующие обстоятельства.

ФИО2 в сентябре 2019 года в отношении АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» проводилось расследование несчастного случая с рабочим Транспортного цеха (водитель погрузчика 6 разряда) ФИО5 с летальным исходом - защемление между неподвижным и движущимся предметом, деталями и машинами.

По окончанию расследования ФИО2 в декабре 2019 года была инициирована внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения по ст. 212, 225 ТК РФ, организации выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Вместе с тем, вопрос о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц, по факту выявленных нарушений как в ходе расследования несчастного случая, так и по результатам внеплановой проверки, ФИО2 не решен вплоть до момента увольнения.

ФИО2 сообщила членам Комиссии, что ранее в Государственной инспекции труда в Астраханской области замещала должность государственной гражданской службы заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев и в рамках своих должностных обязанностей в период с 19.09.2019 г. по 16.10.2019 г. расследовала несчастный случай водителем погрузчика 6 разряда участка по разработке серных карт и погрузке серы в полувагоны и автомобили автоколонным № 3 Транспортного цеха АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» ФИО6, в последствии в соответствии с разделом 7 «Проведение внеплановых проверок по факту несчастного случая» Методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев утвержденных Федеральной службой по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ ею в АГПЗ филиала ООО «Газпром переработка» инициирована внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства. Однако административное производство по результатам несчастного случая и проведенной проверки возбуждено не было в виду большого объема работы и большого количества проверок.

В марте 2020 года от сотрудника Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» ФИО7, ФИО1 поступило предложение трудоустроиться в вышеуказанный цех на должность ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

В последствии данное предложение ФИО2 рассмотрено положительно, 20.05.2020 г. она освобождена от замещаемой должности и 21.05.2020 г. трудоустроена в Транспортный цех АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

Вместе с тем, ФИО2 необходимые меры, направленные на урегулирование конфликта интересов не предприняты, уведомление о личной заинтересованности, которая может привести к указанному конфликту на имя руководителя не поступало, служебная записка о необходимости поручить рассмотрение вопроса о возбуждении административного производства по результатам расследования несчастного случая и проведенной внеплановой проверки в отношении АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» другому должностному лицу, также не поступала.

Ранее Комиссия рассматривала сообщение директора завода АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу бывшего государственного служащего ФИО1 25.04.1984г.р., замещавшей должность государственной гражданской службы заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев Государственной инспекции труда в Астраханской области, в процессе которого Комиссией был установлен факт нарушения ФИО2 требований п. 3.1, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В результате чего Комиссией было принято решение, что замещение ФИО2 на условиях трудового договора должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и рекомендовано руководителю Государственной инспекции труда в Астраханской области проинформировать об указанных обстоятельствах Прокуратуру Астраханской области и АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

ФИО2 по данному факту поясняла, что действительно ранее ею был нарушен порядок трудоустройства на должность ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» предусмотренный требованиями п. 3.1, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 05.11.2020 года она уволилась с АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» по собственной инициативе, чтобы вновь трудоустроиться на вышеуказанную должность в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» с соблюдением ранее нарушенных ею правил.

На основании анализа представленной информации Комиссия пришла к выводу о наличии возможности использования ФИО2 в ходе исполнения обязанностей ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» знаний, умений и навыков полученных в период замещения должности государственной гражданской службы, с целью противодействия объективному и всестороннему проведению возможных надзорноконтрольных мероприятий в отношении АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

Данное решение является законным и обоснованным, принятым с учетом установленных обстоятельств.

Суд соглашается с доводом истца о том, что факт осуществления истцом в период прохождения государственной гражданской службы отдельных функций государственного управления АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» является лишь основанием для рассмотрения Комиссией заявления о даче согласия на заключение трудового договора с этой организацией, но не является основанием для отказа в даче такого согласия.

Такой вывод основан на нормах ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации”, ч. 1 ст. 12Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 24 Положения N 821.

Вместе с тем, этот вывод учтен ответчиком лишь в качестве обоснования рассмотрения заявления истца и разрешения его по существу. В оспариваемом решении, помимо такого вывода, содержится и иной вывод о повышении вероятности возникновения конфликта интересов при работе истца в должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

Этот вывод является обоснованным, принимая во внимание требования закона о приоритетности мер по предупреждению коррупции (подп. "а" п. 2 ст. 1подп. "а" п. 2 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Необходимость получения согласия на заключение трудового договора государственным гражданским служащим при трудоустройстве в иную организацию в течение двух лет после прекращения государственной гражданской службы, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, обусловлена, в т.ч. и принятием мер по предупреждению коррупции в органах государственной власти, где ранее работал гражданский служащий.

Из имеющихся в материалах дела документов следует и не оспаривается сторонами, что при работе у ответчика истец занимала должность заместителя начальника отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев.

В обязанности истца входили функции по организации и проведению проверок выполнения, юридическими лицами, установленных в соответствии с трудовым законодательством требований к охране труда и безопасности условий работы, качество, правомерность, законность, обоснованность составляемых актов, по результатам проводимых проверок выносились предписания, составлялись протоколы об административных правонарушениях, проверялась полнота принимаемых по результатам проверок мер и др.

Компетенция отдела, где работал истец, распространялась на требования, предъявляемые к организации, куда истец приняла решение трудоустроиться.

Таким образом, истец при осуществлении гражданской службы выполняла функции государственного контроля в отношении завода АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» (проводились проверки работы этой организации, в том числе и перед непосредственным увольнением ). При работе в качестве ведущего инженера по охране труда, представляя интересы этого юридического лица, истец неизбежно вынуждена будет вступать в правоотношения по роду деятельности со своими бывшими коллегами, подчиненными ей ранее по службе и имеющими право в настоящее время проводить проверки в отношении организации, где намеревается работать истец.

Этот вывод является обоснованным, принимая во внимание требования закона о приоритетности мер по предупреждению коррупции (подп. "а" п. 2 ст. 1подп. "а" п. 2 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Необходимость получения согласия на заключение трудового договора государственным гражданским служащим при трудоустройстве в иную организацию в течение двух лет после прекращения государственной гражданской службы, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, обусловлена, в т.ч. и принятием мер по предупреждению коррупции в органах государственной власти, где ранее работал гражданский служащий.

Таким образом, доводы истца о том, что отказ в замещении должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» не мотивирован, являются не обоснованными и опровергаются исследованными по делу доказательствами.

Суду, как и Комиссии представлена информация о проведенных ФИО2 проверках и расследованиях несчастных случаев за период 2019-2020 годы, представлен должностной регламент заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда отдела по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и расследованию несчастных случаев Государственной инспекции труда в Астраханской области, должностные обязанности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

Давая оценку установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что отказ истцу в замещении должности является законным и обоснованным, мотивированным и не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца в трудовых правоотношениях, а именно в части трудоустройства и работы в должности ведущего инженера по охране труда Транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Согласно п. 40 Положения в заседаниях аттестационных комиссий при рассмотрении вопросов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, участвуют лица, указанные в пункте 13 настоящего Положения.

Пунктом 13 положения установлено, что в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

а) непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос.

Все указанные требования ответчиком были соблюдены, в подтверждение чего суду представлены приказ № 65 от 21 октября 2020 года об утверждении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Астраханской области и урегулированию конфликта интересов»; протокол заседания комиссии с указанием всех членов комиссии, присутствующих при рассмотрении 23 ноября 2020 года.

Данный состав комиссии образован в полном соответствии и с соблюдением Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О противодействии коррупции».

Каких-либо нарушений при принятии решения Комиссией по рассмотрению уведомления ФИО2 23 ноября 2020 года допущено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ ФИО2 в замещении должности ведущего инженера по охране труда транспортного цеха в АГПЗ филиал ООО «Газпром переработка» является правомерным и обоснованным. Отказ в даче согласия, в том числе, направлен на предупреждение коррупционных проявлений, он должным образом мотивирован, а потому нет оснований для признания его незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.

Судья: О.П. Бутырина