ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-431011 от 26.12.2011 Первомайского районного суда (Ярославская область)

                                                                                    Первомайский районный суд Ярославской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Первомайский районный суд Ярославской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        2-431011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Мартыненко Т.Ф.

при секретаре Смирновой Н.В.

с участием прокурора Кузнецовой И.В.

представителя администрации МР ФИО1

рассмотрев открытом судебном заседании в п. Пречистое 26 декабря 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора о признании недействующим нормативно-правовых актов в части

установил:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, указав в обоснование требований, что прокуратурой Первомайского района Ярославской области в ноябре 2011 г. проведен мониторинг нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в ходе которого установлено, что 09.06.2011 г. Администрацией Первомайского муниципального района принято постановление № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг»; данное постановление не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В силу п. 2 ст. 1 ФЗ установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Однако, в подп. «В» п. 18 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (утв. постановлением Администрацией Первомайского муниципального района принято № 351 от 09.06.2011 г.) установлено, что Административный регламент в разделе досудебного порядка обжалования решений (действий) органов, исполняющих муниципальную функцию, а также их должностных лиц, должен содержать перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы. Так же в подп. «В» п. 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (утв. постановлением Администрацией Первомайского муниципального района принято № 351 от 09.06.2011 г.) определено, что Административный регламент предоставления муниципальных услуг в разделе досудебного порядка обжалования решений (действий) органов, предоставляющих муниципальную услугу, а также их должностных лиц, должен содержать перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы (претензии). В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалобы подлежат обязательному рассмотрению. Федеральным законом лишь определены случаи, когда ответ на обращение не дается или когда оно остается без рассмотрения по существу поставленных вопросов. Оснований для оставления жалобы в целом без рассмотрения и приостановления ее рассмотрения Федеральный закон не предусматривает.Таким образом, постановление Администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг», в части регламентации порядка рассмотрения обращений граждан, оснований для приостановления рассмотрения жалоб издано с превышением пределов компетенции, так как правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в органы местного самоуправления, в том числе порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству. В связи с вышеуказанными нарушениями, 25.11.2011 г. прокурором района внесен протест на постановление Администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» с требованием о приведении его в соответствие с Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ответа администрации Первомайского муниципального района от 09.12.2011 г. №01-17/1445 на протест прокурора от 25.11.2011 г., протест прокурора отклонен. В силу п. 3 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 настоящего Кодекса. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов в части. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор обращается с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение федерального законодательства при принятии и исполнении обжалуемого нормативного правового акта грубо нарушает права граждан на своевременное рассмотрение обращений и просит признать Постановление Администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» противоречащим федеральному законодательству в части; признать подп. «В» п. 18 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (утв. постановлением Администрацией Первомайского муниципального района принято № 351 от 09.06.2011 г.) недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы» признать подп. «В» п. 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (утв. постановлением Администрацией Первомайского муниципального района принято № 351 от 09.06.2011 г.) недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы и обязать администрацию Первомайского МР привести Постановление Администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011 г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» в соответствие с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор требования поддержал

Представитель администрации в лице ФИО1 (доверенность постоянная), требования прокурора не признала.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативно-правового акта противоречащим закону.

В силу ФЗ» О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления и должностными лицами.

Оспариваемое Постановление от 09.06.2011г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» было постановлено Главой муниципального района, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, где в подпункте «в» пункта 18 указано « в разделе, касающемся досудебного(внесудебного) порядка обжалования решений и действий(бездействия)органов, исполняющих муниципальную функцию, а также их должностных лиц, указываются… исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается…»; Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в подпункте «в» пункта 15 « в разделе, касающемся досудебного( внесудебного) порядка обжалования решений и действий( бездействия) органов, предоставляющих муниципальную услугу, а также их должностных лиц, указываются… исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы(претензии) и случаев, в которых ответ на жалобу( претензию) не дается. …»

Из ответа Администрации МР на протест усматривается, что «Постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011г. № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» принято в четком соответствии с Постановлением правительства РФ от 16.05.2011го № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг, со ссылкой на п. 6 данного постановления.

Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу, что данный пункт постановления носит рекомендательный характер « рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением…» и не является обязательным.

В соответствии с ФЗ» О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» жалобы подлежат обязательному рассмотрению.

Данным ФЗ лишь определены случаи, когда ответ на обращение не дается или когда оно остается без рассмотрения по существу поставленных вопросов.

Оснований для оставления жалобы в целом без рассмотрения и приостановления ее рассмотрения ФЗ не предусматривает.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обращение, поступившее в государственный орган, в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению

Порядок рассмотрения отдельных обращений, закрепленный в ст. 11 данного ФЗ, не означает отказа в рассмотрении обращений, а заключается в ненаправлении ответа заявителю, непроведения проверки по существу доводов заявителя или в даче разъяснений заявителю.

Оценивая материалы дела, учитывая, что в соответствии со ст. 7 п.4 ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что постановление администрации Первомайского МР от 09.06.2011г. № 351 « О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» в части регламентации порядка рассмотрения обращений граждан, оснований для приостановления рассмотрения жалоб постановлено с превышением пределов компетенции, поскольку правоотношения, связанные с реализацией граждан права обращения в органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются именно ФЗ»О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

Сопоставляя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд признает указанные нормативно-правовые акты противоречащими федеральному законодательству в части и считает необходимым удовлетворить требования прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ

решил:

Заявление прокурора удовлетворить.

Признать постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011года № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» противоречащим федеральному законодательству в части; подпункт «в» пункта 18 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций», утвержденного постановлением администрации Первомайского МР от 09.06.2011г № 351, недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы; подпункт «в» пункта 15 «Порядка разработки и утверждения административных регламе6нтов предоставления муниципальных услуг», утвержденного постановлением администрации Первомайского МР от 09.06.2011г. № 351 недействующим в части установления перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы.

Обязать администрацию Первомайского МР привести Постановление администрации Первомайского муниципального района от 09.06.2011года № 351 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» в соответствие с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней через Первомайский райсуд

Судья Мартыненко Т.Ф.