ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4310/2021 от 16.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД 59RS0004-01-2021-006694-41

Дело № 2-4310/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 г. г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием истца ФИО3,

представителя Департамента образования администрации г. Перми ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 ФИО8, действующей в интересах несовершенного ФИО6 ФИО9, к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,

установил:

ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО7, обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему ФИО6 ФИО10ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием ребенка в МДОО территории <Адрес> с учетом территориальной доступности.

В обоснование заявленных требований ФИО3 указывает о том, что она является матерью несовершеннолетних ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они зарегистрированы и проживают по адресу: <Адрес>. Несовершеннолетний ФИО4 своевременно зарегистрирован в отделе образования <Адрес> для направления в МДОО по месту жительства.

В настоящий момент ФИО7 зачислен в группу кратковременного пребывания МАДОУ «Конструктор успеха». Вместе с тем, ребенку необходимо место в группе полного дня в МДОО на закрепленной территории г. Перми с учетом территориальной доступности. В приоритете рассматривается место в группе с 12-часовым пребыванием ребенка в МАДОУ «Конструктор успеха», в которое также зачислена ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С целью реализации права на дошкольное образование ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с просьбой предоставить ее сыну место в МДОО. Департаментом в ответе -И-2243 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении места в МДОО в группе полного пребывания отказано, предложено рассмотреть возможность получения 4-часовой услуги дошкольного образования в МАДОУ «Конструктор успеха», с чем она не согласна. Полагает, что орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять какую группу по времени пребывания предоставлять тому или иному ребенку. Нахождение ребенка в группе полного дня позволяет родителю осуществлять трудовую деятельность в течение полного рабочего дня с целью содержания себя и ребенка.

Истец в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований, указывая, что ее ребенку в настоящее время 1 год и 8 мес., она является многодетной матерью и в настоящее время беременна. Сыну ФИО7 предоставлено место в МАДОУ «Конструктор успеха», но только на 4 часа, на полный день место в дошкольном образовательном учреждении предоставлять отказываются, несмотря на то, что она согласна на замену детского дошкольного образовательного учреждения, но чтобы ребенок там находился 12 часов.

Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что несовершеннолетнему ФИО4 услуга дошкольного образования предоставлена в МАДОУ «Конструктор успеха» <Адрес> в группе кратковременного пребывания на 4 часа. Предоставление 12-часовой услуги дошкольного образования в МАДОУ «Конструктор успеха» является невозможным на 2021-2022 учебный год, так как места на 12-часовую услугу дошкольного образования предоставлены детям, родившимся до ДД.ММ.ГГГГ, и 2018, ДД.ММ.ГГГГ года рождения льготной категории граждан. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между законными представителями несовершеннолетнего и МАДОУ «Конструктор успеха» <Адрес> заключен договор об оказании образовательных услуг по образовательным программам дошкольного образования. Организация общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в МОУ осуществляется Департаментом путем распределения детей в МОУ по дате рождения согласно закрепленной территории <Адрес> за подведомственными муниципальными образовательными учреждениями. МАДОУ «Конструктор успеха» <Адрес> закреплено за территорией, на которой проживает несовершеннолетний (<Адрес>). Данный детский сад расположен на территории муниципального образования <Адрес>, в котором имеется развития транспортная инфраструктура, в том числе общественного транспорта, что свидетельствует о территориальной доступности муниципального образовательного учреждения. Совершение иных действий для реализации права несовершеннолетнего на получение дошкольного образования со стороны департамента не требуется. Поэтому нарушения права несовершеннолетнего на получение дошкольного образования со стороны департамента отсутствует. Кроме того, истец не лишена права при необходимости, по мере освобождения мест в предпочитаемом МАДОУ осуществить перевод несовершеннолетнего в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность. Департаментом приняты все меры по устройству несовершеннолетнего в МАДОУ в целях обеспечения его права на получение дошкольного образования.

Данная позиция изложена в письменном отзыве Департамента на заявленные требования (л.д. 36-37).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст.44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4).

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В судебном заседании установлено и из представленных суду документов следует, что ФИО3 является матерью несовершеннолетних ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается пояснениями истца в судебном заседании, свидетельством о рождении ФИО4 (л.д.23).

На момент рассмотрения дела несовершеннолетнему ФИО7 исполнилось 1 год 8 месяцев 10 дней.

Несовершеннолетний ФИО7 проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства, то есть в <Адрес> (л.д.24).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ- Департамент сообщил истцу о том, что в период комплектования на 2021-2022 учебный год в желаемые МДОУ места предоставлены детям, родившимся до ДД.ММ.ГГГГ, и 2018, ДД.ММ.ГГГГ года рождения льготной категории граждан. Кроме того, при наличии у заявителя льготы, Департаментом предложено рассмотреть возможность получения несовершеннолетним 4-часовой услуги дошкольного образования в МАДОУ «Конструктор успеха» <Адрес>. 12-часовая услуга дошкольного образования ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту проживания будет предоставлена согласно движению детей в регистре по дате рождения, а также с учетом льгот, имеющихся у родителей (л.д.21-22)

В настоящее время несовершеннолетний ФИО4 зачислен в группу кратковременного пребывания МАДОУ «Конструктор успеха», расположенное по адресу: <Адрес> (на 4 часа). Данное МАДОУ закреплено за местом проживания несовершеннолетнего ФИО4

Вместе с тем, с данной услугой истец не согласна, поскольку она не позволяет ребенка водить в детский сад на полный рабочий день, в полной мере осуществлять трудовую деятельность, чтобы обеспечивать себя и детей.

В соответствии с п. 1.3 Положения о порядке организации общедоступного образования, присмотра и ухода в муниципальных образовательных учреждениях <Адрес>, утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что организация общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в МОУ осуществляется Департаментом образования администрации <Адрес> путем распределения детей МОУ по дате рождения согласно закреплению территорий <Адрес> за подведомственными муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программу дошкольного образования.

Пунктом 3.8.5 предусмотрено, что в случае отсутствия свободных мест в желаемых МДОУ (приоритетных и дополнительных) распределение мест детям осуществляется в другие МДОУ района (другого района <Адрес>).

Пунктом 3.9 предусмотрено, что формирование Списков по каждому МОУ в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием осуществляется специалистами РОО на основании данных от руководителей МОУ и подтверждающих документов от родителей (законных представителей) в следующие периоды:

основной - на следующий учебный год в группы с 12-часовым пребыванием - с 1 апреля по 15 апреля текущего года (п.3.7.1);

дополнительный - в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием - с 17 по 30 мая текущего года (п.3.7.2);

с 1 сентября в течение учебного года - в группы с 12-часовым и 4-часовым пребыванием - при наличии свободных мест (освободившиеся, дополнительно созданные) (п.3.7.3).

В силу п.3.9 Положения формирование Списков в дополнительный период осуществляется в следующем порядке:

- п. 3.9.1 в группы с 12-часовым пребыванием на свободные (освободившиеся, вновь созданные) по результатам комплектования в основной период;

- п. 3.9.2 в группу кратковременного пребывания для получения 4-часовой услуги дошкольного образования на основании заявления родителя (законного представителя). При этом ребенок остается включенным в регистр на получение 12-часовой услуги дошкольного образования.

На основании п. 3.10 Положения формирование Списка в течение учебного года на предоставление 12-часовой и 4-часовой услуги дошкольного образования осуществляется на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места со дня получения информации от руководителя МОУ 2 раза в месяц (до 5 и 20 числа).

Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку место ребенку в детском саду с 12-часовой образовательной услугой с учетом территориальной, в том числе транспортной доступности посещения детского сада, ответчиком не предоставлено.

Доводы Департамента о том, что несовершеннолетнему предоставлено место в МАДОУ «Конструктор успеха» <Адрес>, в связи с чем обязанность по обеспечению несовершеннолетнего местом в МДОУ надлежащим образом исполнена, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку несовершеннолетнему предоставлена 4-хчасовая услуга дошкольного образования, которая приводит к ограничению доступа ребенка к общедоступному бесплатному дошкольному образованию.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний достиг установленного законом возраста, в связ, с чем имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении места в детском саду для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако 12-часовая услуга дошкольного образования до настоящего времени несовершеннолетнему не предоставлена, что свидетельствует о наличии нарушения прав несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава <Адрес> организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес>. Из положения о департаменте образования администрации <Адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что департамент образования администрации <Адрес> является функциональным органом администрации <Адрес> (п. 1.1).

Департамент образования администрации <Адрес> не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации <Адрес> наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации <Адрес> исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Принимая во внимание, что несовершеннолетний ФИО4 проживает на территории муниципального образования <Адрес>, учитывая принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п. 2.1 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П (это безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям), суд приходит к выводу, что место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему должно быть предоставлено на территории <Адрес> в пределах территориальной доступности.

При таких обстоятельствах, требования истца о возложении обязанности предоставить ФИО4 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на 12-часовую услугу дошкольного образования на территории <Адрес> на закрепленной территории <Адрес> с учетом принципа территориальной доступности подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать Департамент образования администрации <Адрес> предоставить несовершеннолетнему ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории <Адрес> с учетом территориальной доступности.

Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.