25RS0001-01-2022-006006-26
Дело № 2-500/2023
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Воробьева В.А., при секретаре Абашевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс», компании Grintsurt Limited,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс» (ИНН №, ОГРН №) (ООО «ДЖАЛ»), в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Токидоки» (агент, третье лицо) и ФИО1 (принципал, истец) заключён агентский договор №, согласно которому агент обязался за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
В силу п. 1.2 указанного договора, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают у принципала.
П. 1.3 договора предусмотрено, что юридические и фактические действия заключаются в подборе и покупке транспортного средства в виде запчастей на автомобильных аукционах Японии, разборке, таможенному оформлению узлов и агрегатов в <адрес>, последующей сборке и доставке указанного ТС до <адрес>, в соответствии с заявкой принципала.
Согласно приложению №, стороны согласовали следующие требования к транспортному средству: автомобиль BMW 7 серия, цвет черный или белый, год выпуска 2002-2009, левый руль, доставка в <адрес>. Согласно п. 1.3 агентского договора, агент в праве в целях исполнения указанного договора заключить субагентский договор с третьим лицом. Согласно п. 3.1.2 агентского договора, принципал обязан своевременно произвести оплату путем перечисления на расчетный счет денежных средств, необходимые для исполнения агентского договора. Согласно п. 3.2.1 агентского договора, агент обязан гарантировать доставку ТС в порт погрузки и отправку его до порта выгрузки. Согласно п. 4.1 агентского договора, стоимость транспортного средства (ТС) состоит из неизменной части (оплата расходов на приобретение и доставку ТС в Японии и вознаграждение агента) и изменяемой части (таможенная пошлина, расходы по таможенному оформлению, ЖД доставка).
Согласно п. 4.2.2 агентского договора в течение двух дней с момента проведения аукциона, по результатам которого ТС было приобретено агентом по заявке принципала, принципал вносит в полном объеме аукционную стоимость ТС и все затраты по японской стороне, согласно выставленного инвойса. В силу п. 5.1 агентского договора, поставка заказанного и приобретенного автомобиля осуществляется на участке «Япония - порт Владивосток» судами российских или зарубежных компаний в соответствии с графиком движения судов.
В соответствии с п. 6.2 договора, агент несет ответственность за порчу, повреждение или недостачу груза в рамках данного договора, указанную в п. 3.1.6 агентского договора.
Согласно п. 3.1.6 агентского договора, агент несет ответственность за сохранность транспортного средства и его повреждения, произошедшие на этапе доставки из г, Владивостока в <адрес>.
Таким образом, ООО «Токидоки» (агент) несет ответственность перед истцом (принципалом) за сохранность транспортного средства на этапе его доставки из <адрес> в <адрес>. Также ООО «Токидоки» обязано гарантировать доставку ТС в порт погрузки и отправку его до порта выгрузки. Согласно условиям договора, ООО «Токидоки» не несет ответственность за доставку автомобиля на этапе с момента его погрузки в порту отправки (Япония) до момента его прибытия в порт выгрузки (<адрес>). Действуя в рамках указанного договора, ООО «Токидоки» передало истцу инвойс продавца Autocom Japan Inc. (компания, находящаяся в Японии) от ДД.ММ.ГГГГ№ на оплату приобретаемого транспортного средства марки BMW, номер шасси №, год 2009, цвет белый (далее автомобиль). Согласно указанному инвойсу, стоимость автомобиля составила 450 000 японских йен, стоимость доставки автомобиля морским транспортом (фрахт) в <адрес> на условиях FOB составила 180 000 японских йен. Общая сумма (стоимость товара и стоимость доставки) составила 630 000 японских йен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в банке ПАО «Левобережный» осуществил платеж в размере 630 000 японских йен указанной в инвойсе компании Autocoin Japan Inc., расположенной по адресу 89-6 Prime Tower, 6F Yamashito-Cho Naka-Ku Yokohama Kanagawa Japan (Заявление на перевод №).
В назначении платежа указал «PAYMENT FOR BMW Chassis No № FOR PERSONAL USE UNDER INV VIT-04-№» (платеж за BMW шасси № для личного использования согласно инвойсу № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, истец ФИО1 исполнил свои обязательства и осуществил оплату за приобретение транспортного средства BMW шасси № и его доставку из Японии в <адрес> на условиях FOB.
Во исполнения указанных требований, Autocom Japan Inc. (грузоотправитель) осуществило передачу автомобиля для доставки из Японии в <адрес>
Так, коносаментом №#AN-3, выданному ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено следующее: грузоотправитель: Autocom Japan Inc., Грузополучатель и сторона, которая должна быть уведомления о поступлении груза ООО «Мирель Авто», адрес <адрес>, 690014, <адрес> офис 103. Порт погрузки - <адрес> (Япония), порт выгрузки - <адрес> (Россия). Перевозчик - торговое судно «Ангара». Автомобиль BMW шасси WBAHL№ указан в приложении к указанному коносаменту под порядковым номером №.
Согласно международным правилам толкования торговых терминов Икотермс 2010 (http://incoterms.iccwbo.ru/pravila-incotenns-inkoterms), термин FOB (Free on Board / Свободно на борту) означает, что «товар погружается на судно заказчика». Указание на условия FOB означает, что продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Также на него возложены обязанности по очистке товара от пошлин (при экспортной поставке). Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна.
Таким образом, согласно коносаменту №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ, компания Autocom Japan Inc. исполнила свои обязательства по доставке, погрузив машину на борт суда «Ангара». При этом грузополучателем является ООО «Мирель Авто».
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Мирель Авто», ИНН №, ОГРН № зарегистрировано по адресу 690090, <адрес>, г <адрес>. Ранее до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мирель Авто» имело адрес государственной регистрации 690014, <адрес>, г <адрес> - который полностью совпадает с адресом, указанным в коносаменте №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Доставку (морскую перевозку) указанного груза осуществляла компания ООО «Джал».
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «ДЖАЛ» (ООО «Джапэн Авто Лайнс»), ИНН № ОГРН № имеет адрес государственной регистрации 690014, <адрес>, г Владивосток, <адрес> который полностью совпадает с адресом, указанным в коносаменте №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем из средств массовой информации истцу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ на судне «Ангара», которое везло 570 подержанных автомобилей из Японии во Владивосток, произошёл пожар. По предварительной информации, в грузовом отсеке загорелся один из автомобилей, который везли из Японии во Владивосток. Трюмы судна выгорели.
Компания-перевозчик ООО «Джапэн Авто Лайнс» неоднократно сообщало, что что именно оно управляет грузовым судном «Ангара» и являлось перевозчиком, осуществляло доставку (перевозку) данного груза в день пожара на данном судне. В связи с чем, гарантирует выплату компенсации за утраченный груз, находившийся на указанном суде «Ангара».
Однако на дату рассмотрения иска ни автомобиль, ни компенсация за автомобиль истцу не переданы.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по ходатайству истца привлечена иностранная компания Grintsurt Limited, в соответствии с уточненными требованиями, истец просит взыскать с ответчиков солидарно стоимость утраченного груза и фрахта в размере 630 000 японских иен, неустойку, потребительский штраф.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям иска с дополнениями.
Представитель ответчика ООО «Джал» настаивала на доводах своих письменных возражений, ссылаясь на отсутствие договорных отношений с истцом.
Представитель компании Grintsurt Limited признавал факт того, что компания является судовладельцем и выразил готовность возместить причиненный ущерб.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности. суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Токидоки» (агент, третье лицо) и ФИО1 (принципал, истец) заключён агентский договор №, согласно которому агент обязался за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
В силу п. 1.2 указанного договора, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают у принципала.
П. 1.3 договора предусмотрено, что юридические и фактические действия заключаются в подборе и покупке транспортного средства в виде запчастей на автомобильных аукционах Японии, разборке, таможенному оформлению узлов и агрегатов в <адрес>, последующей сборке и доставке указанного ТС до <адрес>, в соответствии с заявкой принципала.
Согласно приложению №, стороны согласовали следующие требования к транспортному средству: автомобиль BMW 7 серия, цвет черный или белый, год выпуска 2002-2009, левый руль, доставка в <адрес>. Согласно п. 1.3 агентского договора, агент в праве в целях исполнения указанного договора заключить субагентский договор с третьим лицом. Согласно п. 3.1.2 агентского договора, принципал обязан своевременно произвести оплату путем перечисления на расчетный счет денежных средств, необходимые для исполнения агентского договора. Согласно п. 3.2.1 агентского договора, агент обязан гарантировать доставку ТС в порт погрузки и отправку его до порта выгрузки. Согласно п. 4.1 агентского договора, стоимость транспортного средства (ТС) состоит из неизменной части (оплата расходов на приобретение и доставку ТС в Японии и вознаграждение агента) и изменяемой части (таможенная пошлина, расходы по таможенному оформлению, ЖД доставка).
Согласно п. 4.2.2 агентского договора в течение двух дней с момента проведения аукциона, по результатам которого ТС было приобретено агентом по заявке принципала, принципал вносит в полном объеме аукционную стоимость ТС и все затраты по японской стороне, согласно выставленного инвойса. В силу п. 5.1 агентского договора, поставка заказанного и приобретенного автомобиля осуществляется на участке «Япония - порт Владивосток» судами российских или зарубежных компаний в соответствии с графиком движения судов.
В соответствии с п. 6.2 договора, агент несет ответственность за порчу, повреждение или недостачу груза в рамках данного договора, указанную в п. 3.1.6 агентского договора.
Согласно п. 3.1.6 агентского договора, агент несет ответственность за сохранность транспортного средства и его повреждения, произошедшие на этапе доставки из г, Владивостока в <адрес>.
Таким образом, ООО «Токидоки» (агент) несет ответственность перед истцом (принципалом) за сохранность транспортного средства на этапе его доставки из <адрес> в <адрес>. Также ООО «Токидоки» обязано гарантировать доставку ТС в порт погрузки и отправку его до порта выгрузки. Согласно условиям договора, ООО «Токидоки» не несет ответственность за доставку автомобиля на этапе с момента его погрузки в порту отправки (Япония) до момента его прибытия в порт выгрузки (<адрес>). Действуя в рамках указанного договора, ООО «Токидоки» передало истцу инвойс продавца Autocom Japan Inc. (компания, находящаяся в Японии) от ДД.ММ.ГГГГ№ на оплату приобретаемого транспортного средства марки BMW, номер шасси №, год 2009, цвет белый (далее автомобиль). Согласно указанному инвойсу, стоимость автомобиля составила 450 000 японских йен, стоимость доставки автомобиля морским транспортом (фрахт) в <адрес> на условиях FOB составила 180 000 японских йен. Общая сумма (стоимость товара и стоимость доставки) составила 630 000 японских йен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в банке ПАО «Левобережный» осуществил платеж в размере 630 000 японских йен указанной в инвойсе компании Autocoin Japan Inc., расположенной по адресу 89-6 Prime Tower, 6F Yamashito-Cho Naka-Ku Yokohama Kanagawa Japan (Заявление на перевод №).
В назначении платежа указал «PAYMENT FOR BMW Chassis No № FOR PERSONAL USE UNDER INV VIT-04-714937 dd 16.05.2022» (платеж за BMW шасси № для личного использования согласно инвойсу № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, истец ФИО1 исполнил свои обязательства и осуществил оплату за приобретение транспортного средства BMW шасси № и его доставку из Японии в <адрес> на условиях FOB.
Во исполнения указанных требований, Autocom Japan Inc. (грузоотправитель) осуществило передачу автомобиля для доставки из Японии в <адрес>.
Так, коносаментом №#AN-3, выданному ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено следующее: грузоотправитель: Autocom Japan Inc., Грузополучатель и сторона, которая должна быть уведомления о поступлении груза ООО «Мирель Авто», адрес <адрес>, 690014, <адрес> офис 103. Порт погрузки - <адрес> (Япония), порт выгрузки - <адрес> (Россия). Перевозчик - торговое судно «Ангара». Автомобиль BMW шасси WBAHL.№ указан в приложении к указанному коносаменту под порядковым номером №.
Данные фактические обстоятельства сторонами не оспорены, доказательства, опровергающие приобретение истцом автомобиля, погрузку автомобиля на судно, оплату истцом как автомобиля, так и фрахта, суду не представлены.
Согласно международным правилам толкования торговых терминов Икотермс 2010 (http://incoterms.iccwbo.ru/pravila-incotenns-inkoterms), термин FOB (Free on Board / Свободно на борту) означает, что «товар погружается на судно заказчика». Указание на условия FOB означает, что продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Также на него возложены обязанности по очистке товара от пошлин (при экспортной поставке). Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна.
Таким образом, согласно коносаменту №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ, компания Autocom Japan Inc. исполнила свои обязательства по доставке, погрузив машину на борт суда «Ангара». При этом грузополучателем является ООО «Мирель Авто».
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Мирель Авто», ИНН №, ОГРН № зарегистрировано по адресу 690090, <адрес>, г <адрес> Ранее до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мирель Авто» имело адрес государственной регистрации 690014, <адрес>, г <адрес> - который полностью совпадает с адресом, указанным в коносаменте №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически, доставку (морскую перевозку) указанного груза осуществляла компания ООО «Джал», данный факт подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе нотариально заверенными протоколами осмотра интернет-ресурсов, содержащих как переписку с истцом от имени ООО «Джал» в порядке претензионной работы, так и публичные высказывания от имени ООО «Джал» о готовности компенсировать ущерб.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «ДЖАЛ» (ООО «Джапэн Авто Лайнс»), ИНН №, ОГРН № имеет адрес государственной регистрации 690014, <адрес>, г Владивосток, <адрес> который полностью совпадает с адресом, указанным в коносаменте №AN-3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в том числе: в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости (пункт 2 указанной статьи).
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Общие положения об ответственности морского перевозчика за несохранность груза содержат определенные отличия от правил, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Основное правило об ответственности морского перевозчика сформулировано в статье 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, которое в целом соответствует пункту 2 статьи 4 Гаагско-Висбийских правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 КТМ РФ перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, если докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 12 данной нормы права, в том числе вследствие непреодолимой силы.
Соглашением по агентированию судов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Джапэн Авто Лайнс» и компанией «Grintsurt Limited» в п.2.1 установлено, что агент (ООО «Джапэн Авто Лайнс») принимает на себя обязательства по агентированию судов Клиента («Grintsurt Limited») во всех портах Российской Федерации. В обязанности ООО «Джапэн Авто Лайнс» входит представительство клиента перед официальными портовыми и другими властями в государственных институтах, таможенных, санитарных и иммиграционных органах, коммерческих предприятиях и иных организации. ООО «Джапэн Авто Лайнс» обязан прилагать все усилия для защиты интересов компании «Grintsurt Limited». Из чего суд может сделать вывод о том, что ООО «Джапэн Авто Лайнс» наделен полномочия на представление интересов «Grintsurt Limited», в том числе в судах.
Согласно письму «Grintsurt Limited», копия которого приобщена к материалам дела, факт пожара на судне Angara также не отрицается, дополнительно указано, что после рассмотрения возникшей ситуации страховой компании каждая претензия грузополучателя будет рассмотрена с принятием решения.
Доводы ответчика ООО «Джал» о том, что они являются не надлежащим ответчиком по делу, поскольку в настоящее время идет разрешение споров, возникших в результате пожара на судне Angara в рамках отношений судовладельца и страховой компании, подлежат отклонению, поскольку не влияют на то обстоятельство, что ООО «Джапэн Авто Лайнс» взятые на себя обязательства по агентскому договору не выполнило. При этом установлен факт нарушения прав ФИО1 как владельца груза, в рамках исполнения заключенного договора морской перевозки.
Согласно разделу 3 Соглашения заключенного между ООО «Джапэн Авто Лайнс» и «Grintsurt Limited» установлен порядок расчета между Клиентом и Агентом.
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения «Grintsurt Limited» обязан компенсировать ООО «Джапэн Авто Лайнс» затраты, понесенные им при исполнении поручений Клиента, гарантировать возмещение агенту денежных средств, связанными с непредвиденными затратами, штрафами, возникающими при исполнении агентом поручений клиента, однако данные правоотношения выходят за рамки рассматриваемого спора, компания «Grintsurt Limited» расположена в иностранной юрисдикции, вопреки заявлений о добровольном возмещении ущерба, каких-либо денежных средств в адрес истца перечислено не было. Суд не находит оснований для взыскания денежных средств с данного ответчика, так как доказательств вины компании «Grintsurt Limited» причинении истцу убытков материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вина ответчика ООО «Джал» в повреждении принадлежавшего истцу имущества при его перевозке с очевидностью подтверждена представленными в деле доказательствами, что, в силу положений статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, дает основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненного истцу ущерба.
Размер ущерба, указанный истцом в иностранной валюте, определяется судом в рублях по курсу ЦБ РФ на дату принятия решения, и составляет 381 294,90 руб.
Относительно требований истца, основанных на положениях Закона о защите прав потребителей, суд считает их не подлежащими удовлетворению, так как между истцом и ООО «Джал» возникли деликтные правоотношения, договорных или фактических отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей судом при рассмотрении данного дела не установлено.
На основании положений части 1 статьи 88, части 1 статьи 98, статьи 103 ГПК РФ, пункта 6 статьи 52, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с учетом того, что при подаче в суд иска не была уплачена госпошлина, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 7 012 руб.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 (паспорт №) к Обществу с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс» (ИНН №, ОГРН №), компании Grintsurt Limited удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс» в пользу ФИО1 убытки в размере 381 294,90 руб.
В остальной части иск ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс», компании Grintsurt Limited, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Джапэн Авто Лайнс» в доход местного бюджета госпошлину в размере 7 012 руб.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В. А. Воробьев