ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4312/2013 от 17.12.2013 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-4312/2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2013 года Адлерский районный суд г. Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Надрага В.Л.,

при секретаре Пасечниковой М.Г.,

с участием помощника прокурора Адлерского района г.Сочи Доценко О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Адлерского района города Сочи в интересах РФ, муниципального образования город-курорт Сочи к ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адлерского района города Сочи обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением в интересах РФ, муниципального образования город-курорт Сочи к ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения.

В заявлении истец указал, что прокуратурой Адлерского района города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при возведении объектов капитального строительства, расположенных в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории и приведению их к единому архитектурному облику в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «ОРГАНИЗАЦИЯ» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи № 202 от 29.12.2009 (с изменениями на 12.12.2011) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно- планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.

Согласно п. 8.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи задачами установления зоны является создание индивидуальности, неповторимости и запоминаемости объектов; выявление климатических и природных особенностей города, сохранение и развитие озелененных территорий; увеличение экскурсионно-туристических объектов по всему городу; формирование на территории единого информационного, эмоционально привлекательного пространства и т.п.

Кроме того, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи».

В соответствии с требованиями 4.14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года.

При этом, согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 01.01.2013 по 01.07.2014 запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов.

Установлено, что ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> на основании разрешения на строительство № RU № от 01.10.2007, срок действия которого установлен до 01.03.2008 года.

По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 11.10.2013, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи объекта капитального строительства: ««Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> расположен в зоне ОГК, т.е. в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, где непосредственно будут пребывать многочисленные гости и участники Олимпиады.

Однако, строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство Обществом не завершено, в связи с чем положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки не исполнены.

По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 11.10.2013 строительство объекта капитального строительства: «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> приостановлено, строительно - монтажные работы по возведению каркаса здания выполнено менее 70%.

Так, Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета (далее - МОК), состоявшейся в Гватемале 04.07.2007 город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России.

Учитывая изложенное, нарушения Закона № 310-ФЗ выразившиеся в невыполнении Обществом требований по приведению к единому архитектурному облику расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Жилой комплекс «Лукоморье» на земельном участке с кадастровым номером 23№ по <адрес> и незавершение строительных работ в установленные сроки влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с международной организацией либо с иным образованием, в письменной форме относится к международным договорам, которые подлежат выполнению Российской Федерацией в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в силу ст. 3 Закона № 310-ФЗ к числу организаторов Олимпийских игр и Паралимпийских игр отнесен город Сочи.

Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, невыполнение Обществом требований Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

В судебном заседании помощник прокурора Адлерского района г.Сочи ФИО уточнила исковые требования, просила обязать ответчика выполнить п.2.1.5 Соглашения.

Представитель ответчика ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлён надлежащим образом, причин неявки не сообщил.

Представители третьих лиц Администрации города Сочи и Управления ФИО1 отдела по городу Сочи в судебное заседание не явились, о месте и времени уведомлёны надлежащим образом, причин не явки не сообщили.

Суд, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, согласно ст. 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. В случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

Представитель истца согласен на рассмотрение дел в порядке заочного производства.

Суд, выслушав помощника прокурора Адлерского района г. Сочи, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.

Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой Адлерского района города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при возведении объектов капитального строительства, расположенных в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории и приведению их к единому архитектурному облику в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года, во исполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий нормы и обязательства специального характера.

Статьей 14 Закона № 310-ФЗ определены особенности осуществления градостроительной деятельности в городе Сочи.

В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «ОРГАНИЗАЦИЯ» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи № 202 от 29.12.2009 (с изменениями на 12.12.2011) (далее - ПЗЗ) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории (далее - ОГК) в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно- планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.

Согласно п. 8.4 ПЗЗ задачами установления зоны является создание индивидуальности, неповторимости и запоминаемости объектов; выявление климатических и природных особенностей города, сохранение и развитие озелененных территорий; увеличение экскурсионно-туристических объектов по всему городу; формирование на территории единого информационного, эмоционально привлекательного пространства и т.п.

Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно-ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи».

Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи и распоряжением от 01.06.2010 № 306-р при размещении объектов капитального строительства установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно-ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей.

В соответствии с требованиями 4.14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года.

Согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № 310-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 01.01.2013 по 01.07.2014 запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов.

Указанные выше требования по приведению объектов к единому архитектурному облику в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории не исполнены.

ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> на основании разрешения на строительство № № от 01.10.2007, срок действия которого установлен до 01.03.2008 года.

По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 11.10.2013, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи объекта капитального строительства: ««Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> расположен в зоне ОГК, т.е. в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, где непосредственно будут пребывать многочисленные гости и участники Олимпиады.

Строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство Обществом не завершено, в связи с чем положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № 310-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки не исполнены.

По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 11.10.2013 строительство объекта капитального строительства: «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> приостановлено, строительно - монтажные работы по возведению каркаса здания выполнено менее 70%.

В силу ст. ст. 4, 11 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют, в том числе Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Названные положения «Основного закона» являются некоторыми из основ конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно ч. 4 ст. 15 международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета (далее - МОК), состоявшейся в Гватемале 04.07.2007 город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России.

Реализуя полномочия, предоставленные ст. 71 Конституции Российской Федерации органами государственной власти России, в частности Государственной думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принят и одобрен Федеральный закон № 310-ФЗ 16.11.2007 и 23.11.2007, соответственно. В дальнейшем указанный нормативный правовой акт подписан Президентом Российской Федерации.

Исходя из смысла ст. 1 Закона № 310-ФЗ данный законодательный акт принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Нарушения Закона № 310-ФЗ выразившиеся в невыполнении Обществом требований по приведению к единому архитектурному облику расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> и незавершение строительных работ в установленные сроки влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с международной организацией либо с иным образованием, в письменной форме относится к международным договорам, которые подлежат выполнению Российской Федерацией в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона № 310-ФЗ к числу организаторов Олимпийских игр и Паралимпийских игр отнесен город Сочи.

Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами.

Невыполнение Обществом требований Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 1 Федерального законам от 17.01.1992 № 2201-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» определяет прокуратуру Российской Федерации как орган, осуществляющий надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации от имени Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства, являются достаточными основаниями для обращения прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и муниципального образования - город-курорт Сочи, устранение которых возможно путем принятия ответчиком мер, направленных на обеспечение соблюдения норм градостроительного законодательства по приведению объекта капитального строительства к единому архитектурному облику и благоустройству территории.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 233-235, 257-258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные исковые требования прокурора Адлерского района города Сочи в интересах РФ, муниципального образования город-курорт Сочи к ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ», выразившиеся в незавершении строительства объекта капитального строительства: «Жилой комплекс «ОРГАНИЗАЦИЯ» на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику.

Обязать ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» произвести в трехдневный срок работы по закрытию Объекта баннером с графическим оформлением, и в последующем уведомить Администрацию г.Сочи о выполнении работ с представлением фотоматериала.

Решение может быть обжаловано в Адлерский районный суд в течение семи дней с момента получения ответчиком копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: В.Л. Надрага