ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4312/2014 от 30.09.2014 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Ундоновой А.Л., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ООО «Юго-Западное» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к ООО «Юго-Западное» о защите прав потребителя.

Исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником доли квартиры в многоквартирном доме в <адрес>. ООО «Юго-Западное», являясь управляющей организацией, оказывает услуги по управлению домом в качестве управляющей организации. Леденев как потребитель услуг ответчика вправе потребовать предоставления ему полной и достоверной информации о предоставляемых услугах.

Согласно пункту 11 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года обязана представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Однако, ответчик не предоставлял указанный отчет за весь период управления домом.

Кроме этого, информация, размещенная на официальных сайтах http://uo.ulan-ude-eg.ru/, http://www.reformagkh.ru/, не раскрывает обязательную к предоставлению информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом за ДД.ММ.ГГГГ, а также предложил разместить на официальных сайтах информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик представил ответ, который не обеспечивает истца полной и достоверной информацией об услугах по управлению многоквартирным домом, тем самым нарушает право потребителя, предусмотренное Законом РФ «О защите прав потребителей», на получение полной и достоверной информации об услугах, реализуемых исполнителем. Просит обязать ответчика в 20-дневный срок предоставить полную и достоверную информацию в виде письменного отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом в <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ., также обязать ответчика предоставить информацию в соответствие с пунктами 10,11,12,13 Стандарта раскрытия информации, разместив указанную информацию в 20-дневный срок на официальных сайтах, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО4 не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие истца, извещенного о рассмотрении дела.

Представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала исковые требования и суду дала пояснения аналогичные содержанию иска, дополнив, что на заявление истца о предоставлении информации ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ направил копии документов, которые не раскрывают информацию об услугах предоставляемых ответчиком. Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за ДД.ММ.ГГГГ должен быть читаемым потребителем, между тем в перечне документов, представленных истцу, не содержится требуемый им отчет, сами документы не являются таковым как отчет. Просит иск удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Юго-Западное» по доверенности ФИО2 и ФИО3 иск не признали, представили письменный отзыв и суду пояснили, что представляют суду три тома документов, размещенных на официальных сайтах администрации г. Улан-Удэ и реформа ЖКХ. В первом томе находятся документы, выложенные на сайте администрации г. Улан-Удэ в соответствие с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»: само постановление , далее, по пунктам данного постановления вся информация. Во втором томе содержатся документы с сайта «Реформа ЖКХ», согласно «Методики оценки эффективности деятельности управляющих организаций», утверждённой Правлением государственной корпорации - «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения по формам согласно приложению - форма анкеты организации, управляющей жилищным фондом; приложению - форма анкеты жилого дома; В третьем томе содержатся копии документов: протокола общего собрания собственников МКД по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установке регулятора давления, протокола общего собрания собственников МКД по указанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ о об утверждении нового проекта договора управления МКД, утверждении минимального перечня услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в каждую ресурсоснабжающую организацию, паспорта готовности к работе в осенне - зимний период ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выданный ООО «Юго-Западное», актов общего осеннего осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., копии расшифровок актов выполненных работ по текущему ремонту за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, акты выполненных работ. Таким образом, полная и достоверная информация представлена потребителям. Просят в иске отказать.

Суд, выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска в части.

Установлено, что ФИО4 является собственников <данные изъяты> доли квартиры многоквартирного дома в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

По решению общего собрания собственников многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ООО «Юго-Западное» осуществляет управление многоквартирным домом.

ФИО4, будучи собственником помещения в МКД, обратился с заявлением к управляющей организации ООО «Юго-Западное» о предоставлении информации об услугах, оказываемых ответчиком, в частности, о предоставлении отчета о выполнении договора управления МКД за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ с размещением запрашиваемой информации на официальных сайтах, также истцом было предложено ответчику разместить на официальных сайтах информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ., но отсутствующую на данных сайтах.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик ООО «Юго-Западное» в ответ на заявление истца сообщил о том, что ООО «Юго-Западное» не предоставляет коммунальные услуги гражданам, договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены, поэтому информация о коммунальных услугах предоставлена быть не может, дополнительно сообщил, что вся информация о соответствии со Стандартом раскрытия информации размещена на официальных сайтах, при этом управляющая организация приложила к ответу копии документов: расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД за 1 кв.м., баланс доходов и расходов, являющийся отчетом за ДД.ММ.ГГГГ., акт выполненных работ по текущему ремонту за ДД.ММ.ГГГГ план работ на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им работах, услугах. Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

В силу статей 9 и 10 названного Закона РФ исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об исполнителе, фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также информацию о работах и услугах, по отдельным видам работ, услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Исследование информации, содержащейся на официальных сайтах http://uo.ulan-ude-eg.ru/, http://www.reformagkh.ru/, а также документов, предоставленных ответчиком истцу, показало, что информация в том виде и объеме, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и Стандартом раскрытия информации потребителю ФИО4 не была предоставлена путем дачи ответа на его заявление, а также размещения информации на официальных сайтах.

Так, нарушено право получения собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе истцом, информации об оказанных услугах, а именно, отчета о выполнении договора управления за предыдущий год. Копии документов, предоставленные истцу, не являются отчетом о выполнении договора управления за предыдущий год, поскольку являются документами бухгалтерской отчетности, получение информации из которых без специальных познаний в области бухгалтерии для потребителя является затруднительным либо исключается.

Не представлена потребителю указанная информация путем размещения отчета на официальных сайтах, содержащиеся на официальных сайтах копии документов, перечисленные в отзыве ответчика и представленные суду, не являются отчетом о выполнении договора управления за предыдущий год по основаниям, указанным выше.

То обстоятельство, что законодательно форма отчетности управляющих организаций не утверждена, не освобождает ответчика от установленной законом обязанности по раскрытию информации в объеме, предусмотренном Стандартом.

Суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика исполнить требование Жилищного кодекса РФ (п.11 ст. 162 ЖК РФ) предоставить истцу, являющемуся собственником помещений в многоквартирном доме, отчет о выполнении договора управления за предыдущие годы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ , принятым на основании поручения Правительства РФ, содержащегося в пунктах 2, 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, регламентированы технические процедуры передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет.

В соответствии с п. 10 Стандарта (положения Стандарта в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.

Ознакомление с документами, размещенными на официальных сайтах и представленными в суд, показало, что указанные документы не содержат информации об оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых непосредственно управляющей организацией, в частности, информация о проведении обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации, в том числе, осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. поэтому ответчика следует обязать предоставить потребителю запрашиваемую информации.

В силу п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Документы, представленные ответчиком в суд и размещенные на официальных сайтах, не содержат сведений по раскрытию информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, в частности, план работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД с указанием периодичности и сроков осуществления таких услуг; сведения об их оказании и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в МКД; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с Правилами №и . Ответчика следует обязать разместить информацию по раскрытию информации по указанному пункту Стандарта.

Согласно п. 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Ответчиком не раскрыты сведения о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД, меры, принятые им для устранении нарушений.

Согласно п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Указанная в данном пункте Стандарта информация ответчиком не раскрыта, не имеется описания содержания каждой услуги, периодичность оказания услуги, результат выполнения услуги, указания конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретной услуги; стоимость каждой услуги в расчете на единицу измерения, не раскрыты подтверждающие документы о стоимости услуг, в частности, не раскрыты протоколы общих собраний собственников помещений МКД за период ДД.ММ.ГГГГ о проведении текущего ремонта МКД, акты осмотра, дефектные ведомости, сметы, акты приемки выполненных работ, сведения о паспорте ОДПУ, акты ввода в эксплуатацию ОДПУ, акты проверки ОДПУ. Отсутствие информации по данному пункту Стандарта обуславливает обязанность ответчика выполнить требование Стандарта.

В соответствие со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В связи с нарушением права ФИО4 как потребителя услуг ответчика на получение полной и достоверной информации об услугах, оказываемых исполнителем управляющей компанией ООО «Юго-Западное», потребителю причинен моральный вред, подлежащий денежной компенсации. Размер компенсации морального вреда суд определяет с учетом обстоятельств дела и степени нравственных страданий истца в размере 3000 руб.

Расходы истца по оплате услуг представителя ФИО1, участвовавшей при рассмотрении дела, подтверждены договором оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между истцом и ООО «<данные изъяты>», квитанция к ПКО об оплате ФИО4 25000 руб., что подтверждает оплату услуг, копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой ФИО1 принята в ООО «<данные изъяты>» в качестве консультанта по вопросам ЖКХ. ФИО1 участвовала в судебных заседаниях, представляла интересы истца, поэтому следует признать, что Леденев доказал несение расходов по оплате услуг представителя по данному делу, которые подлежат возмещению в соответствие со ст. 100 ГПК РФ. При определении размера возмещения суд, учитывая объем, выполненной представителем работы, принцип разумности и справедливости, суд присуждает к возмещению расходы в сумме 8000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к ООО «Юго-Западное» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Обязать ООО «Юго-Западное» предоставить ФИО4 полную и достоверную информацию в виде письменного отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом в <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы в срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ООО «Юго-Западное» разместить на официальных сайтах http://uo.ulan-ude-eg.ru/, http://www.reformagkh.ru/ полную и достоверную информацию в соответствие с пунктами 10,11,12,13 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , в срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Юго-Западное» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., в остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: подпись А.Д. Бунаева