ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4312/2021 от 16.11.2021 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело 2-4312/2021

УИД 54RS0030-01-2021-006058-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего Лисиной Е.В.,

при секретаре Чебаковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, неопределенного круга лиц, к Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, исполняющему обязанности главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО6 о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,

установил:

Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в интересах Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование которого указал следующее.

Распоряжением и.о. главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №...-рл от ДД.ММ.ГГГГФИО6 назначен на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ. Сторонами заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО6 принимается на должность муниципальной службы в администрацию Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на должность заместителя главы с ДД.ММ.ГГГГ.

Прием ФИО6 на муниципальную службу произведен с нарушением законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

При изучении справки ФИО6 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год установлено, что в разделе 1 справки (сведения о доходах) указан доход по основному месту работы в размере 628284,90 руб. Вместе с тем, согласно сведениям ФНС за 2020 год общий размер доходов ФИО6 составил 828212,10 руб., общая сумма доходов, полученных от ООО «Торговый дом МТЗ-Сибирь» - 95000 руб., полученных от ГАПОУ НСО «»НОККИ» - 694797,78 руб., полученных от ГУ – Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования РФ – 38414,32 руб. Таким образом, в разделе справки не отражены сведения о доходах в размере 199927,20 руб.

При изучении справки ФИО6 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год на супругу ФИО установлено, что в размере 1 справки (сведения о доходах) доход от пенсии по старости составил 145926,00 руб. Вместе с тем, согласно сведениям Пенсионного фонда РФ в 2020 году ФИО выплачена страховая пенсия в размере 196695,12 руб.

Также в разделе 4 указанной справки (сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях) указано об отсутствии счетов в банках и иных кредитных организациях. Однако, по сведениям налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в АО «Почта Банк» ДД.ММ.ГГГГ открыт текущий счет, сведения о котором отсутствуют в разделе 4 справки о доходах.

Кроме того, справки были представлены ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, то есть после издания распоряжения о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Непредставление сведений о доходах либо предоставление заведомо ложные сведения о доходах при поступлении на муниципальную службу свидетельствует о нарушении обязательных правил заключения трудового договора. По смыслу Федерального закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе РФ» вышеуказанные факты исключают возможность замещения этим гражданином должности муниципальной службы и являются основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора и увольнения его по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным распоряжение и.о. главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО6 на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации Мичуринского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на администрацию Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в лице исполняющего обязанности главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обязанность по прекращению трудовых отношений с заместителем главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО6 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Новосибирского района Новосибирской области ФИО1 исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ФИО6 не отразил доход, полученный от фонда социального страхования в связи с временной нетрудоспособностью, поскольку не знал каким образом отразить данную выплату. В справке на имя супруги ФИО6 отразил сведения о размере пенсии, которые были предоставлены его супругов. Она в то время была больна, ей было тяжело ходить, в связи с чем, получить справку о размере пенсии в Пенсионном фонде не имелось возможности. Счет в банке, который не был указан в справке на супругу, не имел денежных средств. ФИО6 дал письменные объяснения, в которых указал причину, по которой были представлены недостоверные сведения. За это он был привлечен к дисциплинарной ответственности, в связи с чем, применение наказания в виде увольнения невозможно, так как будет двойная ответственность. Все допущенные нарушения носят формальный характер. Уточненные документы он представил.

Ответчик - исполняющий обязанности главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо без самостоятельных требований, привлеченное к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что нарушения носят несущественный характер. Справки о доходах заполнял сотрудник администрации, подписывал их ФИО6 Впоследствии он представил уточненные сведения, уточненные справки о доходах не подавал. За совершение данного нарушения он был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Статьей 13 названного Закона установлены ограничения, связанные с муниципальной службой. В соответствии с п. п. 8, 9 ч. 1 указанной статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом № 25-ФЗот ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Перечень документов, которые граждане, претендующие на замещение вакантной должности муниципальной службы, обязаны предоставлять при поступлении на муниципальную службу, определен в ч. 3 ст. 16 названного Закона. Среди указанных документов - собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В Новосибирской области таким нормативным актом является Постановление Губернатора Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 59 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Новосибирской области, и муниципальными служащими в Новосибирской области, и соблюдения муниципальными служащими в Новосибирской области требований к служебному поведению"

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).

Распоряжением и.о. главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №...-рл от ДД.ММ.ГГГГФИО6 назначен на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ФИО6 заключен трудовой договор без номера, согласно которому дата начала исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-56).

Вместе с тем, как следует из трудового договора, дата его подписания как со стороны и.о. главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО5, так и со стороны муниципального служащего ФИО6 указана ДД.ММ.ГГГГ, дата получения экземпляра трудового договора ФИО6 также указана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает, что трудовой договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.

Занимаемая ФИО6 должность относится к должностям муниципальной службы.

ФИО6 представил справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, а также на свою супругу от ДД.ММ.ГГГГ (л. д.7-31).

Указанные справки представлены после издания распоряжения о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ.

При изучении справки ФИО6 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год установлено, что в разделе 1 справки (сведения о доходах) указан доход по основному месту работы в размере 628284,90 руб. Вместе с тем, согласно сведениям ФНС за 2020 год общий размер доходов ФИО6 составил 828212,10 руб., в том числе, сумма доходов, полученных от ООО «Торговый дом МТЗ-Сибирь» - 95000 руб., полученных от ГАПОУ НСО «НОККИ» - 694797,78 руб., полученных от ГУ – Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования РФ – 38414,32 руб. (л.д. 35-36). Таким образом, в разделе справки не отражены сведения о доходах в размере 199927,20 руб.

При изучении справки ФИО6 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год на супругу ФИО установлено, что в разделе 1 справки (сведения о доходах) доход от пенсии по старости составил 145926,00 руб. Вместе с тем, согласно сведениям Пенсионного фонда РФ в 2020 году ФИО выплачена страховая пенсия в размере 196695,12 руб. (л.д. 37-46).

Также в разделе 4 указанной справки (сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях) указано об отсутствии счетов в банках и иных кредитных организациях. Однако, по сведениям налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в АО «Почта Банк» ДД.ММ.ГГГГ открыт текущий счет на имя ФИО7 (л.д. 34), сведения о котором отсутствуют в разделе 4 справки о доходах.

Таким образом, на дату поступления на муниципальную службу – ДД.ММ.ГГГГ (дата издания распоряжения о назначении на должность) ФИО6 не представил справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанные справки были представлены ФИО6 после издания распоряжения о назначении на должность – ДД.ММ.ГГГГ, однако, в данных справках содержались недостоверные сведения о размере его дохода, дохода супруги, а также о наличии открытых на имя супруги счетов в банках и кредитных организациях.

Ссылки представителя ответчика на то, что справки заполнял сотрудник администрации судом отклоняются, поскольку обязанность по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера возложена на кандидата на должность муниципальной службы, кроме того, представитель ответчика не оспаривал тот факт, что справки были подписаны лично ФИО6

Доводы ответчика о причинах, по которым ФИО6 при поступлении на муниципальную службу были представлены недостоверные сведения, правового значения не имеют, поскольку из буквального содержания приведенных выше норм (пп. 8, 9 ч. 1 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что именно сам факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу является основанием для расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения на возможность принятия гражданина на муниципальную службу или явиться основанием для отказа в заключении трудового договора. Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 48-В10-9 и от ДД.ММ.ГГГГ N 45-В11-7.

Представленная в материалы дела справка МИЦ ПФР на имя ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой сумма страховой пенсии за 2020 год составил 96576,96 руб. не влияет на выводы суда, так как в любом случае ФИО6 были представлены недостоверные сведения о доходах супруги.

При этом ссылка ответчика на то, что за допущенное нарушение ФИО6 уже привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, является несостоятельной.

Действительно, как следует из материалов дела, распоряжением от №...-рлв от ДД.ММ.ГГГГ к ФИО6 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за неисполнение обязанностей, в целях противодействия коррупции, предоставление неполных сведений о своих доходах и доходах супруги, не указание данных об открытии супругой счета в банке, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Между тем, исходя из определения дисциплинарного проступка, содержащегося в ст. 27 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление заведомо недостоверных либо неполных сведений при поступлении на муниципальную службу не может расцениваться в качестве дисциплинарного проступка, так как ФИО6 на тот момент не являлся муниципальным служащим и в трудовых (служебных) отношениях с администрацией не состоял.

При установленных судом обстоятельствах прекращение ФИО6 муниципальной службы на основании трудового договора является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства и несоблюдения ограничений, связанных с муниципальной службой, что прямо следует из содержания ст.13 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких данных, доводы ответчика о необходимости учета тяжести проступка судом отклоняются.

Принимая во внимание тот факт, что при поступлении на муниципальную службу (до издания распоряжения о назначении на должность) ФИО6 не были представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а после издания указанного распоряжения им представлены заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах своих и доходах супруги, а также о наличии счетов, открытых в банках и кредитных организациях на имя супруги, что в силу пп. 8, 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ препятствует дальнейшему нахождению ФИО6 на муниципальной службе, исковые требования прокурора о признании незаконным распоряжения №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО6 на должность заместителя главы администрации Мичуринского сельсовета и о возложении на администрацию Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обязанности по прекращению трудовых отношений с ФИО6 по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ подлежат удовлетворению.

При этом, суд не усматривает необходимости в указании в решении суда конкретного лица – и.о. главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на которое должна быть возложена обязанность по прекращению трудовых отношений с ФИО6, поскольку ФИО6 был принят на должность муниципальной службы в администрацию Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, следовательно, обязанность по прекращению с ним трудовых отношений может быть исполнена лицом, в полномочия которого входит прекращение трудовых отношений с данным сотрудником.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение и.о. главы Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №...-рл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО6 на муниципальную должность муниципальной службы заместителя главы администрации Мичуринского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на администрацию Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обязанность по прекращению трудовых отношений с заместителем главы администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области ФИО6 на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 ноября 2021 года.

Судья (подпись) Е.В. Лисина