ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4315/17 от 16.01.2018 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-60/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2018 года

Советский районный суд г.Омска

в составе председательствующего судьи Цветкова В.А.,

при секретаре Худолеевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске гражданское дело по иску ФИО1 к ЗАО «УК «Левобережье» об обязании предоставить копии документов, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ЗАО «УК «Левобережье» об обязании предоставить копии документов, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.

Из искового заявления (л.д. 2-3) с учетом его уточнения (л.д. 11) и пояснений истца ФИО1, следует, что свои требования истец обосновывает тем, что она является собственником адрес.

Истец обратилась к ответчику с требованием предоставления ей документов, подтверждающих необходимость модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес; документов, подтверждающих факт выполнения работ по модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес; протокола собрания по данному вопросу о модернизации счетчика УУТЭ в МКД № адрес.

Ответчик дал ей письменный ответ, в котором разъяснил, что выполнение работ по реконструкции узла учёта тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) в МКД адрес в 2016 г. было обусловлено желанием жильцов дома привести УУТЭ в соответствие с требованиями Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034.

В соответствии с требованиями п.6 Правил УУТЭ, введённые в эксплуатацию до вступления в силу Правил УУТЭ, могут быть использованы для коммерческого чёта тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учёта, входящих в состав УУТЭ. Следовательно, при выходе из строя теплосчётчика КМ-5-2 (или не прохождения им периодической проверки), входящего в состав УУТЭ до его реконструкции, коммерческий учёт тепловой энергии и теплоносителя в МКД адрес стал бы невозможным.

Указано, что собственниками МКД адрес на внеочередном общем собрании было принято решение о модернизации прибора учёта тепловой энергии и дополнительных взносах с июня 2016 г. в размере 20,0 рублей с одного квадратного метра с рассрочкой платежа на 3 месяца равными долями, включив отдельной строкой в квитанцию ЗАО «УК «Левобережье» по содержанию и ремонту жилья.

Работы по модернизации прибора учёта тепловой энергии выполнены в полном объеме, в связи с чем ей начислена сумма дополнительного взноса, исходя из площади её квартиры 55,40 кв.м. в сумме 1108,56 руб.

Было разъяснено, что ей необходимо погасить указанную задолженность, которая до настоящего времени не погашена.

Также ей в ответе было разъяснено, что вся необходимая информация размещена на сайте управляющей организации ЗАО «УК «Левобережье», либо на информационном ресурсе государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Считает, что собрание, которым было принято решение о модернизации прибора учёта, было проведено в нарушением требование ЖК РФ.

Она о проведении этого собрания не знала, в связи с чем и обращалась в ООО «УК «Левобережье» с этими заявлениями и просьбой разъяснить за что и на каком основании ей начислен дополнительный взнос в сумме 1108,56 руб.

Поскольку ответчик в письменной форме не предоставил ей копии вышеуказанных документов, которые она попросила предоставить, ограничившись только письменными мотивированными ответами, считает, что нарушено ее право потребителя, чем ей причинён моральный вред.

Просит:

- обязать ответчика предоставить ей документы подтверждающие необходимость модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес документы, подтверждающие факт выполнения работ по модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес; протокол собрания по данному вопросу о модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес;

- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.;

- взыскать с ответчика штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ЗАО «УК «Левобережье», действующий на основании доверенности (л.д. 56) ФИО2 в суде возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суду представил письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 33-35), согласно которым в соответствии с условиями заключенного договора управления, ЗАО «УК «Левобережье» является управляющей организацией в отношении жилого многоквартирного дома адрес.

В соответствии с пунктом 4.1. части 2 статьи 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Решением общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома адрес, оформленного протоколом от 31.12.2016 года, собственники помещений дома утвердили очередное внесение изменений в план текущего ремонта общего имущества в 2016 году. Указанным планом текущего ремонта предусмотрено выполнение работ по текущему ремонту теплоснабжения, в т.ч. замена арматуры, восстановление теплоизоляции, комплектация узла учета дополнительным оборудованием.

В соответствии с пунктом 7 "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил (т.е. после 18 ноября 2016 г.) теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки, как в новых, так и существующих узлах учета.

Учитывая изложенное, у собственников помещений дома существовал риск не принятия (по указанным основаниям) после 18 ноября 2016 года показаний таких приборов учета ресурсоснабжающей организацией, и, как следствие, начисление платы за потребленную многоквартирным домом тепловую энергию собственникам помещений по нормативу. В связи с этим ЗАО «УК «Левобережье» предложило собственникам помещений дома провести работы по модернизации узла учета.

Таким образом, действия ЗАО «УК «Левобережье» прав и законных интересов собственников помещений дома, в т.ч. истца не нарушают.

В отношении требований истца о предоставлении копий документов, поясняем следующее.

Управляющая организация ЗАО «УК«Левобережье» приняла на себя полномочия по управлению общим имуществом указанного многоквартирного дома, в том числе выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений.

При этом, согласно п. 40 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …», собственники помещений вправе получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. Однако, информация, которую вправе требовать собственники помещений, касается лишь количественных и качественных показателей всех выполненных работ (оказанных услуг), выраженных в натуральном и (или) стоимостном измерении, без предоставления информации в разрезе каждой статьи затрат. Таким образом, у управляющей организации отсутствует обязанность в предоставлении информации о фактических затратах по видам работ (услуг) выполненным в разрезе каждой отдельной части общего имущества многоквартирного жилого дома (инженерная система теплоснабжения).

Кроме того, стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими
деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, не возлагает на управляющую организацию обязанность по раскрытию информации о заключенных договорах с третьими лицами в рамках исполнения обязательств по договору управления жилым многоквартирным домом.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г., управляющая организация обязана раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, в т.ч. об основных показателях
финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской
отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных
на оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами),

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая
организация, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному
дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления,

в) общая информация о многоквартирных домов, управление которыми осуществляет
управляющая организация,

г) информация о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления
многоквартирным домом, в т.ч. сведения о стоимости указанных работ и иных услуг,

д) информация о оказываемых коммунальных услугах,

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме,

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (по
решению собственников многоквартирного дома),

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в
многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний,

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, к) информация о случаях привлечения управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

В соответствии с п. 17 вышеназванного Постановления, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Вся информация в необходимом объеме размещена на официальном сайте ЗАО «УК «Левобережье» - www.lvb-omsk.ru., а также на странице многоквартирного дома по адресу: https://www.reformagkh.ru/.Обязанность по раскрытию условий заключенных с третьими лицами договоров, а также обязанность по предоставлению каких-либо документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, у ЗАО «УК «Левобережье» отсутствуют. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к следующему. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.11.2004 г., ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры адрес (л.д. 12). В соответствии с условиями заключенного договора управления, ЗАО «УК «Левобережье» является управляющей организацией в отношении жилого многоквартирного дома адрес (л.д. 36-43). Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует отношения, участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица этих органов. Вместе с тем, ЗАО «УК «Левобережье» не государственным органом или органом местного самоуправления, соответственно, руководители и сотрудники этого предприятия по смыслу ФЗ N 59-ФЗ не являются должностными лицами. 10.03.2017 г. ФИО1 направила ответчику письменное заявление, в котором просила разъяснить порядок и размер оплаты по показаниям счетчика УУТЭ в МКД адрес (л.д. 17), заявление принято ответчиком 10.03.2017 г., что подтверждается печатью ЗАО «УК «Левобережье». Ответчик ЗАО «УК «Левобережье» письмом от 21.03.2017 г. указал, что в феврале 2017 г. произведена корректировка расчетов ОДН за электроэнергию исходя из площади имущества 1 584,60 кв.м., нормы расхода 3,91 квт/ч/кВ.м. площади общего имущества, тарифа, утвержденного РЭК 3 руб. 56 коп. Договор обслуживания приборов учета заключен с ООО «Энергоавтоматика» (л.д. 18-19). 17.07.2017 г. ФИО1 направила письменное заявление с просьбой предоставить ей развернутую информацию о статье «дополнительная услуга» в квитанции к оплате за содержание жилья и текущий ремонт в сумме 1 108 руб. 65 коп. (л.д. 16), заявление принято ответчиком 17.07.2017 г., что подтверждается печатью ЗАО «УК «Левобережье». Ответчик ЗАО «УК «Левобережье» письмом от 21.07.2017 г. указал, что собственниками МКД адрес принято решение о модернизации прибора учета тепловой энергии и дополнительных взыносах с июня 2016 г. в размере 20 руб. 00 коп. с одного квадратного метра с рассрочкой платежа на 3 месяца равными долями, включив отдельной строкой в квитанцию ЗАО «УК «Левобережье» по содержанию и ремонту жилья (л.д. 15). ФИО1 является собственником квартиры , расположенной в МКД адрес, общей площадью. 55,4 кв.м., таким образом, расчет выглядит следующим образом: 55,4 кв.м.*20 руб.= 1 108, 56 коп. 17.08.2017 г. ФИО1 направила ответчику письменное заявление, в котором просила предоставить ей документы, подтверждающие необходимость модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес; документы, подтверждающие факт выполнения работ по модернизации счетчика УУТЭ в МКД № адрес; протокол собрания по данному вопросу о модернизации счетчика УУТЭ в МКД адрес (л.д. 5), заявление принято ответчиком 17.08.2017 г., что подтверждается печатью ЗАО «УК «Левобережье». Ответчик ЗАО «УК «Левобережье» письмом от 15.09.2017 г. указал, что вся информация в необходимом объеме размещена на официальном сайте ЗАО «УК «Левобережье» - www.lvb-omsk.ru., а также на странице многоквартирного дома по адресу: https://www.reformagkh.ru/. (л.д. 10). Разрешая требования истца по существу, суд установил, что из содержания заявленных истцом требований и их обоснования, а также представленных ответчиком возражений на иск следует, что спорные отношения являются отношениями между пользователем жилым помещением и организацией, в хозяйственном ведении которой находится здания, где расположено жилое помещение, в котором проживает истец. Такие отношения регулируются гражданским и жилищным законодательством.ГК РФ и ЖК РФ не предусмотрена обязанность, владельца здания либо управляющей организации представлять гражданину, проживающему в жилом помещении здания, запрашиваемые истцом документы. В частности, хозяйствующий субъект (организация) не обязан по требованию гражданина предоставлять ему документы о деятельности организации, копии решений органов управления организации; копии договоров, заключенных этой организацией; копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет; копии выданных организации лицензий. В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно приведенной норме, управляющая организация должна обеспечить доступ к указанной в этой норме информации, но не обязана выдавать копии документов, о предоставлении которых заявлены истцом требования. Непредоставление запрашиваемых документов не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку такие документы предоставляются для исполнения обязанности, а не для реализации прав. В случае наличия спора о размере задолженности по оплате, о размерах начислений, о примененных тарифах, о составе услуг, начисления за которые выставляются в платежном документе, такой спор может быть разрешен судом при заявлении соответствующих требований. В настоящем деле такие требования заявлены не были. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

В материалы дела стороной ответчика представлены договор управления МКД № 18/4 от 01.02.2015 г., заключенный собственниками МКД адрес и ЗАО «УК «Левобережье» (л.д. 36-43); перечень аварийных работ (л.д. 44-49); протокол внеочередного общего собрания собственников МКД № адрес о текущем ремонте от 31.12.2016 г. (л.д. 50-52); план текущего ремонта МКД адрес г. (л.д. 52-54); заявление председателя Совета МКД адрес о рассмотрении плана текущего ремонта на 2016 г. с добавленными работами и убираемыми приборами (л.д. 55).

Положениями частей 1, 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, статей 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", предусмотрено право потребителя коммунальных ресурсов получать от управляющей компании информацию, связанную с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных ресурсов.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

В пункте 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, далее Стандарта, определено, какие виды информации подлежат раскрытию управляющими организациями, а в пункте 5 - каким путем должна раскрываться необходимая информация.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах права истца не нарушены. Истец не доказал обоснованность своих требований. В удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО1 к ЗАО «УК «Левобережье» об обязании предоставить копии документов, компенсации морального вреда, взыскании штрафа – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья: