ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4315/2022 от 19.08.2022 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-4315/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022г. г. Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы в составе

председательствующего судьи Жучковой М.Д.

при секретаре Бадретдиновой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «БашРТС» о признании незаконными начислений на оплату жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «БашРТС» о признании незаконным начисления сверхнормативной платы на сумму 29336,06 руб., а также доначисления в размере 627,51 руб. за октябрь 2018 г., взыскании штрафа в размере 14981,78 руб. в порядке ст. 155.1 Правил № 354, направлении суммы штрафа на снижение размера задолженности за коммунальные услуги на 44945,35 руб., признании норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3 не соответствующим действующему законодательству, обязании произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018, указав в обоснование иска следующее.

Истец является собственником 2/5 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную , расположенную в многоквартирном доме по адресу: .

С 01 декабря 2018 года по инициативе ресурсоснабжающей организации собственников и нанимателей данного жилого дома перевели на прямые договоры с ООО «БашРТС». С этого момента ответчик является для собственников многоквартирного дома по адресу: , ресурсоснабжающей организацией.

Многоквартирный дом имеет децентрализованную систему горячего водоснабжения. Истец считает, что ответчик длительное время неправомерно производит избыточное начисление и взимание платы.

Указывает, что ответчик при начислении платы использует норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для ГВС равной 0,0601 Гкал/м3, чем нарушает требования п.6 ст. 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, так как данный норматив установлен для многоквартирных домов с централизованной системой горячего водоснабжения, а спорный многоквартирный дом имеет закрытую и децентрализованную систему водоснабжения, следовательно, необходимо применять объем тепловой энергии не более 0,04916 Гкал/ м3

Истец просит признать незаконным начисления сверхнормативной платы на сумму 29336,06 руб., а также доначисление платы в размере 627,51 руб. за октябрь 2018 г., взыскать штраф в размере 14981,78 руб., снизить размер платы за коммунальные услуги на 44945,35 руб., признать норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматив потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3 не соответствующим действующему законодательству, обязать произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018 года.

Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд отклонил поступившее от истца ходатайство об отложении судебного заседания в связи с поданным ходатайством об истребовании доказательств. Причины отказа в истребовании документов, заявленных в ходатайстве истца, будут изложены ниже.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В силу пдп. «к (1)» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право, в числе прочего, при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.

В этом случае, исполнитель коммунальных услуг обязан принять данные показания и производить начисление платы с учетом таких показаний, а при их отсутствии – с учетом нормативов потребления, установленных соответствующими государственными органами.

Таким образом, системное толкование данных норм, определяет, что начисление платы за потребленные коммунальные услуги, с учетом показаний индивидуального прибора учета по горячей воде, зависит исключительно от действий потребителя по передаче таких показаний в адрес исполнителя в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

ФИО1 является собственником 2/5 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную , расположенную в многоквартирном доме по адресу: .

С 01 декабря 2018 года по инициативе ресурсоснабжающей организации собственников и нанимателей данного жилого дома перевели на прямые договоры с ООО «БашРТС». С этого момента ответчик является для собственников многоквартирного дома по адресу: , ресурсоснабжающей организацией.

Из материалов дела следует, что жилое помещение истца оборудовано индивидуальным прибором учета горячей воды, однако, как видно из детализированного расчета платы за коммунальные услуги по спорному жилому помещению, с разбивкой по месяцам, представленного ответчиком, в спорный период показания по данному прибору истцом не передавались, свидетельство о поверки не предоставлялось, доступ в занимаемое жилое помещение для снятия контрольных показаний истцом не был обеспечен. Доказательств, подтверждающих обратное, в материалы дела истцом не представлено.

Доводы истца о том, что при начислении платы за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения ответчик неправомерно использует норматив потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3 и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для ГВС равной 0,0601 Гкал/м3, подлежат отклонению в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» внесены изменения в п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), согласно которым при наличии двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (далее – норматив потребления горячей воды), определяемого исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 сентября 2016 г. № 120, норматив потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3 применяется для расчета платы в многоквартирных домах, имеющих как централизованное холодное водоснабжением, так и централизованное горячее водоснабжение.

Поскольку многоквартирный в г. Уфа имеет децентрализованное горячее водоснабжение, но централизованное холодное водоснабжение, то применение указанного норматива в размере 3,186 м3 правомерно.

В приложении № 1 к Правилам № 306 введен п. 24 (1), которым для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), установлена формула 23.1. Внося изменения в п. 24 Правил № 306 и приложения № 1 к этим правилам, уполномоченный государственный орган предусмотрел не только формулу расчета, но и особый порядок установления норматива. Так, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.

Исполняя возложенную на него обязанность, Государственный комитет РБ по тарифам постановлением от 29.09.2016 № 121 утвердил нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые подлежат применению с 01.07.2017. Данные нормативы не были отменены или признаны недействующими.

Материалами дела подтверждено, что 05.06.2019 года ответчиком был направлен запрос в Государственный комитет РБ по тарифам с просьбой дать разъяснения по вопросу применения Постановления ГКТ РБ по тарифам № 121 и утвержденных нормативов потребления (с наружной сетью ГВС или без наружной сети ГВС) и получен ответ в форме разъяснения по применению нормативов потребления.

В письме от 05.07.2019 года № 04-1144-2019 Государственный комитет РБ по тарифам разъясняет, что по смыслу Постановления ГКТ РБ по тарифам № 121 система горячего водоснабжения с наружной сетью - это централизованная система горячего водоснабжения (открытая/закрытая), а система горячего водоснабжения без наружной сети- это нецентрализованная система горячего водоснабжения.

ГКТ РБ по тарифам ссылается на письмо Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.05.2019 № 17954-00/06, согласно пункту 4 которого указано, что понятие наружной и без наружной системы горячего водоснабжения законодательством Российской Федерации не установлено. Однако, по мнению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя, система горячего водоснабжения с наружной сетью - это централизованная система горячего водоснабжения, а система горячего водоснабжения без наружной сети - это нецентрализованная система горячего водоснабжения.

Более того, суд обращает внимание на тот факт, что постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», а также Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 121 (ред. от 14.06.2017) «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом» не содержат условий о разграничении органом исполнительной власти нормативов расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения в зависимости от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании не соответствующим действующему законодательству норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3, обязании произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018 года, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Оценивая правомерность ходатайства истца об истребовании документов, подтверждающих отпуск ответчиком коммунальной услуги «горячее водоснабжение», технической документации по отоплению и горячему водоснабжению МКД, договора на поставку тепловой энергии на нужды СОИ, суд исходит из того, что в настоящем споре истец не оспаривает факт получения коммунальной услуги «горячее водоснабжение» и отопление.

Доводы истца о неправомерности произведенных ответчиком расчетов и начислений по примененному нормативу основаны на неверном толковании закона.

Требование истца об обязании ответчика представить доказательства недопуска им в свою квартиру представителей организации неправомерны, поскольку при начислении платы за ресурс, оплачиваемый исходя из показаний прибора учета, бремя доказывания ежемесячного предоставления ресурсоснабжающей организации показаний лежит на потребителе услуги. Как следует из отзыва ответчика, показания по прибору учета ГВС в спорной квартире не передаются с января 2019г., в связи с чем размер платы за «горячее водоснабжение» произведен исходя из нормативного потребления. Доказательств передачи ответчику показаний прибора учета в спорный период истец не представил.

Ходатайствуя об истребовании решения мирового судьи судебного участка №7 по делу №2-156/2019, истец не указал наименование района, города, к которому относится судебный участок. Кроме того, судебные акты по такой категории дел находятся в свободном доступе на сайте судебного участка, в связи с чем истец не лишен возможности представить суду обезличенную версию судебного решения, указав, какие выводы суда не учтены или нарушены ответчиком.

Согласно пункту 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

В соответствии с пунктом 155(2) данных правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Расчет платы по жилому помещению № 233 в МКД по в , произведенный ответчиком в спорный период (с учетом установленных нормативов), проверен судом, признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам дела.

Материалами дела подтверждено, что обращения истца ответчиком рассмотрены, ему даны ответы, разъясняющие порядок начисления платы за коммунальную услугу.

Поскольку судом установлено, что права истца ответчиком не нарушены, дополнительные исковые требования, производные от основного требования ФИО1, о взыскании штрафа в порядке п.п. 155(1), 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 также подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «БашРТС» о признании незаконным начисления сверхнормативной платы, доначисление за октябрь 2018 г., взыскании штрафа в размере 14981,78 руб., снижении размера платы за коммунальные услуги на 44945,35 руб., признании норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,0601 Гкал/м3 и норматива потребления коммунальной услуги ГВС в размере 3,186 м3 не соответствующим действующему законодательству, обязании произвести пересчёт ранее начисленных платежей за период с декабря 2018 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Судья Жучкова М.Д.