ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4316/17 от 14.12.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4316/2017 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск 14 декабря 2017 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Белой Ю.А.,

с участием:

представителя истца помощника Хабаровского транспортного прокурора Гудзь В.В.,

представителя ответчика Ференцева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока», Федеральному агентству воздушного транспорта «Росавиация» о возложении обязанности обеспечить работников форменной одеждой,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока», Федеральному агентству воздушного транспорта «Росавиация» о возложении обязанности обеспечить работников форменной одеждой, указав в обоснование своих требований следующее. Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения филиалом «Аэропорт Херпучи» ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» законодательства об авиационной и транспортной безопасности, в результате которой выявлены нарушения, требующие применения мер прокурорского реагирования. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства в аэропорту Херпучи ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» при осуществлении предполетного досмотра пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, а также при проведении предполетного досмотра воздушного судна инспекторы САБ находились без форменной одежды с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками по причине ее отсутствия. Из объяснений сотрудников САБ следует, что форменная одежда им не выдавалась. В данном случае в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные работники. Поскольку при отсутствии средств индивидуальной защиты нарушаются законные права лиц, задействованных в трудовой деятельности на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, следовательно, в таком случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, настоящее заявление подается прокурором как в защиту интересов граждан, работающих в настоящее время в аэропорту Херпучи ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», так и в интересах лиц, которые в будущем вступят в трудовые правоотношения с указанным работодателем. Просит суд признать бездействие Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока», зарегистрированного по адресу: <адрес>, по необеспечению сотрудников службы авиационной безопасности форменной одеждой с нарукавными знаками незаконным, обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока», зарегистрированное по адресу: <адрес>, обеспечить сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта Херпучи - филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», осуществляющих досмотр, форменной одеждой с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками. Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского транспортного прокурора Гудзь В.В. поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика Ференцев А.С. возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом ФАВТ (Росавиацией) программой деятельности и сметой доходов и расходов. Для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчётного периода. В случае если при осуществлении деятельности предприятия выявлена необходимость осуществления расходов, которые не были учтены при формировании сметы доходов и расходов, уполномоченный орган по представлению руководителя предприятия в установленном порядке вносит в смету доходов и расходов соответствующие изменения. Уполномоченный орган (в постановлении срока нет) утверждает программу деятельности, смету доходов и расходов. Ч.8 ст.17. «Планы закупок» 44-ФЗ: План закупок формируется государственным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения соответственно плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Приказ Минтранса РФ от 05.04.2017г. N139 «О форменной одежде и знаках различия работников ФАВТ (Росавиация) и подведомственных организаций»: 1. Утвердить: описание и образцы форменной одежды и знаков различия работников ФАВТ и подведомственных организаций и правила их ношения. Перечень наплечных знаков различия работников ФАВТ. Перечень наплечных знаков различия работников организаций, подведомственных ФАВТ (приложение N3). Описание нагрудных знаков различия работников ФАВТ и подведомственных организаций по направлениям деятельности (приложение N 4). 1. Руководителю ФАВТ издать приказ о формировании технического задания на изготовление форменной одежды с детальным описанием ее предметов. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации ФИО5. 3. Для форменной одежды работников подведомственных ФАВТ (Росавиация) организаций и устанавливаются синий и белый базовые цвета тканей, голубой прикладной цвет и желтый приборный металл. Форменная одежда подразделяется по своему назначению на официальную (выходную) и служебную (повседневную), по сезону ношения - на зимнюю, летнюю и межсезонную. Официальная (выходная) форменная одежда предназначается для ношения на официальных приемах, переговорах, межведомственных совещаниях, торжественных и протокольных мероприятиях. Служебная форменная одежда предназначается для повседневного ношения, участия в совещаниях, инспекторских проверках, рабочих поездках. Стандартный комплект форменной одежды включает фуражку (фуражку со съем-
ным чехлом, шляпку или берет), тужурку (летнюю тужурку, жакет или летний жакет, куртку, свитер), брюки (юбку), рубашку (блузку), галстук (галстук-бант, шейный платок), утепленный головной убор, пальто (межсезонную куртку, плащ, реглан), кашне, перчатки и обувь по сезону. 2-3. Предметы форменной одежды: Фуражка, шляпка, летний берет, шапка, тужурка, жакет, брюки, юбка, рубашка, блузка, свитер, куртка, пальто, плащ, реглан, обувь, галстук, бант, платок, кашне, перчатки, фурнитура (пуговицы) и знаки различия (погоны, кокарда, эмблема, пряжка, значок, шитьё, орнамент на одежду (нагрудные, наплечные, на воротник) и головной убор, нашивные и съёмные). 4. Правила ношения форменной одежды (муж., жен., по сезонам и мероприятиям). 5. Правила ношения государственных наград, ведомственных знаков отличия, лент к орденам и медалям и иных нагрудных знаков. Нагрудный знак (рис.26) представляет собой выполненную из золотистого металла малую эмблему Росавиации на синем эмалевом поле, наложенную на золотистый лавровый венок, с накладной эмблемой: серебристая монограмма "СП" - регулирование перевозок; стилизованное серебристое изображение радиоволн - радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь; серебристый самолет над стилизованным изображением авиатерминала - аэропортовая деятельность; серебристая литера "А" - административная деятельность, кадровая работа. Знак без накладной эмблемы - общие вопросы управления, инспекторская деятельность, транспортная безопасность и обеспечение особо важных полетов. Размеры знака -18 х 70 мм. Знаки различия по направлениям деятельности носятся на правой стороне груди на тужурке и жакете ниже уровня угла лацкана на 70 мм, на куртке и свитере на 10 мм выше верхнего края нагрудного кармана». П.40 Правил №104 на котором основывает свои требования прокурор, касается форменной одежды, установленного образца, который в свою очередь на момент подачи иска не установлен для ответчика, а сам ответчик согласно закона и Устава (статьи 13, 19,22) не обладает подобным самостоятельным правом либо соответствующей обязанностью. Ч.З ст.15 Конституции РФ и Постановление Правительства РФ №1009 устанавливают, что не опубликованные нормативные акты не применяются. Приказ Минтранса России от 17.10.1994г. № 76, на который ссылается прокурор, не опубликован.

Выслушав позицию участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 83 ВК РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Из положений ст. 84 вышеуказанного закона следует, что лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством: 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции".

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, а также грузы и почта. (ст. 85 ВК РФ)

Проведение предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел. (ч. 4 ст. 85 ВК РФ)

Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

В соответствии с п. 40 указанного Приказа, в период проведения досмотров сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, должны быть одеты в форменную одежду установленного образца с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками.

Как следует из п. 1.9. Типовых положений о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного приказом Минтранса России от 17.10.1994 г. № 76, работники службы авиационной безопасности аэропорта обязаны иметь отличительные нарукавные знаки установленного образца. Образец нарукавного знака разрабатывается и утверждается Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесено Решение о проведении проверки исполнения законодательства в филиале «Аэропорт Херпучи» ФКП «Аэропорты Дальнего Востока». Предметом проверки является исполнение законодательства о транспортной безопасности и безопасности полетов, исполнение законодательства при реализации государственных программ, направленных на развитие авиационного транспортного комплекса в аэропорту Херпучи.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение п. 40 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104, п. 5.2. Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 76, инспекторы службы авиационной безопасности аэропорта Херпучи при проведении досмотров не одеты в форменную одежду установленного образца с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками по причине ее отсутствия.

Отсутствие на форменной одежде нарукавных (нагрудных) отличительных знаков подтверждается также объяснениями работников аэропорта Херпучи, взятых в ходе проведения проверки.

В связи с результатами проверки Начальником САБ аэропорта Херпучи направлены в адрес Николаевской транспортной прокуратуры возражения (замечания) к Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, где отсутствие форменной одежды с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками не оспаривалось, возражений по данному факту не представлено.

В соответствии с п. 5.2. Типового положения о Службе авиационной безопасности Аэропорта, администрация аэропорта осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта. Служба авиационной безопасности должна быть обеспечена: служебными и складскими помещениями, а также оборудованием и мебелью для них; автотранспортом для обеспечения деятельности службы; средствами радио- и телефонной связи; предметами форменной и специальной одежды гражданской авиации и другими материальными средствами.

Согласно положений ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

До настоящего времени выявленные нарушения ФКП «Аэропорты ДВ» не устранены.

Доводы ответчика о том, что Приказ Минтранса России от 17.10.1994 г. № 76 не вступил в законную силу судом не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм права.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности требований Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела, суд определяет разумный срок: 1 год с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» по необеспечению сотрудников службы авиационной безопасности форменной одеждой с нарукавными знаками незаконным.

Обязать Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта Херпучи - филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», осуществляющих досмотр, форменной одеждой с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Дата принятия решения суда в окончательной форме 19 декабря 2017 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева И.А.